Пассеизм, если я правильно понимаю позитивен, соответственно, вижу множество положительных сторон октябрьской революции.
Вот вам наглядный пример сомнительности теории Гумилева. Моё мнение: Понимаете пассеизм правильно только по Гумилеву и только для теории Гумилева, т.е. только в рамках "гумилёвщины". По полному объему понятия пассеизм - не до конца правильно. (Философские словари и словари иностранных слов дают более полное -см. мои цитаты. Критерии, принятые мировым сообществом интеллектуалов)
Ну, так всё - изменяется, уточняется и усложняется... Если теория верна- выдерживает эволюцию времени. Если нет, то требует уточнения и дополнения.
...Вот, теория Маркса и ленина о смене формаций не выдержала испытание временем и революциями.
Революции не все ведут к прогрессу. А учитывая, что рано или поздно они начинают "пожирать своих детей" - я бы не питала особых иллюзий ни по поводу революционных событий, ни по поводу теории Гумилева.
Свернутый текстВоздействие лагеря на образ мышления Л. Н. я выделил в своей критической статье 1992 г. («Нева», 4), предположив, что он был лагерной Шехеразадой, «толкая романы» уголовникам, и привычка подстраиваться под интересы своей лагерной публики повлияла на форму и содержание его сочинений, придав направленность его учению. Эта догадка вызвала возмущение у многих ярых приверженцев Гумилёва. Он не мог быть Шехеразадой! Он был пророком и учителем, вождем!
Судить об этом трудно. Гумилёв оставил очень мало сведений о своей лагерной жизни. И это само по себе тоже загадочно. «Почти четверть века посчастливилось мне дружить со Львом Николаевичем и учиться у него – говорил Савва Ямщиков (2006). – Беседы наши были доверительными и открытыми. И только двух страниц своей труднейшей жизни ученый никогда не касался: страданий узника ГУЛАГа и отношений с матерью». Отношения с матерью – понятно, не для чужих. Открывались только близким. Конечно, лагерь – тяжелая тема для воспоминаний, но многие пишущие считают своим долгом и облегчением души поведать людям эту страшную быль. А Гумилёв – признанный мастер слова, красочно описывающий прошлые века и дальние страны, другие народы и всякую экзотику. Он побывал в этом экзотическом мире лично, всё видел, испытал, способен рассказать всем. И молчит.
Шаламов, Солженицын, Губерман, Разгон, Гинзбург, Мирек и бездна других выживших узников – все пишут, рассказывают, негодуют, обличают. А Гумилёв молчит. Молчит не только в печати. Многие мемуаристы отмечают, что он и устно почти никогда не рассказывал о своем лагерном житье-бытье. Никому.
Обычно не желают вспоминать этот отрезок своей жизни те, кто был категорически недоволен собой в этом покинутом ими мире, для кого унижения лагерного быта не остались внешними факторами, а обернулись утратой достоинства, недостатком уважения среды. В лагере, где основная масса – уголовники, всё сообщество четко делится на касты.М. М. Кралин вспоминает, как впервые увидел Гумилёва на заседании Географического общества 22 января 1971 г., где Гумилёв председательствовал, а доклад делала Нина Ивановна Гаген-Торн. Она – «такая же старая, матерая лагерница, как и он, сидя на сцене, прихлебывала маленькими глоточками кофе из маленькой чашки и невозмутимо отвечала на яростные филиппики возражавшего ей по всем пунктам Льва Николаевича... В кулуарах Нина Ивановна говорила, что лагерь по-разному действует на человеческую психику, что у Льва Николаевича в этом смысле хребет перебит на всю оставшуюся жизнь. Но, кажется, он и сам этого тогда не отрицал».
Я думаю, что всё то, что распространяется по России под названием гумилёвского учения об этногенезе, не имеет ничего общего с наукой.
Это мифы, сотворенные в больном сознании чрезвычайно одаренного человека под воздействием чудовищных обстоятельств его трагической жизни.
Ненаучность этих талантливых произведений, абсолютно ясную всем профессионалам, он не видел и не понимал
Лев Клейн
Загадка Льва Гумилёва
ссылка >>
Я не преследую цели разрушать ни чьих кумиров. Наоборот- призываю лучше, быстрее и глубже пережить/переварить/переосмыслить все самому почитателю и прийти к аналогичному выводу, не теряя особо много времени своего творческого периода возраста на тупиковые повороты познания.
P.S. Чехова не лю... Ибо циник неимоверный. При внимательном изучении произведений, например, обнаруживается, что пьеса "Вишневый сад" - его рукой наречена как "комедия". Её так и играли сначала, и успеха не было никакого. Я и сейчас эту пьесу совсем не лю... . Противовес его изречению - более мечтательного <о будущем, видимо> народе, я никогда и нигде больше в жизни не встречала: то о покорении космоса, когда покорить легкую промышленность было невозможно, вместе с неурожайной погодой и мировым капитализмом , то о повороте сибирских рек, хотя что будет с климатом мы даже не задумываемся. То о мировой социалистической революции, то о победе социалистической революции в отдельно взятой стране. То о получении каждым советским человеком отдельной квартиры в 1980-х годах (кажется, Хрущев, волюнтарист), то о скором создании лучшего в мире автомобиля к 2000-му году (Горбачев, что ли?). Про П*нское вранье о будущем я вообще не говорю...
Скажу я вам свое мнение:Русский человек прошлое не любит. Это абсолютно точно: не любит вспоминать- ни хорошее, ни плохое, выводов не делает, могилы забывает, улицы с сиюминутной радостью переименовывает, памятники сносит, достояние предков и веков - не ценит. Так, по кружкам и кулуарно
Это не свойственно русской культуре - почитание предков на Руси исстари было почти мистическим. Надо срочно возрождать в массовом порядке- начиная с детских садиков и школ...(Это я в приступе либерализма предлагаю...")