Журналисты раскрыли две загадки Бермудского треугольника. Расследование, проведенное при участии телеканала BBC, позволило назвать причины исчезновения двух пассажирских самолетов в 1948 и 1949 годах – это технические проблемы и нехватка топлива.

Бермудский треугольник получил зловещую репутацию района, в котором исчезают самолеты и корабли – якобы без каких-либо видимых причин и не оставляя никаких следов. Британские журналисты и эксперты в области авиации частично развеяли миф о таинственной зоне земного шара.

Внимание BBC привлекли два случая с пропажей в треугольнике самолетов компании British South American Airways (BSAA). Этой фирме, одной из первых организовавшей перевозки пассажиров через Атлантический океан, принадлежит мрачный рекорд по числу катастроф вблизи Бермудских островов. За три года произошло 11 серьезных аварий, которые привели к потере пяти самолетов, погибли 723 пассажира и 22 члена экипажа. А катастрофы 30 января 1948 года и 17 января 1949 года еще и поспособствовали формированию легенды о загадочном треугольнике.

Как это было?

Сейчас самолеты могут взлететь в подмосковном Шереметьево, на высоте около 10 км пересекать Европу и Атлантический океан и потом совершать посадки в Нью-Йорке. Первые пассажирские самолеты летали совершенно иначе: пропавшие в море два лайнера модели «Авро-Тюдор» могли пролететь по прямой не больше 6 тыс. км, поэтому ни о каком прямом перелете даже из Лондона в Нью-Йорк речи не шло.

Вместо этого самолеты летели сначала на Азорские острова, дозаправлялись там топливом, летели к Бермудам и уже оттуда направлялись в США или острова Карибского моря. «Звездный тигр», который 30 января 1948 года должен был приземлиться на Бермудах, до своей цели, однако, не добрался. Комиссия, которая расследовала происшествие, признала, что каких-либо причин для катастрофы не было – и дело перешло в категорию необъяснимых загадок.

Спустя почти год, 17 января 1949 г., пилот другого самолета, «Звездного Ариэля», сообщив во время планового сеанса связи через час после вылета о своем местонахождении, после этого на связь не выходил. И снова не нашлось никаких следов: посланные на поиски корабли и самолеты не нашли ни тел, ни обломков.

Мистика или рутина?

Разумеется, вкупе с рядом других сообщений о гибели самолетов (например, ВВС США в 1945 году потеряли пять машин) две катастрофы привели к появлению самых разнообразных версий. Вплоть до откровенной фантастики: космические корабли пришельцев, возникающие из-за особых погодных условий в атмосфере лазерные лучи и порталы в другие миры. Версия BBC скромнее и вместе с тем убедительнее.

По мнению привлеченных агентством авиационных экспертов, основной проблемой стала крайне ненадежная конструкция самолета. «Авро-Тюдоры» могли подниматься на высоту свыше 9 тыс. м, но на такой высоте требуется включать специальные обогреватели: мороз минус 40 градусов по Цельсию грозил не только неудобствами для пассажиров. Пилот «Звездного тигра», столкнувшись с отказом обогревателя, был вынужден снизить высоту полета вплоть до 600 м, что и повлекло за собой сразу две другие проблемы.

Во-первых, самолеты неспроста летают на большой высоте: там ниже сопротивление воздуха и, следовательно, расход топлива. Вблизи поверхности теплее, но расход топлива резко возрастает: «Тигр» мог попросту не дотянуть до аэродрома, особенно если учесть то, что он сбился с курса, столкнулся с неожиданно сильным встречным ветром и в итоге задерживался минимум на час.

Вторая проблема, связанная с низкой высотой, – это то, что если лайнер начнет неожиданно падать, то на выправление его курса времени у пилотов остается намного меньше. «С такой высоты вы можете за несколько секунд свалиться в море», – утверждает Эрик Ньютон, приглашенный специалист по расследованию авиакатастроф. Добавьте к малому запасу времени малый запас топлива – и для исчезновения самолета уже не потребуется ссылок на инопланетян или иные мистические причины.

Впрочем, низкой высотой полета и сопряженными с этим проблемами выводы BBC не ограничиваются. Авторам расследования удалось выяснить, что к Азорским островам «Тигр» уже прилетел не только с забарахлившим обогревателем, но и с одним отказавшим компасом. Голден Стор, бывший пилот и руководитель полетов той самой авиакомпании BSAA, поделился воспоминаниями о том, как были устроены «Авро-Тюдоры» изнутри. По словам летчика, под полом кабины была жуткая путаница: трубопроводы гидравлической системы, при помощи которой осуществляется управление лайнером, соседствовали с системой кондиционирования воздуха и обогревателем.

http://i058.radikal.ru/0909/d2/dc7aa2ad0686.jpg
Так выглядели самолеты "Авро Тюдор". Из 38 лайнеров семь были потеряны при различных обстоятельствах, а в отсеке с оборудованием под полом салона не было пожарной сигнализации. Снимок RuthAS, пользователя Wikipedia.

Обогреватель – тот самый, вышедший из строя, – работал на авиационном топливе и представлял собой раскаленную трубу в опасном соседстве с жизненно важной системой управления. Если бы гидравлическая система дала течь, то использовавшаяся в ней жидкость вкупе с парами топлива могла способствовать взрыву и пожару, который без системы автоматического тушения привел бы к быстрой гибели лайнера. «В этом отсеке даже не было сигнализации, – рассказал Стор. – Поэтому о пожаре бы так и не узнали».

40 лет спустя

В предложенной спустя 40 лет версии нет никакой мистики. На лайнерах, которые изначально разрабатывались как военные бомбардировщики, далеко не все системы были отработаны и доведены до совершенства, запасы топлива еще не позволяли летать через океан напрямую, а о спутниковой навигации, естественно, не было и речи. Если в 2009 году далеко не сразу удалось обнаружить обломки современного, прекрасно оборудованного лайнера А330, исчезнувшего в небе над Атлантикой, что говорить о самых первых пассажирских рейсах через океан?! Тем более что из 38 построенных «Авро-Тюдоров» практически каждый пятый пропал, разбился или сгорел.

В Бермудском треугольнике, кстати, больше всего разбивалось небольших самолетов, что тоже вряд ли можно назвать странным и загадочным. Меж тем погодные условия в этом регионе считаются достаточно сложными. Без всяких необычных явлений их вкупе с человеческими ошибками и отказами техники вполне достаточно для удручающе регулярного обновления списка катастроф.
ссылка