Телевизор, что ты делаешь?
Каким российское телевидение видит интернет
Выясняется, что для многих интернет — это область сакрального знания почище квантовой физики, полумифическая сущность — может, он есть, а может, и нет — кто его разберет. От столкновения с ним телевизионщики как минимум цепенеют, и это магическое ощущение растерянности заставляет их в рассказах об интернете пороть такую выдающуюся чепуху, что мы больше не можем молчать.
Поводом для этого материала стал сюжет Первого канала, показанный в программе «Воскресное время» 3 февраля. В этом сюжете, посвященном психологической зависимости от социальных сетей, рассказывается в том числе история бортпроводницы «Аэрофлота» Татьяны Козленко, уволенной за некорректную фотографию в социальной сети. На снимке стюардесса, лица которой не видно, показывает сидящим к ней спиной пассажирам неприличный жест. Нашедшие фотографию блогеры призвали «Аэрофлот» к ответу, и Козленко уволили, хоть она и утверждает, что не имеет к снимку никакого отношения и просто поставила «лайк».
Иллюстрируя эту печальную историю скриншотом страницы бывшей стюардессы в социальной сети «ВКонтакте», Первый канал по какой-то необъяснимой причине заменил в шапке страницы название «ВКонтакте» на Facebook. Авторы программы не поленились даже в адресную строку ввести адрес сайта Facebook, хотя любому человеку, который не первый день в интернете, подмена сразу бросается в глаза. Зачем это было сделано — известно только продюсерам Первого канала, который, кстати, героически отмалчивается даже после того, как на подлог обратили внимание блогеры и интернет-СМИ.
В сюжете, стоит заметить, внимания заслуживает не только эта нелепая мистификация. Зависимость от социальных сетей Первый сравнивает — ни больше ни меньше — с героиновой зависимостью. «Мне так проще общаться с людьми. Мне стыдно это признать, но я наркоман», — говорит под тревожную музыку закадровый голос потерянного для общества интернет-джанки, которого отчаяние довело до кабинета психиатра. Cмелые параллели доводят авторов до абсурдных выводов: мол, вышел в интернет — пеняй на себя (читай: проверил почту и не был послан — вышел сухим из воды).
При всей любви тележурналистов к экспрессии и перегибам стоит отметить, что в одном они в некотором роде правы: интернет — это враждебная среда, местами переходящая в деструктивную. Не просто так одна из базовых заповедей интернета гласит: «Это интернет, детка. Здесь могут послать на**й». Так что, если вы не готовы и дальше подвергать себя испытаниям, закрывайте браузер и берите пульт — скоро новости на Первом.
Алексей Каданер