Вы уж меня простите, но я опять со своим любимым романом Стругацких "Град обреченный".)))
Там в конце романа один герой философствует на тему самой главной цели человечества, и обосновывает свой вывод о том, что эта цель - есть построение храма культуры.
=======================
Цитата длинная, можно не читать (хотя для меня этот кусок романа - как музыка):
А Изя все разглагольствовал там насчет здания
культуры...
...Все прочее -- это только строительные леса у стен
храма, говорил он. Все лучшее, что придумало человечество за
сто тысяч лет, все главное, что оно поняло и до чего
додумалось, идет на этот храм. Через тысячелетия своей истории,
воюя, голодая, впадая в рабство и восставая, жря и
совокупляясь, несет человечество, само об этом по подозревая,
этот храм на мутном гребне своей волны. Случается, оно вдруг
замечает на себе этот храм, спохватывается и тогда либо
принимается разносить этот храм по кирпичикам, либо судорожно
поклоняться ему, либо строить другой храм, по соседству и в
поношение, но никогда оно толком не понимает, с чем имеет дело,
и, отчаявшись как-то применить храм тем или иным манером, очень
скоро отвлекается на свои, так называемые насущные нужды:
начинает что-нибудь уже тридцать три раза деленное делить
заново, кого-нибудь распинать, кого-нибудь превозносить -- а
храм знай себе все растет и растет из века в век, из
тысячелетия в тысячелетие, и ни разрушить его, ни окончательно
унизить невозможно... Самое забавное, говорил Изя, что каждый
кирпичик этого храма, каждая вечная книга, каждая вечная
мелодия, каждый неповторимый архитектурный силуэт несут в себе
спрессованный опыт этого самого человечества, мысли его и мысли
о нем, идеи о целях и противоречиях его существования; что
каким бы он ни казался отдельным от всех сиюминутных интересов
этого стада самоедных свиней, он, в то же время и всегда,
неотделим от этого стада и немыслим без него... И еще забавно,
говорил Изя, что храм этот никто, собственно, не строит
сознательно. Его нельзя спланировать заранее на бумаге или в
некоем гениальном мозгу, он растет сам собою, безошибочно
вбирая в себя все лучшее, что порождает человеческая история...
Ты, может быть, думаешь, спрашивал Изя язвительно, что сами
непосредственные строители этого храма -- не свиньи? Господи,
да еще какие свиньи иногда! Вор и подлец Бенвенуто Челлини,
беспробудный пьяница Хемингуэй, педераст Чайковский, шизофреник
и черносотенец Достоевский, домушник и висельник Франсуа
Вийон... Господи, да порядочные люди среди них скорее редкость!
Но они, как коралловые полипы, не ведают, что творят. И все
человечество -- так же. Поколение за поколением жрут,
наслаждаются, хищничают, убивают, дохнут -- ан, глядишь, --
целый коралловый атолл вырос, да какой прекрасный! Да какой
прочный!.. Ну ладно, сказал ему Андрей. Ну -- храм.
Единственная непреходящая ценность. Ладно. А мы все тогда при
чем? Я-то тогда здесь при чем?..
....
-- Ничего, ничего, -- проворчал Изя. -- Дурак -- тоже
существо разумное. Сам не поймет -- другим расскажет... -- Он
вдруг оживился. -- Возьми, например, мифы! Как известно,
дураков -- подавляющее большинство, а это значит, что всякому
интересному событию свидетелем был, как правило, именно дурак.
Зрю: миф есть описание действительного события в восприятии
дурака и в обработке поэта. А?!
.....
А чего же ты мне голову забиваешь своим храмом,
сказал Андрей, храм-то твой здесь при чем?.. Очень даже при
чем, с удовольствием, словно только того и ждал, парировал Изя,
храм, дорогой ты мой Андрюшечка, это не только вечные книги, не
только вечная музыка. Этак у нас получится, что храм начали
строить только после Гуттенберга или, как вас учили, после
Ивана Федорова. Нет, голубчик, храм строится еще и из
поступков. Если угодно, храм поступками цементируется, держится
ими, стоит на них. С поступков все началось. Сначала поступок,
потом -- легенда, а уже только потом -- все остальное.
Натурально, имеется в виду поступок необыкновенный, не лезущий
в рамки, необъяснимый, если угодно. Вот ведь с чего храм-то
начинался -- с нетривиального поступка!.. С героического,
короче говоря, заметил Андрей, презрительно усмехаясь. Ну,
пусть так, пусть с героического, снисходительно согласился Изя.
То есть ты у нас получаешься герой, сказал Андрей, в герои,
значит, рвешься. Синдбад-Мореход и могучий Улисс... А ты
дурачок, сказал Изя. Ласково сказал, без всякого намерения
оскорбить. Уверяю тебя, дружок, что Улисс не рвался в герои. Он
просто был героем -- натура у него была такая, не мог он иначе.
Ты вот не можешь говно есть -- тошнит, а ему тошно было сидеть
царьком в занюханной своей Итаке. Я ведь вижу, ты меня жалеешь
-- маньяк, мол, психованный... Вижу, вижу. А тебе жалеть меня
не надо. Тебе завидовать мне надо. Потому что я знаю совершенно
точно: что храм строится, что ничего серьезного, кроме этого, в
истории не происходит, что в жизни у меня только одна задача --
храм этот оберегать и богатства его приумножать. Я, конечно, не
Гомер и не Пушкин -- кирпич в стену мне не заложить. Но я --
Кацман! И храм этот -- во мне, а значит, и я -- часть храма,
значит, с моим осознанием себя храм увеличился еще на одну
человеческую душу. И это уже прекрасно. Пусть я даже ни крошки
не вложу в стену... Хотя я, конечно, постараюсь вложить, уж
будь уверен. Это будет наверняка очень маленькая крупинка, хуже
того -- крупинка эта со временем, может быть, просто отвалится,
не пригодится для храма, но в любом случае я знаю: храм во мне
был и был крепок и мною тоже... Ничего я этого не понимаю,
сказал Андрей. Путано излагаешь. Религия какая-то: храм, дух...
Ну еще бы, сказал Изя, раз это не бутылка водки и не полуторный
матрас, значит, это обязательно религия. Что ты ерепенишься? Ты
же сам мне все уши прогундел, что потерял вот почву под ногами,
что висишь в безвоздушном пространстве... Правильно, висишь.
Так и должно было с тобой случиться. Со всяким мало-мальски
мыслящим человеком это в конце концов, случается... Так вот я и
даю тебе почву. Самую твердую, какая только может быть. Хочешь
-- становись обеими ногами, не хочешь -- иди к херам! Но уж
тогда не гунди!.. Ты мне не почву подсовываешь, сказал Андрей,
ты мне облако какое-то бесформенное подсовываешь! Ну ладно. Ну,
пусть я все понял про твой храм. Только мне-то что от этого? В
строители твоего храма я не гожусь -- тоже, прямо скажем, не
Гомер... Но у тебя-то храм хоть в душе есть, ты без него не
можешь -- я же вижу, как ты по миру бегаешь, что твой молодой
щенок, ко всему жадно принюхиваешься, что ни попадется --
облизываешь или пробуешь на зуб! Я вот вижу, как ты читаешь. Ты
можешь двадцать четыре часа в сутки читать... и, между прочим,
все при этом запоминаешь... А я ничего этого не могу. Читать --
люблю, но в меру все-таки. Музыку слушать -- пожалуйста. Очень
люблю слушать музыку. Но тоже не двадцать же четыре часа! И
память у меня самая обыкновенная -- не могу я ее обогатить
всеми сокровищами, которые накопило человечество... Даже если
бы я только этим и занимался -- все равно не могу. В одно ухо у
меня залетает, из другого выскакивает. Так что мне теперь от
твоего храма?.. Ну правильно, ну верно, сказал Изя. Я же не
спорю. Храм -- это же не всякому дано... Я же не спорю, что это
достояние меньшинства, дело натуры человеческой... Но ты
послушай. Я тебе сейчас расскажу, как мне это представляется. У
храма есть, Изя принялся загибать пальцы, строители. Это те,
кто его возводит. Затем, скажем, м-м-м... тьфу, черт, слово не
подберу, лезет все религиозная терминология... Ну ладно, пускай
-- жрецы. Это те, кто носит его в себе. Те, через души которых
он растет и в душах которых существует... И есть потребители --
те, кто, так сказать, вкушает от него... Так вот Пушкин -- это
строитель. Я -- это жрец. А ты -- потребитель... И не кривись,
дурак! Это же очень здорово! Ведь храм без потребителя был бы
вообще лишен человеческого смысла. Ты, балда, подумай, как тебе
повезло! Ведь это же нужны годы и годы специальной обработки,
промывания мозгов, хитроумнейшие системы обмана, чтобы
подвигнуть тебя, потребителя, на разрушение храма... А уж
такого, каким ты стал теперь, и вообще нельзя на такое дело
толкнуть, разве что под угрозой смерти!.. Ты подумай, сундук ты
с клопами, ведь такие, как ты, -- это же тоже малейшее
меньшинство! Большинству ведь только мигни, разреши только -- с
гиком пойдут крушить ломами, факелами пойдут жечь... было уже
такое, неоднократно было! И будет, наверное, еще не раз!.. А ты
жалуешься! Да ведь если вообще можно поставить вопрос: для чего
храм? -- ответ будет один-единственный: для тебя!..
==============
Поскольку я прониклась этой идеей Стругацких, то, соответственно, именно под таким углом зрения, существуют и развитие и прогресс общества.