Вокруг нового предмета снова разгорелся спор.
На днях в Минобрнауки обсуждали введение в школах уроков религии. Проблему поднял Общественный совет, который недавно создали при министерстве.
Напомню, еще в начале учебного года сразу в нескольких регионах страны разгорелись скандалы. В Белгороде ввели в школах новый предмет — «Основы православной культуры». Похожие законы приняли в Ингушетии и Дагестане — там детишки тоже изучают культуру, но уже исламскую.
Религиозно-образовательные споры не утихали весь сентябрь. Правозащитники подавали в суд на местные власти, пустившие священнослужителей в школы. «Комсомолка» собирала за одним столом представителей конфессий, чиновников и педагогов, чтобы выяснить: нужны ли нам уроки религии? (См. в номере за 22 сентября 2006 г.) Проблему пытались решить и на самом высоком уровне. Министр образования и науки Андрей Фурсенко приказал проверить, насколько законны решения местных чиновников. Итак, что же изменилось сейчас, почти год спустя?Обязать нельзя добровольно
Религиозные школьные предметы сейчас есть в каждом втором регионе России. Но не везде обязательны для посещения. Правда, есть и исключения.
Например, в той же Белгородской области «Основы православной культуры» (ОПК) — по-прежнему обязательный предмет, как физкультура или иностранный язык. ОПК ввели областным законом и отменять не собираются.
То же самое — в Ингушетии и Чечне. Там введена «История религии». Министр образования Чечни Хамзат Одаев объявил, что учить школьников будут выпускники местного исламского института. То есть, по сути, это уже занятия по законам шариата, а не простая культурология.
Главный довод у защитников ОПК: детей учат не религии, а истории и культуре своей страны. Так ли это? Директор Центра исследования религий РГГУ Николай ШАБУРОВ убежден, что нет:
— В неофициальных беседах они жалуются, что ввести Закон Божий мы не можем. Так и пускай это называется «Основами православной культуры». Учебные пособия и курсы ОПК, которые составят на местном уровне, наверняка будут провозглашать идеи превосходства одной религии над другой.
Что же важнее: знание своих традиций или свобода вероисповедания каждого гражданина, в том числе ребенка? Об этом и спорили до хрипоты члены Общественного совета при Минобрнауки.ТОЧКА ЗРЕНИЯ УЧЕНОГО
Директор Института всеобщей истории Российской академии наук Александр ЧУБАРЬЯН: Нужна культурология, а не Закон Божий
— Пока мы не готовы вводить религиозное образование в школах. Хотя бы потому, что у нас нет госстандарта, учебных планов, учебников, пособий и специалистов, которые могли бы преподавать. Сами учителя сегодня признаются, что не готовы вести такие уроки, ведь для этого нужна серьезная подготовка.
Это должен быть только культурологический предмет, а не религиозный. Поэтому я предлагаю ввести курс по истории всех мировых религий. Наш институт уже разработал учебник. Экземпляры разосланы по конфессиям. Больше всего замечаний было у Патриархии. Мы их по возможности учли. Также получили положительный отзыв от мусульман. Согласовали издание с католиками.
Москва уже готова апробировать новый курс в своих школах. Единственное пожелание: «История мировых религий» не должна вводиться повсеместно в обязательном порядке. Ее стоит хотя бы в течение года отработать в виде факультатива.РОДИТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ
Учитель с 20-летним стажем, папа первоклассника, главный редактор радио «Эхо Москвы» Алексей ВЕНЕДИКТОВ: Неверных в класс не пустят?
— Уже в трех регионах основы религии введены в обязательном порядке. Мы что, хотим, чтобы 89 субъектов Федерации разбежались по разным конфессиям?! Чтобы родители забирали детей и переезжали туда, где смогут изучать свою религию? Как быть мусульманской семье, которая живет в Белгороде? С другой стороны, православные семьи просто будут выдавлены из Ингушетии, потому что их дети не смогут изучать православие.
А вы представляете, какое будет разделение детей внутри класса? «Это мои уроки — тебе на них нельзя» — так, что ли? Нечто подобное человечество уже проходило в своей истории — это называется апартеид. Раздельное обучение — то же самое.
Есть же опыт Татарстана, где основы ислама изучаются на факультативной основе, то есть добровольно. Может быть, их модель больше нам подходит?КОММЕНТАРИЙ ЧИНОВНИКА
Начальник отдела Минобрнауки Татьяна ПЕТРОВА:
— Комиссия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки выезжала в Белгородскую область. Проверили 10 школ. Вывод проверяющих таков: нарушений законодательства в сфере образования нет. Предмет преподают учителя с высшим педагогическим образованием, прошедшие специальную переподготовку в институте повышения квалификации. Все программы и учебно-методические пособия рекомендованы областным управлением образования. Предмет «Основы православной культуры» введен решением Законодательного собрания Белгородской области как региональный компонент государственного стандарта образования (то есть как обязательный предмет. — Ред.).МНЕНИЯ СВЯЩЕННИКОВ
Зампредседателя Совета муфтиев России Марат МУРТАЗИН:
— Обязательным может быть только предмет, который дает знания обо всех религиях. Чтобы в современных школах детей не кормили свиными котлетами. В Европе школьники едят говядину — и все живы и здоровы. У каждого ученика должно быть право выбора.
А вот основы какой-то конкретной религии нужно давать только на факультативной основе, то есть по желанию родителей и учеников. Мы — многоконфессиональная страна. Нельзя говорить, что вот это, допустим, исключительно мусульманский регион, а вот это — чисто православный. Приходить в школу с ножом и резать душу ребенка недопустимо!О. Амвросий, епископ Бронницкий:
— Мы против обязательного школьного курса обо всех религиях. Должен быть включен религиозный предмет по выбору: основы ислама, православия, иудаизма и т. д. Чтобы ребенок мог выбрать сам, какую религию ему изучать. Для атеистов тоже можно подобрать вариант: например, основы этики.
Нас обвиняют в том, что за «Основами православной культуры» скрывается Закон Божий. Это не так. Русская культура традиционно основана на православии. И мы настаиваем только на том, чтобы в школах изучалась именно общенациональная культура. Ведь визитная карточка России — это Кремлевский собор и собор Василия Блаженного, иконы Преподобного Андрея Рублева.ПЕРВОИСТОЧНИКИ
«Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
П. 1, Ст. 14 Конституции РФ.
«Госполитика в области образования основывается на принципе светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях».
П. 4, Ст. 2 Федерального Закона «Об образовании».
Нужен ли урок религии в наших школах??