ХОРОШИЙ ФОРУМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ХОРОШИЙ ФОРУМ » Клуб путешественников » Старый Арбат


Старый Арбат

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

http://gifr.ru/data/gifs/5/a/8/5a84bda578.gif

Арбат — одна из самых старых улиц столицы. Арбат воспет во многих песнях, стихах и фильмах. Для москвичей это не просто улица, а как бы особый «кусочек» столицы, своеобразная «Москва в Москве» с ее собственной историей, самобытностью, традициями. Облик улицы создан в первую очередь ее жителями. Арбат — всегда был одной из самых престижных улиц города. Постепенно век за веком создавался неповторимый архитектурный облик улицы с оригинальными старинными особнячками с лепниной, балконами и кариатидами, маленькими уютными переулками, ажурными фонарями, вымощенными камнем дорогами. Арбат начал жить своей собственной жизнью.

При Советской власти в облике Старого Арбата произошли необратимые изменения. В начале 1960-х годов по его переулкам была проложена часть нового современного проспекта — Нового Арбата. Это привело к уничтожению многих памятников архитектуры 18-19 веков. Новую улицу москвичи метко прозвали «вставной челюстью».

Но Арбат не потерял своего очарования. Прогуливаясь по улице, можно прикоснуться к истории России, потому что история практически любого дома на Арбате, даже самого малого и, казалось бы, незначительного, в конечном счете, если начать ее исследовать, непременно приводит к именам и событиям, забыть которые невозможно.

Отредактировано Maquis (Понедельник, 20 сентября, 2010г. 22:06:05)

0

2

Происхождение названия улицы



Наряду с Арбатом, в Москве есть несколько схожих с ним топонимов, поэтому происхождение слова «Арбат» всегда интересовало исследователей. Во-первых, это Арбатецкая улица, возникшая в местности, которая некогда служила предместьем Крутицкого подворья. Она расположена между Крутицкой набережной и улицами Крутицкий Вал и Симоновский Вал. По Арбатецкой улице были названы и два Арбатецких переулка (ныне не существующих). Во-вторых, между Покровским бульваром и улицей Воронцово Поле (до недавнего времени это еще была улица Обуха, однако недавно ей по праву было возвращено историческое название) находится Дурасовский переулок. Прежде он назывался Малый Арбатец.

О происхождении топонима существует несколько гипотез. В основном исследователи склоняются к иноязычным корням слова «Арбат». Принято считать, что в основе этого необычного названия лежит слово не русское и не славянское, а принадлежащее одному из восточных языков. Тем не менее известны попытки объяснить этот топоним и как собственно русский. Известный историк Москвы  И. Е. Забелин, допуская в принципе целый ряд гипотез о происхождении названия Арбат, в 1893 г. в своей статье «Опричный дворец царя Ивана Васильевича» выдвинул версию о существовании более старой формы топонима, которую ученый восстановил как «Горбат». По его словам, название должно было характеризовать «кривизну местности, сохранившуюся до сих пор в искривлении Никитского бульвара». Работая со старинными планами Москвы, И. Е. Забелин установил, что «местность Арбата, изображая кривую линию, уходила внутрь города на 150 сажен».

Однако это предположение было лишено серьезных оснований. Во-первых, кривизна старых московских улиц известна, таких улиц много, поэтому вряд ли было основание именно таким названием выделять данную местность и улицу из числа других. Во-вторых, название «Горбат», если говорить об общих закономерностях русской топонимии, было бы применимо к бугристому или холмистому месту, к рельефу, а не к планировке местности. Однако, как известно, Арбат — не только улица, но и когда-то обширная местность — весьма пологий район Москвы. Сравните его хотя бы с Петровским или Рождественским бульваром, или Тверской улицей в ее начале. Как раз из-за отсутствия связи названия «Арбат» с рельефом местности или даже ее планировкой топоним и мог достаточно свободно перейти с Воздвиженки на нынешний Арбат, то есть начать определять новый объект, называть новую улицу.

Есть возражения и другого характера: в московской топонимии не известны случаи образования названий при помощи краткой формы прилагательного. Сомнительность этой версии подтверждается и тем, что форма «Горбат» не зафиксирована ни в одном известном нам историческом письменном источнике.

Согласно еще одной гипотезе, название «Арбат» имеет в своей основе татарское слово «арба». К сожалению, это предположение в качестве единственного объяснения наименования «Арбата» попало в некоторые путеводители. Действительно, поблизости от Арбата располагалась слобода мастеровых Колымажного двора (которые делали и ремонтировали различного рода «транспортные средства» того времени). Однако, во-первых, название «Арбат» упоминается в письменных источниках еще с конца XV века, иначе говоря задолго до возникновения этой слободы. Во-вторых, слово «арба» и сам тип повозки не привились в центре Московского государства и сохранились лишь на юге, где контакты с тюркоязычным населением были теснее, чем в Подмосковье.

Большинство же ученых склоняется к тому, что в основе топонима «Арбат» лежит арабское слово «арбад» — форма множественного числа от слова «рабад», которое имело и имеет доныне значение «пригород, предместье». В Москву же оно могло попасть либо через татарское посредничество, либо непосредственно от торговцев с Востока. Арабское слово «рабад» вошло в лексику таджикского, тюркских языков Средней Азии и Казахстана в значении «городские стены и поселения с внешней их стороны, предместья».

Предполагается, что слово «арбад» могло попасть в Москву, например, от крымских татар — в этом, между прочим, содержится и объяснение относительно позднего происхождения этого названия, после исчезновения Золотой Орды и появления Крымского ханства. Крымцы переходили реку Москву у Крымского брода, а далее двигались к Кремлю по линии современных Зубовского и Смоленского бульваров. Там они должны были сворачивать на Арбат, поскольку Пречистенка и Остоженка кончались в пересеченной местности — Чертолье. Несколько в стороне был овраг — Сивцев вражек. Проходя Смоленской дорогой, крымские татары могли дать своему главному становищу название «Арбат».

Некоторые исследователи допускают возможность того, что топоним обязан своим происхождением восточным купцам. Но в настоящее время нет достаточного количества исторических свидетельств, которые позволили бы с большой уверенностью говорить о каком-либо происхождении.

0

3

От древности до 18-го века



Раньше в XI-XVI веках на месте Старого Арбата находилась Смоленская дорога, которая брала начало от Новодевичьего монастыря на Плющихе, а потом от Дорогомилова. Эта дорога была хорошо известна русским войскам, которые через нее отправлялись в свои военные походы, провожаемые местными жителями и владельцами здешних торговых лавок. Прославилась дорога еще и тем, что в 1439 году здесь были разгромлены и обращены в бегство войска казанского хана Улу Мухаммеда, а в 1611 году схвачены польско-литовские интервенты под командованием Новодворского. В августе 1612 года у Арбатских ворот собралось народное ополчение во главе с Дмитрием Пожарским. В XVI-XVII веках Арбат стал местом поселения трех стрелецких полков.

Помещения для стрелецких полков немного теснили населявших район Арбата ремесленников, способствовали их расселению отдельными слободами, где находились дворы дворцовых плотников, мастеров серебряного дела, работников Денежного двора. От сферы деятельности ремесленников в то время происходило и название самих слобод, которые впоследствии дали наименование арбатским переулкам: Плотников переулок, Серебряный переулок, Денежный переулок. Старопесковский и Николопесковский переулки, считается, названы так из-за песчаной почвы на арбатской территории.

Говоря об Арбате XVIII века, необходимо упомянуть о пожаре 1736 года, уничтожившем половину улицы. Арбат заново отстроился довольно быстро, но сгоревшие здания были навсегда утеряны из облика этой улицы.

0

4

18-19 века



В XVIII веке Арбат становится одной из самых аристократических улиц Москвы. Все больше строений, роскошных усадеб и особняков принадлежит здесь столичной знати — родовым дворянам, влиятельным чиновникам, богатым купцам, церковнослужителям. На Арбате размещались дома таких прославленных представителей московской знати, как граф П. Б. Шереметев, граф Ф. А. Остерману, князь Голицын и др. благодаря размаху и архитектурным изыскам знатных домов улица приобрела в Москве особый статус, который сохранила и до сих пор.

Произведенное в XVIII веке впечатление обособленности, роскоши сохранилось и после губительного пожара 1812 года, когда Арбат, застроенный почти исключительно деревянными домами, полностью выгорел. Однако, в отличие от других улиц Москвы, облик Арбата этот пожар, мало изменил. Здесь по-прежнему было разрешено деревянное строительство, и новые дома по подобию прежних возводились на старых фундаментах. Сред популярных зданий, построенных в то время в завораживающем стиле ампир, до сих пор сохранился дом 37, принадлежавший в 1834-1835 годах артистке Е. С. Семеновой.

Дома на Арбате всегда строились с использованием современных, навеянных модой стилей, поэтому и сама улица со временем меняла свой облик. Если в середине XIX века застройка улицы оставалась разрывной, особенно в средней части, застроенной дворянскими домами, где пространство украшали раскинувшиеся сады, то уже к концу XIX века на этих пространствах возводились доходные дома Трындина, Филатова, Панюшева, появлялись модные магазины и дорогие рестораны. Благодаря веяниям моды на Арбате появились трамвайные пути. С пуском первого трамвая суматохи и шума на улице, производимых тысячами прохожих, конкой, извозчичьими подводами, заметно прибавилось. В 1900 году был построен Киево-Воронежский железнодорожный вокзал, который способствовал притоку на Арбат купцов, торговцев, преуспевающих предпринимателей.

Интересно, что во второй половине XIX века Арбат стал популярным местом проживания для врачей, что оставило свой значительный след в истории улицы. Именно на Арбате возникло Общество русских врачей, в 1870 году — открылась общедоступная лечебница, где днем принимали больных, а вечером со своими докладами выступали известнейшие научные деятели.

0

5

Советское время



Советские времена принесли с собой, революцию XX века, оказавшую огромное влияние на Москву, на ее облик, настроения граждан. О роли Арбата в революционных событиях писал Андрей Белый: «один дом-большевик победил весь район». В своих стихах поэт воспевает образ огромной высотки под номером 51, на которую, в 1917 году красногвардейцами был поднят пулемет. В истории революционных событий огромную роль играли и другие здания и строения, кроме того, сам Арбат был прегражден многочисленными баррикадами.

Кинотеатр «Художественный», открытый в 1909 году А. А. Ханжонковым на Арбатской площади, также перешел на особый режим работы. В его стенах в 1917 году открылся штаб юнкеров, где проводилась запись в Белую гвардию и содержались пленные красногвардейцы.

Операции по освобождению пленных, перестрелки, протесты групп большевиков не могли не сказаться на облике Арбата. После революции многие дома здесь пришлось восстанавливать, а некоторые возводить заново. Благодаря консервативному настрою советских архитекторов, все дома на Арбате подводились под единую высоту, перекрашивались в строгие серые оттенки. От старого блистающего роскошью архитектурных элементов особняков Арбата почти не осталось следа, таким как он был раньше мы можем увидеть его только на фотографиях. Все старинные здания, не вписывающиеся в эстетику конструктивизма, были безжалостно снесены. Вымощенные дорожки, дополняющие старый облик Арбата, были асфальтированы. Улица больше не являлась элитной, она стала похожа на все другие улицы Москвы. Теперь здесь все было не для любования, а для удобства москвичей и гостей города: троллейбусы, ветка метрополитена, в который можно было спуститься с обоих концов улицы со станций «Арбатская» и «Смоленская».

Но изменился не только архитектурный ансамбль Арбата. Он лишился привычного облика шумной улицы, наполненной толпами прохожих. Ожил Арбат лишь во время НЭПа: вновь открылись многочисленные магазины и кафе, возобновил работу ресторан «Прага» под вывеской столовой «Моссельпрома», был построен Государственный театр им. Евг. Вахтангова. Но продлилось это веселье недолго — в 1930-х годах от него не осталось и следа, как не осталось на Арбате церквей, снесенных во времена воинствующего атеизма советской власти. Саму улицу москвичи стали называть «военно-грузинской дорогой»: именно по ней проносилась машина, в которой Сталин ездил из Кремля на свою ближнюю дачу в Кунцево.

Следующий этап арбатских перемен связан со строительством Калининского проспекта (нынешней улицы Новый Арбат). В связи с этим в 60-х годах, когда огромная часть старинного Арбата была уничтожена. Вся шумная, обыденная Арбатская жизнь переместилась на современные просторы Нового Арбата. Постепенно в 70-х годах Старый Арбат стал превращаться в пешеходную зону. Тогда здесь, впервые в Москве, установили вдоль улицы знаменитые развесистые круглые фонари, с которыми у каждого ассоциируется теперь Арбат. Благодаря этим грациозным осветителям улица в свое время получила прозвище — «офонаревшая».

Пешеходный Арбат сразу же стал главной достопримечательностью для приезжих. В 1990-е годы прежде спокойный район затрещал по швам от гигантского наплыва туристов и просто гуляющих москвичей, особенно подвыпившей молодежи, желающих отдохнуть именно здесь, на одной из старейших и красивейших улиц Москвы. Арбат наводнили крикливые торговцы «русской стариной» и сувенирами советской поры, а также уличные музыканты и художники-карикатуристы, готовые недорого запечатлеть любого человека на листе ватмана. Так что если вы увидите у кого-то дома выполненный на скорую руку шарж на кого-либо из членов семьи, то можно с большой долей вероятности утверждать, что он был сделан именно на Арбате.

0

6

Литературный особняк

В начале улицы под № 7 располагались на Арбате прежде два строения, соединенные каменными воротами. Глядя на опустевший, архитектурно непримечательный дом, можно подумать, что о заурядном этом строении и писать вроде нечего, и восстанавливать его не следует после недавнего пожара, облизавшего черным языком стены и крышу, через которую капает вода. Под грудой мусора видна лестница в подвал…

Последним торговал тут магазин «Ткани», а до него — «Лен». В другом строении, 7а, находился известный колбасный магазин. Оба эти каменных здания появились на улице после пожара 1812 года.

Было время, когда дом № 7 славился не только магазином. Во второй половине XIX века, как сообщил московский библиограф В. В. Сорокин, в нем открылась одна из первых частных библиотек города. В 1875 году ее опечатала полиция, поскольку на книжных полках стояло, по словам полиции, «много сочинений политических преступников: Радищева, Герцена, Чернышевского, Огарева, Михайлова, Ткачева, Прыжова и др.».

Висевшая на фасаде дома до недавнего времени мраморная доска напоминала о другом событии, первой русской революции. «В этом доме в 1906 году помещался Московский Союз текстильщиков и ряд других профессиональных организаций». Помещались в этом здании также профсоюзы строителей, маляров и рабочих других профессий, получившие после революции 1905 года возможность действовать легально. Но свобода эта длилась недолго: профсоюзы из дома ушли.

Проходит еще год, и дом становится известным благодаря разместившемуся в нем кинотеатру «Паризьен», одному из многих, появившихся тогда в Москве.

В дни последнего пребывания в городе вечером 18 сентября 1909 года Лев Толстой решил впервые посмотреть новинку века-кинематограф, о котором он слышал не раз. Из своего дома в Хамовниках писатель пришел на Арбат, в «Паризьен», стараясь не привлекать к себе внимания, сел в кресло, чтобы увидеть немой фильм…

После окончания первой части в зале вспыхнул свет. Киномеханик перезаряжал аппарат. Но Лев Толстой не стал ждать, когда начнется продолжение демонстрации фильма, встал и, к удивлению зрителей, вышел из кинотеатра, направившись домой. Как передают очевидцы: «Он был поражен нелепостью представления и недоумевал, как это публика наполняет множество кинематографов и находит в этом удовольствие».

Через несколько лет, уже после революции, в зале закрывшегося кинотеатра установили столики со стульями, эстраду. На Арбате, 7, появилась вывеска кафе «Литературный особняк». И не только здесь. В разных концах Москвы с начала 1918 года, когда, казалось, было не до того, чтобы открывать кафе (старые рестораны, трактиры, кофейни закрывались), они, тем не менее, зажигали огни, хотя продуктов с каждым днем в городе становилось все меньше, голод и разруха усиливались. Учреждали эти кафе не частные лица, как прежде, содержатели ресторанов, а возникшие после революции литературные организации разных существовавших тогда поэтических группировок: футуристов, имажинистов, неоклассиков. Всероссийского союза поэтов…

Поэт Иван Грузинов, друг Сергея Есенина, в воспоминаниях, опубликованных недавно под названием «Литературные кафе 20-х годов» в сборнике архивистов «Встречи с прошлым», упоминает среди наиболее популярных поэтических кафе той поры «Литературный особняк», где, по его словам, «выступлениям поэтов не было конца».

Эти кафе не только предоставляли возможность литераторам прочесть новые сочинения в кругу друзей или на публике издаваться, но и решить не менее тогда важную задачу хоть как-то поесть, чтобы не умереть с голоду.

В один из вечеров в «Литературный особняк» пришел с друзьями Сергей Есенин и прочел новую поэму «Пугачев». Работа над ней шла с конца 1920 года. Отрывки из незаконченного сочинения автор начал читать в Москве летом 1921 года, вернувшись из поездки по Средней Азии. Как сообщалось в газете «Известия», в ближайшие дни в клубе «Литературного особняка» (Арбат, 7) устраивается ряд вечеров. 6 августа С. Есенин читает «Пугачева»…«. Это случилось за день до смерти Александра Блока, в свой последний приезд в Москву жившего на Арбате…

Проходит еще год, и под сводами бывшего «Литературного особняка» обосновался небольшой театр. Назывался он «Мастфор», сокращение это образовалось из полного названия: «Мастерская Н. М. Фореггера».

Это был маленький театр, где ставились пьесы пародийные, полные буффонады, эксцентрики, режиссерской выдумки, художнических открытий, одним словом, театр нетрадиционный, экспериментальный, ищущий. Небольшой, но довольно популярный в течение нескольких театральных сезонов. Основал театр молодой режиссер Николай Фореггер, живший поблизости от Арбата, на Малой Никитской, 21. Как вспоминает известный кинорежиссер Сергей Юткевич, «Фореггер был крайне любопытной фигурой. Родом он из обрусевших немцев. Его полный титул был — барон Фореггер фон Грейфентурн… Окончив филологический факультет Киевского университета, Фореггер увлекся театром и стал настоящим знатоком старинного театра…».

Небольшая труппа Николая Фореггера ставила первое время пьесы на разных сценах, где придется, и только позднее получила стационар, бывший клуб «Литературного особняка». В «Мастфоре» сделали первые самостоятельные шаги в театре два друга, никому тогда не известные, Сергей Юткевич и Сергей Эйзенштейн. Поначалу они выступали как художники-оформители. Сергей Юткевич до поступления в режиссерскую студию Всеволода Мейерхольда учился в Строгановском училище, а молодой Сергей Эйзенштейн перепробовал себя на разных поприщах: учился в институте на архитектора, работал строителем, учил языки, готовился стать профессиональным переводчиком, служил в армии, поступил в Академию Генерального штаба. И все бросил, чтобы начать с нуля-в искусстве. Сергей Юткевич испытал себя на сцене «Мастфора» и как режиссер.

Произошло это, как часто бывает в искусстве, непредсказуемо: «Случилось так, что режиссер Фореггер, загадочно поблескивая очками, попыхивая неизменой трубкой, одобрительно хмыкнул, увидев мои эскизы к Мольеру. Я получил приглашение оформить спектакль пародий в его театре. Из кусков цветной бумаги, фанеры и обрывков пестрых материй соорудили мы-я и Сергей Михайлович Эйзенштейн-первое оформление для буффонадного спектакля-пародии на „Федру“ Расина в постановке Камерного театра…»

Из «Мастфора» друзья один за другим ушли, когда рамки этого театра стали для них узки, но всю жизнь помнили эту арбатскую мастерскую, потому что первые шаги всегда незабываемы.

0

7

Ресторан «Прага»



Трактир «Прага» для Арбата не только любимое место, где можно отдохнуть и вкусно поесть, это частичка его истории. Трактир был открыт здесь дальновидным купцом Семеном Тарарыкиным еще в 90-х годах XIX века. Месторасположение на первом этаже дома купцов Тарасова и Донецкой выбирал сам хозяин и не ошибся. Дело в том, что это был дом угловой, выходящий на две центральные московские улицы, поэтому заведение быстро обрело широкую популярность в столице.

Ресторан состоял из шести огромных залов, двух буфетов, 18-ти отдельных кабинетов, 4-х бильярдных залов и открытой террасы, где проводились музыкальные вечера, и играл оркестр из лучших музыкантов города. Завсегдатые клиенты «Праги» были люди из интеллигентного общества — университетские профессора, преподаватели консерватории, музыканты, художники, писатели. Залы «Праги» помнят Л. Толстого, И. Бунина, М. Горького, А. Куприна и многих других писателей. Знатные московские семьи, представители дворянства, купечества праздновали в «Праге» юбилеи, давали балы, устраивали торжественные приемы.

Аудитория диктовала и направление развлекательных вечеров в ресторане. Здесь устраивались ежегодные «рубинштейновские обеды» в память основателя консерватории Н. Рубинштейна, был дан банкет по поводу реставрации картины И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван».

Соответственный был и интерьер ресторана. Здесь всегда была роскошная старинная мебель, массивные деревянные столы и шкафы, которые придавали «Праге» образ дорогого заведения для интеллигентного аристократического общества. Богатство внутреннего убранства не изменили и послереволюционные годы, в которые ресторан вынужден был закрыться. В 1917 году в здании ресторана были размещены коллектив безработных ИЗО РАБИСа, аукционный и комиссионный залы, кинотеатр «Прага», школа поваров, а также столовая ери «Ореховый», «Белый», «Музыкальный», «Чешский», «Новопражский», «Бирюзовый» и «Купольный» залы. На четвертом этаже находились залы «Ротонда» и «Мозаика» и несколько магазинов.

Заново открыть двери для своих посетителей ресторану «Прага» удалось только в 1955 году. Реконструированная «Прага» состояла из девяти залов. На втором этаже ресторана располагались два роскошных зимних сада и 7 уютных кабинетов для приватных обедов и ужинов. На пятом этаже находился огромный банкетный зал «Зеркальный».

В обновленную «Прагу» сразу пожаловали толпы посетителей. Мало того этот ресторан стал местом, пребывание в котором считалось престижным, поэтому посещали его не только москвичи, но и гости города, иностранные туристы, представители зарубежных фирм и компаний. Посетителей привлекали не только высокий статус и популярность заведения, но и изысканная и разнообразная кухня, великолепный сервис, уютные залы, приспособленные для проведения дней рождения, свадьбы, семейных торжеств, памятных дат, юбилеев, деловых встреч и других поводов. В ресторане всегда работали лучшие повара и кондитеры, удивляющие посетителей разнообразием и изысканным вкусом приготовленных блюд и десертов. Кроме того, только в «Праге» можно было попробовать блюда чешской кухни и знаменитое чешское пиво.

Традиции и принципы работы ресторана «Прага» сохранились здесь и по сей день. Изменились только фасад и внутренне оформление при проведении реставрационных работ с октября 1996 года по май 1997 года, но убранство ресторана по-прежнему создает атмосферу роскоши и дороговизны, что неизменно влечет сюда самую изысканную публику.

0

8

http://i066.radikal.ru/1009/5d/7f5c896a01c6.jpg

0

9

http://s46.radikal.ru/i111/1009/7e/7f9457f97b32.jpg

Погодейкина Екатерина

Старый Арбат
холст, масло, 35х50, 2006г.

0

10

Maquis написал(а):

Ресторан «Прага»

А ещё там было кафе "Прага", два разных входа в кафе и в ресторан. Когда мы с мужем бывали в Москве, у нас была традиция ходить в то кафе, заказывать там салат с креветками и торт "Прага".)

0

11

Svetik,

Нада издать указ о присвоении Арбату звания "Улица-побратим ХФ")))

0

12

Svetik написал(а):

А ещё там было кафе "Прага", два разных входа в кафе и в ресторан. Когда мы с мужем бывали в Москве, у нас была традиция ходить в то кафе, заказывать там салат с креветками и торт "Прага".)

чтото слишком много праги)так и перепрагится можно))

0

13

http://www.playcast.ru/uploads/pl/2006/11/2/pl_193398.not.jpg

0

14

я не в восторге от этой улицы.. и ничего в ней нет особенного!! (по крайней мере сейчас!) интересней как раз переулки что рядом!! :D  как там ваще люди живут.. :dontknow:
арбат скорей "торговый центр под открытым небом!" :P

0


Вы здесь » ХОРОШИЙ ФОРУМ » Клуб путешественников » Старый Арбат


Создать форум.