Россия готовится к жизни по новым правилам

http://s017.radikal.ru/i403/1111/35/6494a922b051.jpg

Россия установила абсолютный мировой рекорд: ее путь в ВТО занял 18 лет. Даже Китай, чей экспорт давно является головной болью для всего мира, вступал на три года меньше. Впрочем, Китай попутно не создавал ни с кем таможенных союзов...

В декабре министерская конференция ВТО должна утвердить итоговый доклад рабочей группы и торжественно объявить о присоединении России к организации. Затем – ратификация соглашения в российском парламенте и... все! Мы будем в ВТО. И что тогда? У нас начнется новая жизнь? Подешевеет импорт, разорятся отечественные производители, исчезнут из продажи пиратские диски? Конечно же, нет.

В довольно трудном положении могут оказаться российские аграрии. Дело в том, что страны ВТО навязали довольно скудный лимит госсубсидий для сельского хозяйства: $9 млрд ежегодно сейчас, а затем в течение 7 лет – снижение до $4,4 миллиарда. То есть, до того уровня, который достигнут на сегодняшний день. Таким образом, пропорционально площади сельхозугодий АПК будет и впредь субсидироваться на порядок меньше, чем американские или европейские фермеры. При этом тарифная защита российского рынка сельскохозяйственной продукции составляет всего 13,2% и будет в перспективе снижена до 10,8%, тогда как, в среднем, по ВТО этот показатель превышает 50%. Расчет, видимо, делается на то, что российский крестьянин выдержал и крепостное право, и коллективизацию, и раскулачивание – выдержит он и конкуренцию с западными фермерами в неравных условиях.

Что касается защиты прав интеллектуальной собственности, то Россия, конечно, обязалась бороться с пиратством. Однако опыт Китая показывает, что членство в ВТО отнюдь не мешает массовому выпуску и использованию пиратской продукции. Так что те, кто не любит платить за лицензионные программы, могут не волноваться: с ВТО все будет, как и прежде. То же самое можно сказать и относительно внутренних цен на газ: их не будут выравнивать с экспортными, а значит, катастрофического подорожания газа в России не произойдет.

Таким образом, на вопрос, кто больше выиграет от вступления России в ВТО – мы или наши партнеры, – однозначно ответить трудно. Все суждения на эту тему строятся на той или иной гипотетической модели развития ситуации. Например: стабильные рамочные условия для бизнеса – приток инвестиций – промышленный рост. Или по-другому: открытие рынков – обострение конкуренции – вытеснение отечественных производителей. И тот, и другой сценарий имеют шансы реализоваться, весь вопрос – который из них станет основной тенденцией.
Поэтому не удивительно, что одни эксперты, например, говорят, что вступление в ВТО обеспечит России ежегодное приращение ВВП на $20 млрд, а Всемирный банк вообще сулит в долгосрочной перспективе "китайский" рост экономики в 11%. В то время как другие аналитики предрекают полный крах отечественной промышленности и упадок сельского хозяйства.

Развитые и развивающиеся страны зашли в тупик, не найдя компромиссов по вопросам сокращения поддержки сельского хозяйства и либерализации доступа на рынки. Возможно, именно Россия, занимающая промежуточное положение между развитыми и развивающимися, поможет им найти выход.

Это интересно