Америка встревожена: русские разрабатывают генное оружие?
На совещании у Путина Анатолий Сердюков проговорился о том, что Минобороны готово разрабатывать оружие, запрещенное международными конвенциями
Совещание по проблемам вооружений, проходившее под руководством премьер-министра Владимира Путина, вызвало ажиотаж в американской прессе. Повод для газетной истерии дал российский министр обороны Анатолий Сердюков. Он заявил, что его ведомство готово разрабатывать «оружие на новых физических принципах», и в частности – генетическое.
Такое заявление вызвало очень резкую реакцию за океаном. «Министру и вновь избранному президенту стоит напомнить о международных конвенциях, которые запрещают использование и производство химического и биологического оружия», – пишет американское издание Foreign Policy.
Управляемые эпидемии
Генетическое оружие является новым словом в развитии биооружия. В отличие от препаратов-предшественников, оно теперь позволяет избирательно истреблять отдельные группы населения, например, только мужчин или только чернокожих. Идея состоит в том, чтобы «научить» микроорганизмы атаковать носителей определенных аллелей в хромосомах. На нецелевую аудиторию боевые патогенны ГО должны действовать слабо или не действовать вообще. Способность к избирательному поражению открывает перед генетическим оружием самые широкие перспективы: ведь современные типы биологического оружия невозможно применить ни в локальных войнах, ни даже в широкомасштабном конфликте, – если, конечно, речь не идет о войне на взаимное уничтожение.
Биохимики и генетики вплотную подошли к созданию такого рода «продвинутых» инфекций. Дорогу военным технологиям проложили исследования в области медицины и трансгенной инженерии. Несколько лет назад английские ученые научились с помощью вирусов маркировать раковые клетки в теле живого человека. А производство генетически модифицированных продуктов позволило на технологическом уровне отработать «конструирование» живых организмов с заданными параметрами.
О реальности создания ГО еще в 2006 году официально заявила Британская медицинская ассоциация: «В ближайшее десятилетие может быть создано генетическое оружие массового уничтожения. Быстро прогрессирующее развитие генетики способно уже в ближайшие годы стать причиной проведения невиданных по масштабу этнических чисток».
Специалисты утверждают: даже современных знаний о геноме человека достаточно, чтобы сконструировать патогены, нацеленные на уничтожение 50 этносов, имеющих генетически выраженные отличия.
Предвыборные обещания и дуболомы в штабах
О создании биологического «вундерваффе», которое, безусловно покорило бы сердца таких деятелей, как Гитлер и Муссолини, в шестой предвыборной статье упомянул Владимир Путин. Правда, сделал он это вскользь и в самом общем виде: «Большое, если не решающее, значение в определении характера вооруженной борьбы будут иметь военные возможности стран в космическом пространстве. А в более отдаленной перспективе – создание оружия на новых физических принципах: лучевого, геофизического, волнового, генного, психофизического». Из текста следует, что российский премьер и его консультанты имели в виду лишь то, что такие типы вооружений в будущем станут серьезной угрозой. О том, что Россия намерена разрабатывать такое оружие, в статье не было сказано ни слова.
Тем не менее, армейское руководство решило взять «под козырек»: «Мы детально и всесторонне проработали Вашу статью и подготовили план реализации тех задач, которые там были озвучены и поставлены перед Министерством обороны», – заявил Анатолий Сердюков на совещании по проблемам вооружений. Всего министр выудил из предвыборной статьи премьера 28 глобальных задач, в том числе «создание достоверного прогноза угроз безопасности России на 30-50 лет» и «создание оружия на новых физических принципах: лучевого, геофизического, волнового, генного и психофизического».
В серьезность этих обещаний многие эксперты не поверили. Некоторые отметили, что ведомство Сердюкова успешно провалило в прошлом году вполне «реальный» гособоронзаказ. Спокойно отнесся к прожектам своего подчиненного и Владимир Путин, ранее уже перепоручивший оборонку и вопросы обеспечения армии более практичному Дмитрию Рогозину.
Трудности перевода
Однако на Западе молчание будущего российского президента расценили как одобрение предложений Сердюкова. По мнению западных обозревателей, Москва тем самым выдала свои агрессивные намерения: «В декабре минувшего года Россия, на седьмой конференции по безопасности в Женеве, уверяла, что «полностью выполняет все обязательства» и «не разрабатывает, не производит, не накапливает» биологическое или токсинное оружие», – негодуют сотрудники Foreign Policy.
===================================
Кроме того, Запад на десятилетия обогнал Россию в генных и биомедицинских технологиях.
За 20 лет после развала Советского Союза российские ученые никогда не получали таких средств на ведение исследований, как их европейские и американские коллеги. Более того, значительная часть наиболее талантливых биохимиков и генетиков выехала из России на Запад, и сейчас трудится в лабораториях Германии, Нидерландов и США.
В РФ делать генетическое оружие некому и не на чем, – отмечают эксперты. А вот за рубежом этой проблемой занимаются давно и всерьез. Еще в 1998 году министр обороны США Уильям Коэн заявил, что Израиль близок к созданию «боевых патогенов, которые могли бы быть этически специфичны», пояснив, что руководство еврейского государства пытается создать инфекцию, которая бы убивала арабов, но не евреев.
По мнению американских аналитиков, до 90 % исследований в молекулярной биологии и генетике можно в любой момент перепрофилировать на создание генетического оружия. Абсолютное большинство таких работ ведется в США, Японии и Западной Европе, но отнюдь не в России.