Существует только один способ, которым "Бог говорит с людьми".
Христианские мистики назвали его откровением, даосы - просветлением, последователи Тимоти Лири - измененным состоянием сознания. Это мистический (или трансперсональный) опыт.
Этот опыт - вхождение в особое состояние сознания, позволяющее почувствовать себя единым со Вселенной и открыть для себя ее тайны за пределами культурного описания.
Существует много способов достичь этого состояния: медитация, молитва, умерщвление плоти, метафизические размышления. В разных религиях и философских течениях наработаны свои практики.
Но в наше время мистический опыт перестал быть достоянием избранных последователей религии.
ЛСД, псилобициновые грибы, методика холотропного дыхания и другие психотехники дают не менее надежный, и гораздо проще и быстрее достижимый результат.
Способов много, а результат один. Все, прошедшие через трансперсональный опыт, испытывают почти идентичные ощущения.
Перечислим характерные признаки мистических состояний.
Радикальность. Её можно понимать как способность открывшейся реальности полностью захватить внимание индивида, поглощая собой обыденную действительность без остатка.
Невыразимость. Воспринимая открывшийся мир как весомый и объективный, осознавая малейшие детали происходящего, мистик как правило не в состоянии передать содержание своего опыта посредством языка.
Кратковременность. Мистик не в состоянии контролировать время нахождения в новой реальности, как и интенсивность собственных переживаний. Обычно это переживается как «краткий миг необычайной полноты», попытки продлить который просто невозможны.
Тотальная трансформация субъекта. Меняется не только окружающий мир, но и сам субъект, его воспринимающий, поскольку всё то, что человек знал о себе раньше, в области мистического опыта перестаёт быть, а взамен оказывается нечто иное, также невозможное для адекватного описания в словах.
Мистический гносис. Это можно понимать как способность к безграничному знанию обо всём сразу, без каких бы то ни было опосредований законами или даже словами. Это, скорее, переживание «тотального знания», которое затем также оказывается невыразимым.
Современная психология не считает такие состояния сознания патологическими и занимается их изучением. При этом, конечно вопрос об объективности знаний, полученных путем мистического опыта остается открытым. Вероятнее всего, эти состояния просто позволяют человеку вступить в контакт с глубинными слоями своего бессознательного, включая "коллективное бессознательное" по Юнгу.
Но, если христианские мистики, мусульманские суфии, даосы и прочие испытывают одни и те же ощущения, то почему то "абсолютное знание", которое они обретают таким путем,оказывается столь различным?
И тут мы вплотную подходим к сложнейшей проблеме соотношения трансперсонального опыта и языка его описания, что в свою очередь, связано с проблемой социо-культурной детерминацией данного типа опыта.
Я предлагаю выделить в трансперсональном опыте два уровня: уровень переживания, тождественный во всех традициях одного типа и слоя, и уровень выражения и описания, который будет разниться в различных традициях, поскольку адепт всегда будет передавать свой опыт в категориях и терминах своей доктрины, в свою очередь существующей в рамках определенной культуры, являющейся детерминантой доктринального выражения и оформления базового переживания.
Итак, при тождественности переживаний их описания могут серьезно варьировать, будучи в значительной степени, если не полностью, обусловлены контекстом той культуры, носителем которой является "мистик" (понятно, что христианский мистик не будет описывать свои переживания в терминах брахманизма, а постарается подобрать образы и понятия из собственной, христианской традиции). Так, переживание онтологического единства будет интерпретировано адвайта-ведантистом как переживание тождества индивидуально-субъективного (Атман) и универсального (Брахман) "я", буддистом – как реализация Дхармового Тела Будды, в котором исчезают все оппозиции и всяческая дихотомия, созерцателем-неоплатоником – как погружение души в ум и ума в Единое, христианином – как возвышения души до ее причастности божественному первоединству ("причастность божественному естеству" по выражению из послания ап. Петра) и т.д.
Именно мистический опыт может изменить отношение к богу с "верю" на "знаю".
Ссылки по теме
Типология мистического опыта
Мистический опыт метафизика
ЛСД и мистический опыт
Все остальные утверждения о других способах личного контакта с Богом, либо ложь, либо свидетельство галлюцинаций, сопровождающих психические нарушения.