Не должно потребление быть ценнее "отдавания". "Отдавание", "дарение" - акты куда более высокодуховные и высокоморальные, затратные, и т.п., нежели простое принятие. Вот я и пытаюсь разобраться в причинах перекоса, который наблюдаю по жизни.
Позволь, а какое такое простое принятие?
Свет, вот ты говоришь о стихах, к примеру. Вот желание отдавать есть у всех сетевых поэтов (не буду разворачивать определение, понятно же). И вот поэт сотворил - и отдал народу. А где народ-то, собственно? Где приемщики отданного поэтом? Так ли это просто - принять поэтические строки?
Ведь, согласись, поэту хочется, чтобы не тупо прочитали - это не есть принятие. Это ознакомление с целью принять/не принять.
Поэту хочется, чтобы его строки вызывали эмоции! Тут даже не суть, какие - положительные, отрицательные (зависит от произведения же, от самого автора, на что он был нацелен). А для того чтобы были эмоции, чтобы было принятие, принимающая сторона должна уметь принять, то есть обладать способностью брать - причем в данном случае обладать способностью брать то, что дает этот конкретный поэт.
И вот гляди теперь, почему способность принимать ценнее.
Сейчас очень мало людей, которые умеют принимать. Принимать - это целое искусство. Принимать - значит, становиться в чем-то тем, кто отдал. Находить созвучность или разность эмоций, ловить волну его передачи.
Нас стали учить развивать в себе эгоизм. Казалось бы, эгоизм - это как раз "брать для себя по максимуму". Ан нет! Вот эта "жизнь для себя", "жизнь во имя себя" как раз и предполагает, что человек не сможет принимать. Потому то тут на первичном "в хозяйстве все сгниет" построено. То есть человек схватил вроде, кажется, что принял - а нет, он не переработал принятое, он просто в закрома отложил. Эмоциональная составляющая процесса принятия теряется.
Это если брать ребенка маленького, то понятным многое становится. Одно дело - когда ребенок сказал "хочу" и ему дали. И он опять сказал "хочу" - и ему снова дали. Он не принял - не успел принять, он просто схватил и не прочувствовал. Другое дело, когда ребенок сказал "хочу" - а ему ответили, что вот или я тебе это дам, или вот это. И тут он начинает учиться принимать. Он обдумывает, для чего ему вот это и вот то, что ему больше хочется, с чем он сможет подольше играть, что лучше выбрать, чтобы другие дети ему позавидовали.
А ведь, согласись, сейчас очень много возможностей дать (и я вот щас про материальное конкретно). Дефицита нет, с деньгами более-менее можно себе позволить очень многое. И так не хочется отказывать ребенку, он же твой, кровиночка, так сказать, да пусть у него будет лучшее детство, чем у меня - и прочее. И мы, казалось бы, даем, даем, даем... А получается, даем материальное. И принимает он материальное. И секрет успешности для него обозначивается как наличие многого материального. И он хватает по максимуму - а принимать-то и не умеет. Потому что принимаем мы нематериальное.
Поэтому с чувствами потом такие траблы. Он не научен принимать - любовь, симпатию, уважение, ненависть, зависть... Хватать желаемое - да, но без осмысления.
Поэтому, наверное, сейчас много тех, кто поглощает даваемое - и все. Он не принимает, он поглощает. Как ребенок, который желает заиметь в свое распоряжение побольше игрушек-хотелок.
На это сейчас нацелено очень многое. Реклама, например, образчик того, что человеку вот это дается - и ему для этого не нужно это принимать, просто поглотить продукт. Модно/не модно, нужно покупать/покупать не следует и т.п.
Внешнее тупо замещается внутренним.
И между тем, ты можешь сказать, что тогда первично научить давать правильно. В этих поколениях - нет. Тот, кто не умеет правильно брать, не знает, как нужно отдавать.
А сейчас как раз полно того, на чем можно учить принимать. Масса литературы, картин, музыки... Вообще время больших возможностей для принятия и осмысления.
С одной стороны. С другой стороны, чем меньше запретов - тем меньше поисков верного для себя, то есть, развития своей принимающей способности. Вот по этому "с другой стороны" сейчас как-то все и идет.
И вот вспомни уроки. Сначала - мы принимаем информацию. И только потом - отдаем переработанное (контрольные, ответы у доски и прочее). Никак наоборот. Чем старше класс, тем больше шансов сначала иметь возможность отдать (высказать свое суждение, самому дойти до решения задачи и т.п.), а уж затем - принять. И уже все меньше принятия на веру - кончаются основные правила, аксиомы и прочее. Но гораздо больше принятия на уровне мыслительного, понятийного, эмоционального аппаратов.
Понятно, что я написала, нет?)