ХОРОШИЙ ФОРУМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ХОРОШИЙ ФОРУМ » Обществознание » Толпа - путь к одичанию>>


Толпа - путь к одичанию>>

Сообщений 1 страница 20 из 28

1

Лондонские беспорядки

Несколько десятков человек собрались у здания полиции в лондонском районе Тоттенхем вечером в субботу, 6 августа, требуя от властей разобраться в обстоятельствах смерти 29-летнего Марка Даггана, погибшего в ходе перестрелки с полицейскими в четверг, 4 августа. Вскоре мирный митинг перерос в массовые беспорядки и погромы с участием около 300 человек, в результате которых были сожжены несколько автомобилей и домов, разграблены магазины. В воскресенье, 7 августа, погромы возобновились в соседних районах города. Но на сей раз погромщики вышли на улицы
организованно.

http://s004.radikal.ru/i207/1108/48/cf24353e719b.jpg

На сей раз погромы носили явно организованный мародерский характер и имели мало отношения к мести за гибель Марка Даггана. Так, в социальных сетях, по данным британских газет, появлялись сообщения с предложениями в духе "пойти раздобыть себе телевизор", пока есть такая возможность. В итоге за вечер и ночь воскресенья в Энфилде и других районах города были ограблены десятки магазинов. Мародеры крушили банкоматы, выносили витрины ювелирных салонов и магазинов бытовой электроники.

Ситуация дошла до того, что местным жителям приходилось бороться с погромщиками своими силами, так как полиция, хоть и знала о планах погромщиков заранее, была явно не в состоянии справиться с вышедшей из-под контроля толпой. Как рассказала The Guardian депутат парламента от Лейбористской партии Стелла Кризи (Stella Creasy), в районе Уолтамстоу мародеры дошли до того, что спрашивали у местных жителей, как добраться до того или иного банка или магазина.

По последним данным, в общей сложности в субботу и воскресенье полиции удалось задержать более 160 участников беспорядков (около 100 человек были задержаны полицией после воскресных погромов). В ходе подавления воскресных волнений пострадали 9 полицейских. Точных данных о пострадавших со стороны демонстрантов пока не поступало.

Продолжатся ли лондонские беспорядки дальше и чем они закончатся - пока предполагать сложно. В соседней Франции погромы, устроенные представителями национальных меньшинств в пригородах Парижа в 2005 году, полиция не могла остановить полторы недели.

http://s43.radikal.ru/i102/1108/c6/00263708c1a3.jpg

Это интересно

0

2

Мне сын сказал, что выгоревшее здание - знаменитый паб, который часто показывают в европейских фильмах.

Вот посещают такие мысли после подобных новостей. Британия, её столица считается оплотом человеческой цивилизованности, образцом этики. И тут - мародёрствующая толпа, как только наступила безнаказанность.
Так что же сдерживает современного человека от скачка к дикости?
Много снято фильмов об антисоциальном будущем, которые вовсе не кажутся надуманными.

0

3

Svetik написал(а):

Британия, её столица считается оплотом человеческой цивилизованности, образцом этики.

Светик, у тебя сведения из Диккенса?))) Уже давно не считаются.

Svetik написал(а):

Так что же сдерживает современного человека от скачка к дикости?

Обстоятельства, воспитание и материальное положение.
Но тех, кто устроил беспорядки в Лондоне я бы современными людьми не назвала, в смысле их принадлежности к современной западной цивилизации. Эти беспорядки носят откровенно этнический характер.

0

4

Просто повеселиться
На улицы британских городов вышли тысячи погромщиков

http://s54.radikal.ru/i145/1108/91/3919f85e98bb.jpg

Беспорядки, начавшиеся в Лондоне в ночь на 7 августа, продолжаются. Каждый вечер новые толпы погромщиков в масках выходят на улицы столицы. Волнения, сопровождающиеся погромами, начались и в других крупных английских городах: Бирмингеме, Бристоле, Манчестере и Ливерпуле. При этом беспорядки утратили всякую связь с убийством лондонца Марка Даггана и окончательно превратились в эпидемию бездумных грабежей и поджогов.

Общее количество людей, принявших участие в последней ночи беспорядков, исчисляется тысячами. По сообщениям газет, в каждом районе Лондона в погромах участвовали по 200-500 человек. При этом, по данным BBC News, в дополнение к дежурным полицейским на улицы были отправлены всего 1700 сотрудников полиции. В большинстве случаев, для погромщиков не составляло большого труда обратить стражей порядка в бегство.

Главное, что отмечают в прессе, - это то, что фоном для погромов, как и прежде, является социальная неустроенность. Как пишет автор лондонской The Guardian, "чтобы люди вышли на улицы и громили районы, в которых сами и живут, они должны полностью разочароваться в возможности нормального взаимодействия с властями".

Однако аналитик The Independent на это возражает, что за последние 30 лет положение чернокожих подростков в Лондоне кардинальным образом изменилось. По мнению автора, нынешние беспорядки устроены "оппортунистами, которые решили пограбить магазины, чтобы прихватить лишнюю пару треников". Таким образом, погромы вызваны не отчаянным положением определенной группы населения - скорее, беспорядки являются порождением общества потребления.

Такого же мнения придерживаются авторы редакционной заметки в The Times. То, что происходит сегодня в Лондоне, пишет газета, - это не война населения с полицией, а просто толпа молодых людей, которые развлекают себя поджогами и грабежами: "Беспорядки стали перекочевавшей в реальность компьютерной игрой, участники которой решили, что так можно веселее провести скучный летний вечер".

Это интересно

0

5

Delia написал(а):

Эти беспорядки носят откровенно этнический характер.

Меня интересует психолого-социальный аспект действия в толпе. Человек чувствует адреналин и безнаказанность, азарт и удовольствие.

0

6

Delia написал(а):

Эти беспорядки носят откровенно этнический характер.

кстати, вот наткнулась на
О своем видении ситуации в Великобритании «СП» рассказал Борис Кагарлицкий, директор Института глобализации и социальных движений:
— На самом деле, в Британии не происходит ровно ничего чрезвычайного. В Англии давняя традиция народных бунтов, которая не прерывалась никогда. В отличие, кстати, от России. В 80-е годы ХХ века в Британии мы видели тоже мощнейшие народные выступления, с погромами магазинов и тому подобным. То есть такие беспорядки – это форма протеста, вполне характерная для британской политической культуры.
Так протестует рабочий класс, который традиционно не доверяет парламентским формам политики. Рабочие уверены, что в парламенте не будут их слушать, пока они не покажут свою силу таким вот образом.

«СП»: — То есть, это социальный бунт, а не национальный?

— Ну а какой национальный, если по всей стране это происходит в самых разных районах, которые объединяет только одно – это рабочие районы? Допустим, Тоттэнхем – цветной район, а Ливерпуль – вполне белый город. Бирмингем тоже… Обратите внимание – волнения прокатываются по традиционным центрам рабочего движения, рабочего протеста. Те же города, что в XIX веке. Вспомним историю рабочего движения в позапрошлом столетии – и мы увидим те же районы, те же города. Ситуация абсолютно стандартная, повторюсь.

«СП»: — Случайно ли начало волнений совпало с обвалом биржевых котировок в США?

— Совпало-то случайно, но в метафизическом смысле связь, конечно, есть. Просто это разные проявления одного и того же кризиса неолиберального капитализма. Этот кризис нарастает и в одних случаях проявляется так, в других иначе… Не то, чтобы обвал котировок породил беспорядки в Лондоне или наоборот – просто оба события обусловлены одним базовым процессом.

«СП»: — Сколько продержится эта волна беспорядков?

— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно учесть специфический момент. Сейчас в Британии у власти коалиционное правительство тори и либералов. Причем правительство, которое не получало мандата большинства избирателей на ту политику, которую оно проводит. Как не получало такого мандата и большинство английских правых кабинетов – это очень важное обстоятельство. В Британии очень своеобразная избирательная система, при которой партия, не набрав большинства голосов населения, может набрать мощный перевес в парламенте.

Что же касается нынешних тори, то и в парламенте они представлены не слишком хорошо. Их большинство держится сейчас, главным образом, на союзе с либералами, которые попросту обманули своих избирателей. Шли они на выборы под одними лозунгами, выступая оппонентами консерваторам. А после выборов сменили позицию на противоположную.

Поэтому с Англии сейчас страшное общественное недовольство. Даже не только по поводу трудящихся, но и на морально-политическом уровне многие чувствуют себя обманутыми. Включая избирателей либералов, не говоря уже о лейбористах. Недовольство очень мощное. Еще год назад я давал СМИ видеоинтервью, в котором говорил: в Англии будет драка. С такой политикой правительство не могло избежать волнений.
И вот то, что мы видим сейчас, уже перерастает масштаб обычных бунтов. Это что-то уже похожее на восстание. Оно прокатывается по стране, подобно движению Джона Лудда и подобным.

«СП»: — Власти могут потерять контроль над ситуацией?

— Да, они уже в значительной мере потеряли контроль. Правда, угроза именно расовых, национальных конфликтов как раз не так велика, как ее рисуют журналисты…
«СП»: — А есть ли угроза для монархии?

— Не думаю. Винздоры никого особенно не волнуют. Более того, среди белой части англичан они довольно популярны – хоть эта популярность и этнографического, скажем так, плана. То, что всех волнует – это парламентская система. Интересно, что либералы пошли на союз с тори не в последнюю очередь из-за того, что те пообещали им избирательную реформу – но этой реформы тоже не произошло. У всех поэтому полная фрустрация. И всё это накладывается на то, что тори сейчас покусились на святое – британские университеты. Даже на старейшие, такие как Оксфорд. Как мне говорил мой родственник, русско-английский профессор, положение там ухудшается с каждым месяцем.
То есть обстановка такая, что недовольны почти все. И поэтому очень трудно загасить подобного рода волну. Вот во Франции вполне социальный протест иммигрантских предместий в 2005-м нейтрализовали, заключив в национальные гетто. А здесь ситуация другая. В Англии нет откровенно иммигрантских кварталов – есть кварталы, где доминируют иммигранты, но это просто рабочие кварталы, и даже банды там расово смешанные.

«СП»: — То есть в Британии сейчас происходит такой «Майдан»?

— Ну, я не стал бы сравнивать с нашими реалиями. Это чисто английская история, знакомая по XIX веку. Даже места, повторюсь, знакомые – если посмотреть видео и фото и сравнить с картинками полуторасотлетней давности, можно найти аналогии.

Конечно, бунты нынешние – большое потрясение для английской политической культуры. Но потрясение совершенно органичное. Это к вопросу об английских традициях.

0

7

Svetik написал(а):

Меня интересует психолого-социальный аспект действия в толпе. Человек чувствует адреналин и безнаказанность, азарт и удовольствие.

появляется чувство полной свободы, ведь ответственность с одного индивида перекладывается на всех сразу, т.е просто исчезает, а сил у одного человека умножается на количество участников. т.е. молекула одной огромной и всесильной формы. Крышу сносит.

0

8

Ромашка написал(а):

сил у одного человека умножается на количество участников. т.е. молекула одной огромной и всесильной формы.

Вот.
Только это чаще всего направлено именно на разрушение. Потому что созидательное "единение" не имеет этого эффекта - победы делить с другими "молекулами" приносит меньше радости, чем насилие. Или нет?)

0

9

Svetik написал(а):

победы делить с другими "молекулами" приносит меньше радости, чем насилие. Или нет?)

создание - процесс кропотливый и не быстрый. А сломать все можно за секунды, поэтому здесь равнение на быстрый результат - творение рук своих. к тому же разруха - это тоже творение, только наоборот, анти-.
комсомольские стройки вспомни? БАМ? там тоже эффект толпы, молодой, активной, оптимистичной, настроенной на строительство, но растянулось на долгие годы и ушло ощущение сиюминутного экстаза слияния воедино множества рук, глаз, ртов :)

+1

10

Ромашка, да, наверное ты права, дело в этом.  :cool:  Быстрый результат приносит желаемый эффект. Потому что единение болельщиков во время победы в футбольном матче приносит не меньшую эйфорию. Т.е. результат единения в толпе появляется быстро.

0

11

Svetik написал(а):

Меня интересует психолого-социальный аспект действия в толпе.

У меня на эту тему ИМХО нет, сплошные цитаты из специалистов))
В частности, из Конрада Лоренца.

Древняя китайская мудрость гласит, что не все люди есть в зверях, но все звери есть в людях. Однако из этого вовсе не следует, что этот «зверь в человеке» с самого начала являет собой нечто злое и опасное, по возможности подлежащее искоренению. Существует одна человеческая реакция, в которой лучше всего проявляется, насколько необходимо может быть безусловно «животное» поведение, унаследованное от антропоидных предков, причём именно для поступков, которые не только считаются сугубо человеческими и высокоморальными, но и на самом деле являются таковыми. Эта реакция — так называемое воодушевление.

Продолжение

Уже само название, которое создал для неё немецкий язык, подчёркивает, что человеком овладевает нечто очень высокое, сугубо человеческое, а именно — дух. Греческое слово «энтузиазм» означает даже, что человеком владеет бог. Однако в действительности воодушевлённым человеком овладевает наш давний друг и недавний враг — внутривидовая агрессия в форме древней и едва ли сколь-нибудь сублимированной реакции социальной защиты, В соответствии с этим, воодушевление пробуждается с предсказуемостью рефлекса во всех внешних ситуациях, требующих вступления в борьбу за какие-то социальные ценности, особенно за такие, которые освящены культурной традицией. Они могут быть представлены конкретно — семья, нация, Alma Mater или спортивная команда — либо абстрактными понятиями, как прежнее величие студенческих корпораций, неподкупность художественного творчества или профессиональная этика индуктивного исследования. Я одним духом называю подряд разные вещи — которые кажутся ценными мне самому или, непонятно почему, видятся такими другим людям — со специальным умыслом показать недостаток избирательности, который при случае позволяет воодушевлению стать столь опасным.
В радражающих ситуациях, которые наилучшим образом вызывают воодушевление и целенаправленно создаются демагогами, прежде всего должна присутствовать угроза высоко почитаемым ценностям. Враг, или его муляж, могут быть выбраны почти произвольно, и — подобно угрожаемым ценностям — могут быть конкретными или абстрактными.
«Эти» евреи, боши, гунны, эксплуататоры, тираны и т.д. годятся так же, как мировой капитализм, большевизм, фашизм, империализм и многие другие «измы». Во-вторых, к раздражающей ситуации такого рода относится и по возможности увлекающая за собой фигура вождя, без которой, как известно, не могут обойтись даже самые антифашистски настроенные демагоги, ибо вообще одни и те же методы самых разных политических течений обращены к инстинктивной природе человеческой реакции воодушевления, которую можно использовать в своих целях. Третьим, и почти самым важным фактором воодушевления является ещё и по возможности наибольшее количество увлечённых. Закономерности воодушевления в этом пункте совершенно идентичны закономерностям образования анонимных стай, описанным в 8-й главе: увлекающее действие стаи растёт, повидимому, в геометрической прогрессии при увеличении количества индивидов в ней.
Каждый сколь-нибудь чувствительный человек знает, какие субъективные ощущения сопровождают эту реакцию.
Прежде всего она характеризуется качеством чувства, известного под именем воодушевления. По спине и — как выясняется при более внимательном наблюдении — по наружной поверхности рук пробегает «священный трепет». Человек чувствует себя вышедшим из всех связей повседневного мира и поднявшимся над ними; он готов все бросить, чтобы повиноваться зову Священного Долга. Все препятствия, стоящие на пути к выполнению этого долга, теряют всякую важность; инстинктивные запреты калечить и убивать сородичей утрачивают, к сожалению, большую часть своей силы. Разумные соображения, любая критика или встречные доводы, говорящие против действий, диктуемых воодушевлением, заглушаются за счёт того, что замечательная переоценка всех ценностей заставляет их казаться не только не основательными, но и просто ничтожными и позорными.
Короче, как это прекрасно выражено в украинской пословице: «Колы прапор в'эться, про голову нэйдэться».[9]
С этими переживаниями коррелируются объективно наблюдаемые явления: повышается тонус всех поперечнополосатых мышц, осанка становится более напряжённой, руки несколько приподнимаются в стороны и слегка поворачиваются внутрь, так что локти выдвигаются наружу. Голова гордо поднята, подбородок выдвинут вперёд, а лицевая мускулатура создаёт совершенно определённую мимику, всем нам известную из кинофильмов, — «героическое лицо». На спине и по наружной поверхности рук топорщатся кожные волосы — именно это и является объективной стороной пресловутого «священного трепета».
В священности этого трепета и в одухотворённости воодушевления усомнится тот, кто видел соответствующие поведенческие акты самца шимпанзе, который с беспримерным мужеством выходит защищать своё стадо или семью.
Он тоже выдвигает вперёд подбородок, напрягает все тело и поднимает локти в стороны; у него тоже шерсть встаёт дыбом, что приводит к резкому и наверняка устрашающему увеличению контура его тела при взгляде спереди. Поворот рук внутрь совершенно очевидно предназначен для того, чтобы вывести наружу наиболее заросшую сторону и тем усилить упомянутый эффект. Общая комбинация осанки и вздыбленной шерсти служит тому же «блефу», что и у горбящейся кошки: она выполняет задачу изобразить животное более крупным и опасным, чем на самом деле. Так что и наш «священный трепет» — это не что иное, как попытка взъерошить остатки некогда бывшего меха.
Что переживает обезьяна при своей социальной защитной реакции, этого мы не знаем; однако вполне вероятно, что она так же самоотверженно и героически ставит на карту свою жизнь, как и воодушевлённый человек. Нет сомнений в подлинной эволюционной гомологии реакций защиты стада у шимпанзе — и воодушевления у человека; более того, можно очень хорошо представить себе, как одно произошло из другого. Ведь и у нас те ценности, на защиту которых мы поднимаемся с воодушевлением, имеют прежде всего общественную значимость. Если мы припомним сказанное в главе «Привычка, церемония и волшебство», покажется почти невероятным, что реакция, которая первоначально служила защите индивидуально знакомого, конкретного члена сообщества, все больше и больше брала под свою защиту над-индивидуальные, передаваемые традицией культурные ценности, имеющие более долгую жизнь, нежели группы отдельных людей.
Если наше мужественное выступление за то, что нам кажется высочайшей ценностью, протекает по тем же нервным путям, что и социальные защитные реакции наших антропоидных предков, — я воспринимаю это не как отрезвляющее напоминание, а как чрезвычайно серьёзный призыв к самопознанию. Человек, у которого такой реакции нет — это калека в смысле инстинктов, и я не хотел бы иметь его своим другом; но тот, кого увлекает слепая рефлекторность этой реакции, представляет собой угрозу для человечества:
он лёгкая добыча тех демагогов, которые умеют провоцировать раздражающие ситуации, вызывающие человеческую агрессивность, так же хорошо, как мы — разбираться в физиологии поведения наших подопытных животных. Когда при звуках старой песни или какого-нибудь марша по мне хочет пробежать священный трепет, — я обороняюсь от искушения и говорю себе, что шимпанзе тоже производят ритмичный шум, готовясь к совместному нападению. Подпевать — значит класть палец в рот дьяволу.
Воодушевление — это настоящий автономный инстинкт человека, как, скажем, инстинкт триумфального крика у серых гусей. Оно обладает своим собственным поисковым поведением, своими собственными вызывающими стимулами, и доставляет — как каждый знает по собственному опыту — настолько сильное удовлетворение, что противиться его заманчивому действию почти невозможно. Как триумфальный крик очень существенно влияет на социальную структуру серых гусей, даже господствует в ней, так и инстинкт воодушевлённого боевого порыва в значительной степени определяет общественную и политическую структуру человечества. Оно не потому агрессивно и постоянно готово к борьбе, что разделено на партии, враждебно противостоящие друг другу; оно структурировано именно таким образом потому, что это предоставляет раздражающую ситуацию, необходимую для разрядки социальной агрессии. «Если бы какое-то вероучение на самом деле охватило весь мир, — пишет Эрих фон Хольст, — оно бы тотчас же раскололось по меньшей мере на два резко враждебных толкования (одно истинное, другое еретическое), и вражда и борьба процветали бы, как и раньше; ибо человечество, к сожалению, таково, каково оно есть».
Таков Двуликий Янус — человек. Единственное существо, способное с воодушевлением посвящать себя высшим целям, нуждается для этого в психофизиологической организации, звериные особенности которой несут в себе опасность, что оно будет убивать своих собратьев в убеждении, будто так надо для достижения тех самых высших целей.
Се — человек!

+1

12

Delia написал(а):

и наш «священный трепет» — это не что иное, как попытка взъерошить остатки некогда бывшего меха.

:D

Delia написал(а):

Человек, у которого такой реакции нет — это калека в смысле инстинктов, и я не хотел бы иметь его своим другом; но тот, кого увлекает слепая рефлекторность этой реакции, представляет собой угрозу для человечества: он лёгкая добыча тех демагогов, которые умеют провоцировать раздражающие ситуации, вызывающие человеческую агрессивность

Как тут остаться нормальным человеком?))

Delia написал(а):

политическую структуру человечества. Оно не потому агрессивно и постоянно готово к борьбе, что разделено на партии, враждебно противостоящие друг другу; оно структурировано именно таким образом потому, что это предоставляет раздражающую ситуацию, необходимую для разрядки социальной агрессии.

Итак - агрессия толпы - неотъемлемое свойство человека. Тогда меня интересуют сдерживающие факторы, почему  все не убивают всех, ведь воодушевление приносит кайф, а это эндорфинозависимость.

0

13

Svetik написал(а):

Тогда меня интересуют сдерживающие факторы, почему  все не убивают всех, ведь воодушевление приносит кайф, а это эндорфинозависимость.

Тут не в кайфе дело. Воодушевление помогает объединению обычно конкурирующих между собой особей одного вида или членов одной стаи против общего врага. Та самая "поднятая дыбом шерсть" - сигнал сородичам придти в общее с группой состояние.
У Лоренца подробно описаны сдерживающие факторы для разных типов животных, у которых существует внутривидовая агрессия. Наиболее сильны они у опасных хищников. Проблема человека в том, что биологически он существо не очень опасное, поэтому у него эти сдерживающие механизмы развиты слабо. Не могла природа "предусмотреть" даже кремниевый топор, не говоря уж об атомной бомбе.
Еще интересная мысль о том, почему "животная" сущность проявляется чаще именно в толпе. Разум - свойство индивидуальности, а эмоции, в частности гнев и ненависть, предназначены для обмена информацией в группах социальных животных. Они намного древнее. Поэтому их труднее контролировать, когда они проявляются одинаково у большой группы людей. Только Человек По-Настоящему Разумный может сопротивляться давлению стада одомашненных приматов.

0

14

В Великобритании 95 тысяч человек подписали петицию, направленную на лишение участников погромов в английских городах социальных выплат и льгот, вплоть до выселения из социального жилья. В случае если за лишение погромщиков привилегий проголосуют 100 тысяч человек, соответствующий законопроект будет вынесен на рассмотрение парламента.

Петиция была опубликована на правительственном сайте 10 августа и почти сразу вышла на первую позицию по популярности среди других документов, вытеснив, в частности, предложения о снижении цен на топливо и сохранении в Великобритании запрета на смертную казнь.
В связи с огромным числом желающих проголосовать в поддержку инициативы по наказанию участников массовых беспорядков правительственный сайт, на котором опубликована петиция, в настоящий момент открывается с перебоями.

С учетом того что количество голосов в поддержку петиции на сайте растет со скоростью в несколько тысяч в час, отметка в 100 тысяч голосов может быть достигнута уже в четверг, 11 августа.

Это интересно

0

15

Svetik написал(а):

В случае если за лишение погромщиков привилегий проголосуют 100 тысяч человек,

Эх, жаль я не гражданка Великобритании. Я бы проголосовала))

0

16

Погромы в Англии: среди мародеров - учителя и дети миллионеров

Лондонские суды работают без перерывов. Обвинения предъявляются десяткам человек, задержанным во время грабежей. В прессе публикуются фотографии, сделанные камерами наблюдения, с просьбой к читателям помочь опознать преступников. Самому молодому из воров - 11 лет. Он попытался унести мусорное ведро из разграбленного универсама. Среди пойманных за руку - учитель младших классов и даже дочь миллионера. 19-летняя девушка набила свою машину бесплатными, как ей казалось, спиртными напитками и сигаретами.

Никто не хочет больше соседствовать с теми, кто кидал в их дома бутылки с зажигательной смесью.

"Я раньше думал о них, как о животных. Но на самом деле дикие звери не так плохи. Это же полное отсутствие разума! И вот что меня больше всего раздражает: наши политики говорят: "Это же социально пострадавшие. Их притесняют полицейские. Им не дают учиться". Всё это чушь! Эти люди должны отличать добро от зла", - говорит житель Лондона Ланс Чиннан.

Теперь даже британская пресса размышляет над темой либерализма. Возможно, либеральные догмы породили необразованное, жестокое поколение, лишенное всякой морали. Как пишет "Дэйли Мэйл", эти люди охотно в интервью заявляют, как они сожалеют о произошедшем, а между собой говорят "Это был замечательный пожар!"

Это интересно

Давным-давно я по телевизору услышала фразу, которая тогда меня поразила: "В индуистской религии человеку запрещено входить в толпу". Наверное, эта тема - производна от того юношеского впечатления. Может, действительно, в толпе человек невольно заражается преобладающим массовым воодушевлением и противостоять этому просто не может?

0

17

Svetik написал(а):

ожет, действительно, в толпе человек невольно заражается преобладающим массовым воодушевлением и противостоять этому просто не может?

Воодушевление - только один из видов поведения толпы.
Вот, нашла в Википедии.

Толпы могут подразделяться в зависимости от активности (собственно толпа) или пассивности участников (публика, аудитория). Толпа классифицируется в зависимости от доминирующего поведения участников.

Агрессивная толпа — бунтующая и линчующая толпа, характеризуется проявлением агрессии в отношении людей или объектов.
Паническая толпа — доминирующей формой поведения спасающихся толп является паника, как, например, в случае пожара в театре.
Стяжающая толпа — сходны со спасающимися тем, что те и другие вовлечены в соперничество за определенный дефицитный объект.
Экспрессивная толпа — общность людей, отличающаяся особой силой массового проявления эмоций и чувств (любви, радости, грусти, печали, горя, негодования, гнева, ненавести и т.д.).

Стадному инстинкту можно (и должно) противостоять. Но способность к самоконтролю зависит от многих причин. Как от неизменных - вроде прочности нервной системы индивидуума, так и от сиюминутных - усталость, настроение...

0

18

Есть целая наука такая:

Психология толпы

0

19

koe-kto написал(а):

Есть целая наука такая:

Психология толпы

Изучать целые науки нам тут сложно. Интересно самим думать и анализировать, соотносить основные тезисы учёных с тем, чему мы сами стали свидетелями.

0

20

koe-kto, спасибо за ссылку. Я такого всеобъемлющего, но, вместе с тем, достаточно короткого текста на эту тему найти не сумела.

0


Вы здесь » ХОРОШИЙ ФОРУМ » Обществознание » Толпа - путь к одичанию>>


Создать форум.