Подруга, у которой я сейчас живу, - самый близкий мне по духу человек, после папиной смерти. В чем-то даже ближе, чем любимый. Мы иногда чувствуем себя сестрами в лучшем смысле этого слова. Вот, вчера до четырех утра мучили друг друга на кухне глобальными философскими вопросами. Но на обсуждение я бы хотела вынести другую тему, которую мы недавно развивали.
Наши родители вместе учились в институте. И росли мы в похожей атмосфере. И у нее, и у меня дома собиралась интеллектуальная элита города. Не пересекаясь, поскольку чуть из разных областей науки и техники. Но это было на уровне поколения бабушек и дедушек. Друзья наших родителей, ни в чем не уступая старшему поколению с точки зрения ума и образованности, уже не достигли тех должностей и званий. Времена сменились, для карьеры понадобились те качества, которые по-настоящему интеллигентный человек считает отвратительными. Достаточно сказать, что среди друзей моих родителей не было ни одного члена партии.
И эти люди сделали для нашего воспитания и образования не меньше, чем родные по крови. Не зря мы их называли «тетями» и «дядями». Нас учили не только читать, но и обсуждать прочитанное, не только отвечать на вопросы, но и думать самим. Нас не только учили, нас уважали. Ценили не детей, а будущих взрослых собеседников. И было очень важно, что такое отношение существовало, как общественное, а не только семейное. Это давало силы противостоять школьной уравниловке и идеологическому диктату. При этом, нам это казалось таким естественным, что мы совершенно не чувствовали себя «элитой», исключением из правил. Наоборот, только изрядно повзрослев, мы поняли, что это не есть норма. И даже тогда мы почти убереглись от снобизма и высокомерия. Очень уж правильно нас воспитали.
Но, конечно, нам далеко до тех, кто нас окружал тогда. Как сказала моя подруга: «Это было поколение учителей, а мы – только носители».
И вот, где-то в силу объективных обстоятельств, а где-то в силу собственных недостаточных способностей, для своих детей мы уже не сумели этого сделать. Все, что получили наши дети, они получили дома. У нас были прекрасные друзья, но они не могли стать для наших детей ни учителями, ни воспитателями. И я с огорчением понимаю, что мои сыновья уже сами по себе, а не часть того прекрасного целого, которой были мы. А уж внукам вообще достанутся крохи, даже если мы примем деятельное участие в их воспитании. Жаль…
А кто воспитывал вас, кроме близких родственников? Можете ли вы сказать слова благодарности в адрес друзей дома, учителей, соседей? Или еще в чей-нибудь?