ХОРОШИЙ ФОРУМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ХОРОШИЙ ФОРУМ » Картинная галерея » Иероним Босх


Иероним Босх

Сообщений 1 страница 19 из 19

1

http://i028.radikal.ru/1010/be/a574bc69950b.jpg

Биография Иеронима Босха

Нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. В своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.

Босх принадлежал к роду потомственных художников; один из его предков был родом из Ахена («ван Акен» по-голландски); сам он выбрал в качестве псевдонима усеченное имя родного города. Был членом Братства Богоматери, объединявшего элиту местного общества. Из сравнительно небольшого числа сохранившихся произведений Босха лишь 7 подписаны и ни одно не датировано художником. Стилистически его творчество принято разделять на ранний (1475-80), средний (1480-1510) и поздний (с 1510) периоды. Чаще всего это небольшие картинки нравоучительно-дидактического содержания («Извлечение камня глупости», Прадо, Мадрид; «Корабль дураков», Лувр, Париж); в те же годы была создана и расписная столешница с аллегориями Семи смертных грехов (Прадо). Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной, «эмалевой» живописной манере старых нидерландцев. Доминирует чувство мучительной тревоги за абсурдное состояние человечества, погрязшего во всяческой скверне. Правда быта, едкая сатира сочетаются с замысловатой, темной символикой, и лишь в пейзажных далях (как это бывает у Босха почти всегда) сохраняется присущий Яну ван Эйку восторг перед божественной гармонией мироздания. Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу — большие алтарные триптихи, самым ранним из которых считается «Воз сена» (Прадо, Мадрид). Многолюдное действо центральной части алтаря разыгрывается между Раем на левой и Адом на правой створках, — наглядными началом и концом земного пути беспутной человеческой массы. Сюжет главной сцены обыгрывает пословицу «мир — воз сена, каждый тащит с него, сколько может». Греховной сутолоке явно противостоят таинственные поэтические детали (например, изящная чета любовников, музицирующих на самом верху пресловутого воза) и прежде всего чувственная красота колорита, обретающего все большую легкость. В триптихе с Искушением Святого Антония (Национальный музей старого искусства, Лиссабон) все видимое пространство обращается в земной ад, мерцающий зловещими сполохами, полный мерзких, фантастических, но в то же время натуралистически убедительных тварей. Живописные лессировки одновременно удивительно изысканны, а самое главное — сквозь весь морок проступает воля к самопознанию, обуздывающему разбушевавшуюся природную стихию. Тот же гуманистический мотив звучит в цикле одночастных картин о святых подвижниках («Св. Иероним в покаянии», Музей изобразительных искусств, Гент; и другие), где пейзаж, та же стихия на наших глазах «умиряется» от переднего плана к далям, словно демонстрируя плоды напряженной нравственной борьбы. Так или иначе исход этой борьбы в целом предстает интригующе-неопределенным. В известнейшем и самом большом триптихе («Сад наслаждений», Прадо) действо, традиционно для Босха, разыгрывается между Раем слева и Адом справа — в центре же представлен поразительный «адо-рай», где прекрасное нагое человечество оказывается высшим грациозным плодом и в то же время пассивной жертвой растительно-животной природы, окружающей людей ловушками в виде гигантских ягод, насекомых, оживающих скал и прочих «сюрреалистических» деталей. Характерное для Босха обилие алхимико-астрологической символики достигает здесь апогея (исследователи не раз высказывали гипотезы о принадлежности мастера к какой-то тайной еретической секте). Напротив, в позднейшем из больших триптихов, с Эпифанией (Богоявлением) или Поклонением волхвов (там же), царит почти безмятежный покой; земная суета, представленная мелкими сценками, зримо растворяется в полях картины за сакральным событием переднего плана. Чувство «покоя после битвы» предопределяет позднее «Искушение Святого Антония» (Прадо) — углубленный во внутреннее созерцание святой не обращает тут никакого внимание на мелкую нечисть. Напротив, сцены Венчания Христа терновым венцом (Национальная галерея, Лондон) и Несения креста (Музей изобразительных искусств, Гент) полны напряженного драматизма; во второй картине зловещая толпа, окружающая Страстотерпца, парадоксально соединяет в своем облике хищное уродство с волнующе-тревожной (благодаря трепетному мерцанию цветовых бликов) красотой. Философская насыщенность образов, созданных Босхом, ставят их на один уровень с произведениями Леонардо да Винчи и А. Дюрера. Подготовив своими бытовыми и пейзажными наблюдениями реализм голландской живописи 17 в., он в то же время оказался дальним предтечей модернистско-авангардной поэтики абсурда.

+1

2

Символы
Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха. Значение многих символов уже безвозвратно утеряно, символы меняли значение в зависимости от контекста, они по-разному трактовались в разных источниках — от мистических трактатов до практической магии, от фольклора до ритуальных представлений. За прошедшие пять веков многозначность символики Босха позволяла исследователям его творчества и почитателям отнести художника к самым разным религиозным и философским направлениям.

Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Алхимия в позднем средневековье была своеобразным явлением культуры, явно граничившим с ересью, фантастическим вариантом химии. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах; зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков; герметичный же сосуд или плавильный горн — это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола.

Босх использует и общепринятую в средневековье символику бестиария — «нечистых» животных: на его картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других. Жаба, в алхимии обозначающая серу, — это символ дьявола и смерти, как и всё сухое — деревья, скелеты животных.

Другие часто встречающиеся символы:

лестница — путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт;
перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости;
ключ — (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания;
отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией;
стрела — символизирует таким образом «Зло». Иногда торчит она поперек шляпы, иногда пронзает тела, порой даже воткнута в анус полуголой персоны (что также означает намек на «Испорченность»);
сова — в христианских картинах может быть интерпретирована не в антично-мифологическом смысле (как символ мудрости). Босх изображал сову на многих своих картинах, он вносил её иногда в контекстах к персонам, которые себя коварно вели, либо предавались смертному греху. Поэтому принято считать, что сова служит злу как ночная птица и хищник и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного.
черные птицы — грех

0

3

http://s40.radikal.ru/i090/1010/0e/a8f4e947de48.jpg
Увенчание терновым венцом. Национальная галерея, Лондон

0

4

http://s57.radikal.ru/i156/1010/ad/c83823c8a33e.jpg
Несение креста. 1516, Королевский музей, Гент

0

5

http://s57.radikal.ru/i157/1010/80/cceea583dafd.jpg
Корабль дураков 1490-1500 годы, Музей Лувр, Париж, Франция

0

6

http://s07.radikal.ru/i180/1010/55/a652e56b857a.jpg
Блудный сын, 1503, Музей Бойманс ван Бейнинген, Роттердам, Голландия

0

7

http://i080.radikal.ru/1010/70/2643e6dca01c.jpg
Семь смертных грехов и четыре последние вещи. 1475-1480, Прадо, Мадрид

0

8

http://s50.radikal.ru/i128/1010/50/a6d9e2f96492.jpg
Святой Антоний. 1500-е, Музей Прадо, Мадрид
Приписывается Иерониму Босху

0

9

http://s005.radikal.ru/i210/1010/4c/e1d19420b8f9.jpg
Ecce Homo. 1480-1485. Штеделевский художественный институт. Франкфурт

0

10

http://s49.radikal.ru/i126/1010/da/48d7bb887498.jpg
Распятие с донатором. 1480-1485. Королевские музеи изящных искусств. Брюссель

0

11

http://i036.radikal.ru/1010/b5/0fefb47fadc8.jpg
Извлечение камня глупости. 1475-1480. Прадо. Мадрид

0

12

http://i068.radikal.ru/1010/43/d7ee7704ead0.jpg
Св. Иероним за молитвой. ок. 1505. Музей изящных искусств. Гент

0

13

http://i070.radikal.ru/1010/78/582191c2c9fe.jpg
Смерть и скупец. Около 1490

0

14

http://s39.radikal.ru/i084/1010/91/ade63830f6cf.jpg
Св.Христофор. 1504-1505. Музей Бойманса-ван Бёнингена. Роттердам

0

15

Триптихи Босха

Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу, — большие алтарные триптихи. До нашего времени сохранились:

Воз сена (1500—1502), Эскориал, Мадрид
Распятая мученица (1500—1503), Дворец дожей, Венеция
Сад земных наслаждений (1500—1510), Музей Прадо, Мадрид
Страшный суд (1504), Академия изобразительных искусств, Вена
Святые отшельники (ок. 1505), Дворец дожей, Венеция
Искушение святого Антония (1505—1506), Национальный музей древнего искусства, Лиссабон
Поклонение волхвов (ок. 1510), Музей Прадо, Мадрид

0

16

Триптих «Воз сена».

http://s59.radikal.ru/i164/1010/76/e35d567ebd58.jpg
Воз сена. Центральная часть

http://i078.radikal.ru/1010/99/a000f52336a3.jpg
Грехопадение. Левый ставень

http://s59.radikal.ru/i163/1010/62/8194f299ac9f.jpg
Ад. Правый ставень

0

17

Босх традиционно вспоминается людьми, когда говорят о художественном представлении ада.
"Профессор кошмаров" - так называют Босха художники.

Дьявол
http://s16.radikal.ru/i190/1010/59/e8fa37b7d7a8.jpg

0

18

Фонтан прелюбодеяния
http://i080.radikal.ru/1010/e1/1d3009e29a3a.jpg

0

19

Ад музыкантов
http://i022.radikal.ru/1010/e6/53a9088156f7.jpg

0


Вы здесь » ХОРОШИЙ ФОРУМ » Картинная галерея » Иероним Босх


Создать форум.