2-4 фунта стерлингов чистой прибыли от похорон ребенка получали в Великобритании родители, если предварительно застраховали его на случай смерти в погребальном клубе. Доход приносила разница между страховой премией и стоимостью похорон. А потому в середине XIX века в стране началась волна убийств детей в бедных семьях, и число жертв измерялось многими тысячами. Причем убивали детей, нисколько не боясь наказания. По данным исследователей, в Великобритании в среднем по экономическим причинам ежегодно убивали около 12 тыс. детей. Но попадало в суд и осуждалось лишь мизерное количество детоубийц.
Пещерная нравственность
С наступлением XIX века, именовавшегося веком научных открытий и технического прогресса, просвещенная часть человечества начала раздумывать о вещах, которые прежде считались если не естественными, то вполне обыденными и привычными. К примеру, о частых убийствах детей, наблюдавшихся практически во всех странах, начиная со считавшихся самыми дикими и до тех, что входили в число образцов цивилизованности.
Этнографы во время экспедиций в самые отдаленные земли, а археологи и историки в ходе своих исследований пытались восстановить историю того, как и при каких обстоятельствах люди начали уничтожать своих детей и как к этому явлению относились окружающие. Собственно, сделанные в результате подобных исследований выводы нетрудно было предугадать. Отношение к младенцам и детям у племен, пребывающих в первобытном состоянии, резко отличалось от того, что бытовало у народов, давно вышедших из пещер.
К примеру, в большинстве исследованных племен в отдаленных друг от друга частях планеты одинаково быстро и безоговорочно убивали уродливых детей или родившихся с физическими недостатками младенцев. При этом этнографы отмечали, что обоснованием для убийства служат чисто практические соображения. Уродства могут передаваться по наследству следующим поколениям, а физически ущербные члены племени не смогут себя прокормить и превратятся в обузу для семьи и общины.
По чисто житейским мотивам обрекались на смерть и дети умершей во время родов женщины, ведь выкармливать ребенка и заботиться о нем никто, кроме матери, не мог и не стал бы. Разница заключалась лишь в том, что в Океании таких младенцев закапывали заживо вместе с матерью, а у племен Крайнего Севера отец укладывал новорожденного на покойницу, заворачивал их в звериную шкуру и оставлял на высоком месте на съедение зверям.
Единый подход наблюдался у разных племен и в случае рождения двоен. Как правило, одного из детей тут же убивали, чтобы другому хватило материнского молока для полноценного развития.
Сугубо житейскими соображениями, как отмечали исследователи, отличался подход к истреблению соплеменников при наступлении тяжелых и голодных времен. В первую очередь пускали под нож и съедали не домашних или ездовых животных, а стариков и детей. Причем эту картину Дарвин наблюдал в Южной Америке, другие исследователи — в Австралии, Азии и Африке. А русский ученый С. С. Шашков описал похожие события, происшедшие в 1816 году в Туруханском крае Российской империи.
Отредактировано Ромашка (Пятница, 8 июня, 2012г. 09:12:10)