Дегуманизация -
1. действия, которые затрудняют идентификацию жертвы насилия, например, уродование лица жертвы побоями до неузнваемости или отношение к своим жертвам, как к объектам, а не людям (Бартол, 2004);
2.) обезличивание, обесценивание образа человека, собственной или чужой жизни. Выражается утверждениями об отсутствии или утрате ценности человеческой личности, создании своеобразного «антиидеала» человека.
Яркой иллюстрацией этому выражение историка В.Ключевского «человек - это величайшая скотина в мире», такая максима человека из подполья у Ф.М.Достоевского, как «человек – не свинья, он ко всему привыкает», или известный афоризм «человек человеку - волк» древнеримского комедиографа Плавта.
При этом личности отказывается в уникальности, отрицаются ее неповторимые особенности, осуществляется импульсивная или продуманная дискредитация высокого образа человека, как рационального и гуманного существа. «Что есть человек, когда он занят только сном и едой? Животное, не больше», - изрекает один из персонажей У. Шекспира.
Дегуманизацией пронизаны некоторые психологические теории, к которым А.Маслоу относит психоанализ З.Фрейда и бихекиоризм Уотсона, а также определённые философские системы.
Для дегуманизации характерны:
1. пренебрежение к личности как таковой или отдельным общностям людей (нациям, расам, группам по половому и религиозному признаку),
2. обесценивание человеческой жизни,
3. лояльное, порой позитивное отношение к насилию,
4. категоричность мышления в том, что касается отрицания высших проявлений человечности. Психологическую основу дегуманизации образует, по-видимому, уязвлённое чувство самолюбия, неспособность преодолеть комплекс неполноценности на путях подлинно созидательной активности, на что указывает, в частности, А.Адлер.
Люди, ставшие объектами дегуманизации, сравниваются с нечеловеческими существами: с животными, насекомыми, грязью, вирусами, крысами, тараканами, недостойными людского облика.
Эти сомнительные аналогии прочно закрепляется на относительно высоком социальном уровне в виде сложившейся системы нигилистических принципов, взглядов и убеждений, иногда подкрепляемой официальными властями в виде определённой социальной политики.
Очевидно, что дегуманизация – это многоуровневое явление, которое характерно как для индивидуального, так и коллективного сознания.
В первом случае, дегуманизация может проявляться, например, в форме обезличивания женщины потенциальным насильником, который руководствуется убеждением в том, что «все женщины одинаково порочны», «все они неверные и хотят только одного» и т.п.
На уровне коллективного сознания дегуманизация становится идеологией или же относительно стихийным массовым явлением. В качестве примера можно привести мысль А. Тойнби, который усмотривает в историческом процессе одну неизменную закономерность – вневременную «дегуманизацию господствующего меньшинства», т.е. спесивое отношение ко всем тем, кто находится за пределами правящего элитарного класса, когда большая часть человечества заносится в разряд «скотов», «низших», на которых смотрят как на само собою разумеющийся объект подавления и глумления.
При этом ряд зарубежных исследователей подчеркивают, что дегуманизация является лишь одной из стадий социально-психологического обусловливания агрессивности.
При этом эффект эмпатии, т.е. возможность поставить себя «на место» угнетаемого, отсутствует.
Происходит демонизация других: идентифицирование аутгруппы как зла, единственного источника всех личных и общественных проблем.
Таким образом, дегуманизация осознается как еще один шаг во всевозрастающей агрессивности, она делает насилие в отношении аутгруппы более вероятным.
Дегуманизация психологически защищает человека от раскаяния после акта агрессии.
С другой стороны, некоторые исследователи приходят к выводу относительно того, что дегуманизация, кроме обезличивания других людей, рано или поздно приводит и к самообезличиванию, т.е. утрате осознания собственной идентичности (Дж. Рубин, 2002).
Возросший уровень социальной тревожности и страхов, восприятие социальной среды как угрожающей и агрессивной в значительной степени обусловливают и дегуманизацию общественных отношений в социуме.
По своему существу, брутальность становится негативным адаптационным ресурсом, инструментом приспособления к стрессогенной и рискогенной среде.
===========================================================
Ученые обнаружили возможную причину бессердечности
Отвращение, которое вызывают у людей бездомные и наркоманы, объяснили при помощи томографии
Исследование, проведенное специалистами Принстонского университета и Университета Дьюка в США, показало, что у людей, испытывающих чувство отвращения при виде бездомных или наркоманов, не активируется участок нейронной сети, относящийся к социальному познанию.
В эксперименте американских ученых 119 студентов просмотрели и оценили по различным критериям фотографии людей четырех социальных типов, каждый из которых должен был вызвать определенную реакцию: гордость, зависть, жалость или брезгливость.
После этого участники эксперимента прошли магнитно-резонансную томографию и снова оценили фото.
Оказалось, что у некоторых студентов нейронная сеть, вовлеченная в социальное взаимодействие, не реагирует на изображение наркоманов, бездомных, иммигрантов и нищих.
При взгляде на лица, ассоциирующиеся с маргинальным поведением, у этих испытуемых активировались зоны головного мозга, вовлеченные в формирование чувства брезгливости, внимания и познавательного контроля.
Это так называемое «дегуманизированное восприятие» действительности, пишет Medportal.ru.
«Наши результаты предполагают, что дегуманизация - сложное и в настоящее время непонятое явление. Необходимо продолжение исследований», - отмечают авторы исследования.