Известно письмо Эйнштейна философу Э. Гуткинду, в котором он писал, что понятие Бога - продукт человеческой слабости, а Библия - по-детски примитивна. Это письмо было продано с аукциона в 2008 г. за 400 тыс. долларов. Его содержание противоречит высказываниям учёного, отмеченных его биографом: «Я не могу себе представить настоящего учёного, который не обладал бы глубокой верой. Это можно выразить и так: « нельзя верить в безбожную науку», « безбожная наука хромает». «Я верю в Бога как личность и по совести могу сказать, что ни одной минуты моей жизни я не был атеистом» [111]. Эйнштейн не мог представить безбожную науку, но мог представить пустое пространство, объединённое со временем. Таков его уровень познания естествознания! Приведённые противоречивые цитаты не позволяют понять был ли Эйнштейн атеистом, или верил в какого-то своего Бога, или в разные периоды жизни мог писать разное.
Если бы он был атеистом, вряд ли состоялась бы поддержка его работ Церковью, а такая поддержка оказалась реальной силой, продвигавшей его в выдающиеся учёные. Что же выиграла иудейская и христианская религия? Как это следует из выступлений ученых-богословов Ватикана, римских пап и генерала Ордена Иисуса Педро Аруппе, именно в трудах Эйнштейна была теоретически доказано Творение Мира почти по Ветхому Завету. Идеалистическая, не материальная основа теории и выведенная на её основе теория Большого взрыва - рождения Вселенной из ничего вне времени и пространства стали научным подтверждением боготворения мира.
Здесь просматривается прямая связь Церкви XVI и ХХ веков. В первом случае, когда основы Церкви зашатались под натиском наук эпохи Возрождения, появился лже-Птолемей, научными формулами объяснивший вращение всех звёзд и планет вокруг богом созданного центра - Земли. Натиск наук на религию в конце XIX и начале ХХ века оказался ещё более мощным, и у Церкви появился заказ на нового лже-Птолемея. Предполагаю, что такую роль, осознанно или нет, выполнил А. Эйнштейн.
Случайна ли роль церкви в развитии науки при лже-Птолемее и Эйнштейне? Настоящая наука - познание естества Природы в её развитии, а вера в её боготворение - это отказ от познания. Наука доказывает, а Церковь учит вере. Научный атеизм подрывает власть и благосостояние Церкви, то есть противоречит её интересам. Ещё в заповедях Моисею, разделивших избранный народ на 12 колен израилевых, была выделена секта левитов, обязанная блюсти ковчег с заветом Бога, а все остальные колена должны выделять на их содержание десятину от всех своих доходов и трудов. Задачей верующих является и содержание христианской церкви, представляющей Дом Бога и «тело Господне». Пусть верующие строят церкви, а учёные должны строить здание Науки!
Великий Эйнштейн оказался орудием поддержки и экономических, и идейных основ Церкви. Его теория помогала опровергать научные положения Ньютона, против которых уже несколько столетий искали какое-нибудь научное противоядие римские папы, Папская Академия наук, Орден Иисуса. Чем же не угодил великий Ньютон Церкви? Оказывается, среди рукописей Ньютона 250-летней давности, хранящихся в Еврейской национальной библиотеке в Иерусалиме, были обнаружены расчёты, в которых Исаак Ньютон обосновывает конец христианской эры в 2060 г. Такой близкий «конец света» и Церкви не мог понравиться, и потому доказать лживость этого предсказания стало одной из задач богословов.
Известно, что на протяжении всей своей научной деятельности Ньютон изучал Священное Писание и пришёл к выводу, что Библия - это божественный план истории человечества и Природы, изложенный в иносказательной форме. Его выводы о предназначении Библии некоторые исследователи называли «четвёртый закон Ньютона». Большинство его выводов оказались подтверждёнными. Например, сбылось его предсказание о возрождении еврейского государства с помощью дружественного народа. Государство Израиль было провозглашено в 1948 г. по решению ООН при мощной поддержке США.
Чтобы опровергнуть Ньютона, признанного учёного и ответственного мыслителя, кредо которого было: «гипотез не измышляю», требовался высокий научный авторитет. Поэтому Церковь поддерживала учёных, способных поколебать предсказание Ньютона о столь близком для неё свершении Апокалипсиса Святого Иоанна. Вероятно, Эйнштейн оказался одним из них. Благодаря ему рождение Вселенной было отодвинуто в прошлое на миллиарды лет, и, соответственно, до конца света также можно ожидать тоже миллиарды лет.
Существование Бога оказалось приемлемым и современной науке, когда невозможность полного представления об устройстве мира можно было списать на непостижимый божий замысел. Многие учёные приходят к Богу, как к высшей идее красоты и гармонии мира. При этом научные попытки приблизиться к этому замыслу ведут к самоутверждению учёного, окрыляют его и даже поднимают гордыню. Именно такой, как мне кажется, и была религиозность Эйнштейна. Эйнштейн не верил в Бога, «который хлопочет о судьбах людей», но его вера в Создателя была глубже. Он воспринимал мир как объективный, но предполагал его божественное создание.