ХОРОШИЙ ФОРУМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ХОРОШИЙ ФОРУМ » Философия » Дорога к себе>>


Дорога к себе>>

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

Отрывок из книги Ошо «Игра жизни. Таро в духе дзен»

«На Востоке есть одна древняя притча о том, как львица, прыгая с одного холма на другой, в момент прыжка родила львенка. Львенок упал в стадо овец. Овца выкормила львенка, не зная, что это лев, их враг. И львенок жил, не зная, что он лев, так как все вокруг него были овцами. Он жил в стаде как овца.

Овцы никогда не ходят в одиночку, они ходят стадом, практически наступая друг на друга, и трясь друг о друга телами. Они бояться быть одни… может напасть хищник; нужно держаться всем вместе.

Львы ходят в одиночку и никогда – стадом.

У львов очень большая территория. Они никого на нее не пускают. Иногда бывает, что один лев владеет пространством в несколько квадратных миль. И ни один другой лев не смеет переступить границы этой территории. В противном случае начнется жестокая борьба…

Однако этот бедный львенок даже не подозревал, что он лев; он не имел малейшего представления о том, как он сам выглядит… и, хотя он был странной овцой, он все же был овцой, так как питался травой, что не свойственно львам. Львы скорее умрут, чем начнут, есть траву. Он ходил в стаде прямо в середине – для безопасности, хотя был выше и больше остальных, но сам об этом даже не подозревал. Он никогда не рычал, как лев, – как же можно рычать, если не имеешь об этом никакого представления? Он спал, как овца, боялся, как овца…

Однажды все это увидел старый лев. Он не тог поверить своим глазам!.. Лев никогда не видел, чтобы львы общались с овцами… Это было невозможно.

Старый лев… побежал за стадом… старому льву, с огромным трудом удалось схватить молодого льва. Тот визжал и блеял, как овца.

Старый лев притащил молодого к ближайшему пруду. Молодой лев был ужасно напуган, он не хотел идти, упирался. К тому же он был сильнее старого льва. Если бы молодой лев знал, что он – лев, то старый лев никогда бы не притащил его к пруду – молодой лев убил бы его! Но он был овцой, поэтому и позволил старому льву, тащить себя… он знал, что ему грозит верная смерть, так как многие овцы были убиты львами, а теперь настал и его черед.

Но у пруда свершилось чудо: старый лев сказал молодому: «Сын мой, посмотри в пруд». Они оба отразились в нем. И произошла внезапная трансформация. Поскольку овца не была реальностью, она была ложным представлением, навязанным сообществом, в котором воспитывался лев. Она была его личностью, но не индивидуальностью. Она была его эго, но не его истинным «Я». Она была лишь маской, но не подлинным лицом.

В первые молодой лев увидел оба лица, и внезапно раздался рык. Он вышел из самых глубин его существа и сотряс всю округу.

И старый лев сказал: «Мое дело сделано… теперь ты можешь быть сам по себе. Теперь ты знаешь, кто ты».

***

…Вам наверняка доводилось наблюдать за маленькими детьми, чьи личности еще не развились. На это требуется время. В течение первых трех-четырех лет своей жизни ребенок является большей индивидуальностью, чем ему удастся стать еще когда-либо. Он настоящий, он искренний. Он не обращает никакого внимания на мнения других.

…Причина, по которой вы сейчас не можете вспомнить первые три года своей жизни, состоит в том, что у вас – не было личности. Именно личность собирает мнения других и создает фальшивый образ, представление «кто я есть». И вы по-настоящему не знаете, кто вы, поскольку, чтобы познать себя, вы должны очень глубоко в себе копнуть, чтобы пробиться сквозь весь этот мусор, который вы насобирали под видом личности. Вы снова должны стать ребенком.

…Вы знаете, что у вас есть определенное имя, – а знаете ли вы, что вы пришли в этот мир без имени? У вас есть определенное образование, определенная квалификация – но вы знаете, что родились вы не врачом, не инженером и не профессором. Это было к вам прибавлено. Но это – то, чем вы стали: если все это отнять, что от вас останется?..».

(с) Ссылка

0

2

Leda написал(а):

В течение первых трех-четырех лет своей жизни ребенок является большей индивидуальностью, чем ему удастся стать еще когда-либо. Он настоящий, он искренний. Он не обращает никакого внимания на мнения других.

БольшАя часть психологических школ эту часть личности, которая уже есть у маленьких детей, называет "эго". Никуда она от нас не девается. Но у более взрослого человека над ней образуется надстройка "супер-эго". Именно она отвечает как за мораль и соответствие нашего поведения общественно приемлемым представлениям, так и за рациональное мышление и возможность принимать осознанные решения относительно своих поступков.
Ребенком движет чистый эгоизм. Но при этом он уже очень хорошо знает, кто главный, а кем можно пытаться "командовать" или манипулировать. Это поведение ребенка основано на эмоциональном понимании, а не на рациональном мышлении, поэтому иногда кажется взрослым "чистым и искренним". Действительно, кто из нас не хотел бы иногда следовать своим побуждениям, и при этом, чтобы ему за это "ничего не было". Чтобы эгоистические порывы "эго" умиляли, а не возмущали окружающих.
Вернуться в раннее детство - это не дорога к себе, это дорога назад, с потерей всего, что делает нас людьми, а не обезьяньими детенышами.
Но и полное подчинение своего "эго" обществу, некритичное принятие навязанных стереотипов - это тупик.
Дорога к себе лежит через осознание своей индивидуальности на взрослом уровне и через переосмысление всех (или хотя бы большинства) навязанных догм и правил, с их последующим отрицанием или принятием на сознательном, критическом уровне.

Отредактировано Delia (Понедельник, 23 июля, 2012г. 10:56:46)

+1

3

Delia, т.е. в этот мир мы приходим никем?))

0

4

:O

0

5

Весьма спорные  заключения...

Насколько я поняла, притча и текст о самооценке человека.

Призыв "Вы снова должны стать ребенком. Вернись к себе" 

- Мне слышится как призыв "Взгляни на себя честно и с любовью к самому себе".

В первые два года жизни закладываются первые опоры фундамента будущей личности человека, в три года ребенок начинает говорить "Я" (моя раньше намного!), но в 1,5 года даже походки у детей различаются так же как будущие личности в проекции времени...

"Снова должны стать ребенком" - это призыв вернуться к самопознанию! Школа -своими учительскими характеристиками - часто ставит точку в этом процесс уже в начальных классах!

Никто не в состоянии  существовать без правильного представления о том, на что он способен.

Потребность "знать, что я могу и на что я способен" -  заложена моторчиком в каждом из нас и просто обязана быть тягловой силой  в нелегкой задаче честного исследования и понимания себя.

0

6

Delia! После тебя писать совершенно нечего.)) Я тебя обожаю.

Leda написал(а):

Delia, т.е. в этот мир мы приходим никем?))

Ну почему же никем? Мы приходим уже с определенным набором ДНК)) Но ты вспомни детей-маугли. То есть от окружения еще много чего зависит.

0

7

koe-kto, ну вот дети-маугли этот как раз как лев-овца, потом происходит "воспитание" (в самом широком смысле слова), и теперь что бы ему снова стать человеком (львом) и забыть вообще все чему его учили, что он видел, до чего доходил своими мыслями (со стороны овцы/маугли), все свои оценки происходящего и данности (со стороны овцы/маугли), что бы стать независимым от этого "воспитания", что нужно сделать? Просто переосмыслить? А как переосмыслить, если что-то в нём уже заложено и он будет все равно мыслить с учетом всего этого?

0

8

Leda написал(а):

что бы стать независимым от этого "воспитания", что нужно сделать? Просто переосмыслить?

У Маугли, в реале, а не в сказке, просто нечем.  Ни центр речи, ни абстрактное мышление по-человечески у них не развивается. Девочки, найденные в джунглях, потом ещё десяток лет рычали и алкали еду на четвереньках из мисок...Рожденный в бараке, даже если его выучить на архитектора, будет строить большие и монументальные, но- бараки (не помню кто сказал)...

Загадки интеллекта и психической деятельности души, которые ещё не расшифрованы.
И вопрос, там ли, в ДНК,  оно всё?

Ещё Вернандский высказал идею о Ноосфере и Едином информационном поле,  многие загадки имеют объяснение, если эту теорию применять. Но доказать на данном этапе развития цивилизации сложно или не возможно...

Как могли бы доказать наличие магнитного поля моряки Колумба, использовавшие осколок магнитной руды на кусочке пробки, плавающей в воде? - Да никак! Но плавать-то плавали и новые материки открывали, как-бы кое-кто не верещал тогда, что кусок руды никуда не годится и никуда не приведет...

К чему про магнит и Колумба? К тому, что если гипотеза или теория не имеет (пока) доказательств, это не значит что её не надо дорабатывать.

И что тайна человека и происхождения его разума и психики остаются.

Себя переосмыслить - качественный скачок, мало кто на это способен.

Ещё раз- притча о "льве-овце" - это притча о самооценке.

Был бы интересен вопрос- что открывает глаза человеку, чтобы дать себе адекватную самооценку?!

+1

9

Leda написал(а):

что нужно сделать?

Читать умных людей. Общаться по возможности с ними.

Leda написал(а):

А как переосмыслить, если что-то в нём уже заложено и он будет все равно мыслить с учетом всего этого?

Ну конечно же,  полностью невозможно избавиться от того, что у тебя с детства.  С чем-то приходится жить до конца дней. Ну, может, это и неплохо - так сохраняется разность взглядов, что опять же, служит источником размышлений. А то если все будут мыслить одинаково...

0

10

Leda написал(а):

Delia, т.е. в этот мир мы приходим никем?))

Мы приходим в этот мир с определенными способностями и склонностями. Но для того, чтобы они развились и проявились, нужно влияние среды, воспитание.
Я уверена, что в каком-нибудь племени пигмеев вполне может родится гениальный математик. Но об этом никто никогда не узнает, потому что этот ребенок не получит вовремя нужного образования, чтобы его математические способности могли проявиться.
Характер человека возникает из смеси его врожденных качеств и воспитания. В разные времена и в разных культурах детей воспитывают по-разному. Где-то стараются дать возможность наиболее ярко проявить природные склонности (если они не во вред обществу), а где-то их ограничивают и подавляют, чтобы получить личность, как можно больше подходящую под строгие правила общества.
Но, в любом случае, призыв отбросить все, чему человек научился, и вернуться в раннее детство, звучит странно. Настоящее интеллектуальное самосознание начинает развиваться (плюс-минус) с трех лет. Осознанные моральные принципы (а не слепое принятие "хорошо" и "плохо") и того позже.
Я понимаю призыв к освобождению от навязанных воспитанием ложных ценностей и стереотипов. Но их надо заменить сознательными ценностями и разумными суждениями, а не детской непосредственностью и "здоровым" эгоизмом.

0

11

Delia написал(а):

Мы приходим в этот мир с определенными способностями и склонностями.

C потенциальными способностями или склонностями.

Великий дегустатор от природы, при невнимательной матери, с детства часто болеющий ангинами и обострениями  хр. тонзиллита великим дегустатором или "нюхачем" не станет никогда.
Он даже не узнает, что был рожден с уникальными рецепторами языка и носа...

А если отец мальчика,  рожденного с уникальными способностями к игре на скрипке будет солдафонски гонять и заставлять рубить поленья, то он станет в лучшем случае ударником... И никогда не узнает, что был рожден стать скрипачем.

Социальная среда определяет сознание. Социальная. Но у каждого определит свое - у одного - подобное сотням, мыслящее стереотипами, а у другого- прямо противоположное...

Delia написал(а):

Характер человека возникает из смеси его врожденных качеств и воспитания.

Хмык...  официальная точка зрения, что воспитание, как процесс, протекает не только на примерах и требовательности, но и вопреки им.

Delia написал(а):

Осознанные моральные принципы (а не слепое принятие "хорошо" и "плохо") и того позже.

   
:) Исследования и эксперименты говорят немного о другом.

Эксперименты Пола Блума

- Существует все больше научных доказательств тому, что человек, возможно, обладает врожденным чувством добра и зла, - заявил по результатам эксперимента глава исследовательской группы, профессор психологии Пол Блум.  Подробнее >>

Известный американский ученый Марк Хаузер  утверждает , что люди обладают врожденным моральным инстинктом, действующим независимо от их пола, образования и вероисповедания.

Благодаря этому инстинкту, они могут "быстро и неосознанно выносить суждения о добре и зле.
Доказывает  эту мысль на многочисленном анализе данных  психологии, лингвистики, философии, экономики, социальной антропологии и приматологии, дает подробное объяснение природы человеческой морали, ее единства и источников вариативности, прослеживает пути ее развития и возможной эволюции.  Выводы, как и многое в психологии,  основаны на  результатах, обработанных статистически, но, выборку ученые делали уверенно репрезентативную."

0

12

Litta-Lo написал(а):

Благодаря этому инстинкту, они могут "быстро и неосознанно выносить суждения о добре и зле.

Никто и не спорит. Вот только не существует абстрактного добра и зла. В разных культурах добром и злом считаются зачастую совершенно противоположные вещи.
Я категорически против мнения, что "западная" или христианская цивилизация обладает монополией на правильное понимание добра и зла.

0

13

Delia:love: никто не претендует на монополию на правильное понимание Добра и Зла.

Абстрактного добра и зла, честно, не существует.

Если можно, приведите примеры как понятия "зла"  или "добра" в каких-то культурах" понимаются противоположно. 

Вы же не будете  писать про "улыбаться в европейской культуре - хорошо, а в восточных культурах- знак горести или недружелюбия". Это не понятия о Добре и Зле, это понятия как, в какой форме их проявлять.

В древней и не очень Монголии во время наводнения из утлой лодочки маленьких детей выбрасывали в воду - "новых заведем". А вот взрослым, которые могут завести кучу новых детей -как раз  надо спасаться.
Но это не понятия Добра и Зла.
Они прекрасно знают, что смерть малыша - Зло. Но выбирают по СВОИМ ПОНЯТИЯМ - зло меньшее (рука не поворачивается писать "меньшее") для дальнейшего сохранения рода.

Больше пока не пришло в голову примеров... :)

0

14

"Нельзя без последствий для здоровья изо дня в день проявлять себя противно тому, что чувствуешь; распинаться перед тем, чего не любишь, радоваться тому, что приносит несчастье. Наша нервная система не пустой звук, не выдумка. Она — состоящее из волокон физическое тело. Наша душа занимает место в пространстве и помещается в нас как зубы во рту. Ее нельзя без конца насиловать безнаказанно".

Борис Пастернак, "Доктор Живаго"

0


Вы здесь » ХОРОШИЙ ФОРУМ » Философия » Дорога к себе>>


Создать форум.