Биография
Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830) с самого детства был окружен искусством. Его отец, Феодосий Федорович Щедрин, был профессором, а потом и ректором Петербургской академии художеств. А его дядя, Семен Федорович Щедрин, - известным художником-пейзажистом и руководителем пейзажного класса в той же академии. Так выбор профессии для юного Сильвестра был практически предопределен. В 1800 году юноша поступает в Академию художеств, где обучается мастерству под руководством М.М. Иванова, Ф.Я. Алексеева и Тома де Томон. Одиннадцать лет спустя Щедрин закончил обучение и представил в качестве дипломной работы картину «Вид с Петровского острова в Петербурге». Она стала своего рода программной, в ней чувствовалось влияние пейзажей Семена Щедрина. Художник решил изобразить городской пейзаж как парковый, при этом основное внимание было уделено его красоте. Работа была оценена очень высоко, ее автора наградили Большой золотой медалью и правом поехать за границу. Однако Отечественная война 1812 г. нарушила эти планы.
В 1815 году был написан пейзаж «Вид с Петровского острова на Тучков мост». Его отличает внимание художника к виду. Окончательно такая манера живописи была отработана в картине «Вид на Биржу с набережной Невы» 1817 года. Долгожданная заграничная поездка состоялась в 1818 году: Щедрин вместе с другими художниками едет в Германию. После посещения Берлина, Дрездена, Вены и Праги выпускники выехали в Италию.
В Италии Щедрин столкнулся с господством классицизма и влиянием тенденций романтизма и реализма. Художник не стал стремиться влиться в ряды живописцев-приверженцев господствовавшего направления, а пополнил ряды почитателей зарождавшегося романтико-реалистического. Однако это не значит ,что ему не удалось сохранить собственную индивидуальность и навыки, полученные в России.
Обосновавшись в Риме, Щедрин начинает писать пейзажи. Для отчетной работы было выбрано написать Колизей. Уже этюд, написанный с натуры, вполне мог претендовать на то, чтобы стать самостоятельной картиной. Работа над картиной была закончена в 1819 году. Тогда же Рим посетил великий князь Михаил Павлович. В число молодых русских живописцев, которым князь хотел оказать материальную помощь, вошел и Щедрин: ему было заказано два пейзажа. Чтобы исполнить заказ, Щедрин поселяется в Неаполе у К. Н. Батюшкова. Там были написаны картины «Неаполь. На набережной Ривьера ди Къяйя» и «Вид Неаполя».
В 1821 году Сильвестр едет в Рим, где работает на природе. За этот период произошло значительное повышение мастерства художника. Вскоре картины Щедрина стали очень популярны, а сам художник получал много заказов.
В 1822 г. Сильвестр Щедрин закончил картину «Колизей в Риме», которая была очень высоко оценена на родине. В период с с 1823 по 1825 год художник работает над серией картин «Виды Нового Рима». Эти картины в очередной раз потрясли публику своей красотой и у художника вновь не было отбоя от заказов.
В 1825 г. пришла пора возвращаться в Россию, потому что срок командировки от Академии истек, но Сильвестр решает остаться в Италии. Между тем, на родине ему поступали очень выгодные заказы и предложения, в том числе и занять пост руководителя пейзажного класса в Петербургской академии художеств. Однако они не были приняты Сильвестром.
1825-1827 год — это расцвет творчества Щедрина, именно тогда им пишутся знаменитые морские пейзажи. В последующие годы он писал все новые и новые пейзажи, многие из них на заказ: художник был настолько популярен ,что за его картинами приезжали из России, Англии, Франции и даже Америки.
Тем не менее, не все в жизни художника было благополучно: его мучили сильные приступы печеночной болезни, которые к концу жизни все учащались. Ни один доктор, к которому обращался Щедрин, не мог ее вылечить. На короткий период времени отвлекаться от болезни помогало написание картин, но улучшений не было. Осенью 1830 года его состояние ухудшилось, а 8 ноября 1830 года Сильвестр Щедрин умер, не дожив года до своего сорокалетия.