Сталинскую трансполярную железную дорогу Салехард-Игарка будут восстанавливать
На севере Красноярского края начались исследования состояния железной дороги Салехард-Игарка. Учеными Московского государственного университета путей сообщения были проведены обследования объектов дороги, инженерные изыскания, проанализирована возможность ее возрождения.
По словам профессора университета Галины Шипитько, состояние обследованной дороги на некоторых участках можно назвать неплохим, сохранилось дорожное покрытие и рельсы, но некоторые участки путей находятся в очень плохом состоянии. В этих местах наблюдаются просадка земли, затопление, заросли кустарников.
Что касается подвижного состава, то он тоже частично сохранился, об этом заявила руководитель экспедиции, профессор Валентина Тарасова. Было исследовано 10 паровозов, 50 вагонов и около 500 единиц техники.
Напомним, что идея восстановления железной дороги Салехард-Игарка протяженностью 1400 км активно разрабатывалась два последних года. В мае 2005 года на совещании по вопросам социально-экономического развития Уральского федерального округа, проект строительства Полярной железной дороги был назван приоритетным.
Необходимость строительства очевидна: открываются новые месторождения полезных ископаемых, увеличиваются объемы добычи, соответственно, возникает необходимость в развитии транспортных коммуникаций. Кроме того, важен и социальный аспект восстановления железной дороги. По словам Тарасовой, "во всех пройденных нами районах люди просили начать строительство железной дороги".
Как сообщает агентство "Пресс-Лайн", к концу августа текущего года участники экспедиции подготовят отчет, где проанализируют результаты всех проведенных исследований, для того, чтобы иметь подробную информацию о целесообразности восстановления магистрали Салехард – Игарка.
Справка. В марте 1947 года, в соответствии с февральским того же года постановлением Совета Министров СССР, 501-е управление Главного управления лагерей (ГУЛАГа), занимавшееся прокладкой железных дорог засучив рукава начало прокладку 700-километровой трассы от станции Чум дороги Котлас - Воркута на северо-восток через Щучье и Новый Порт на Мыс Каменный. Для этого в совершенного необжитые места в спешном порядке свозились колонны заключенных - в основном по 58-й статье.
Среди множества других сталинских "великих строек" (Беломорканал, Волгоканал, железная дорога Котлас - Воркута, участки Байкало-Амурской магистрали и др.) эпопея сооружения дороги Салехард - Игарка выделяется особой непродуманностью и заведомой бессмысленностью. Спешно начатая по приказу высшего руководства страны, стройка была совершенно неподготовлена и с инженерно-технической, и с организационной точки зрения.
Но труднейшие геологические и климатические условия не помешали уже к концу 1948 года пустить поезда на 200-километровом участке дороги, пересекшем отроги Полярного Урала от станции Чум до поселка Лабытнанги на берегу Оби. Согласно планам руководства ГУЛАГа, к 1952 - 1953 годам строители обоих управлений должны были встретиться на берегах реки Пур, примерно посередине 1300-километровой трассы. Однако, дальнейшая реализация грандиозного плана застопорилась, - в разгар строительства выяснилось, что в новый порт не смогут заходить океанские корабли.
А 25 марта 1953 года через 20 дней после смерти Сталина Совет Министров СССР постановил прекратить строительство Сталинской железной дороги. Заключенные работали месяцы спустя после этого, занимаясь демонтажом, вытаскивая костыли и рельсы. Не существует официальных данных о количестве погибших на строительстве. Приблизительный подсчет колеблется от 60 до 100 тыс человек.
Отредактировано Гидыка (Понедельник, 7 июля, 2008г. 12:04:01)