Зачем мужчина женщине? Психотипы
«Феминистка»
Для психотипа «феминистки» основной характерной чертой является то, что в отношениях с мужчиной она главная. Проявлений этого качества существует множество, но при всем их многообразии основная суть сводится к тому, что партнер используется (для удовлетворения физических потребностей, выполнения поручений, материального обеспечения и т.д.).
Приоритеты в жизни таких женщин расставлены так, что на первом месте в жизни может находиться что угодно: бизнес, карьера, хобби, путешествия. Они сами все решают, а мужчина (постоянный или временный) обречен на подчиненную роль. И надо сказать, что есть мужчины, которые на этом зарабатывают (когда их откровенно покупают), но есть и такие, что сильно теряют, и не только в материальном плане, но и, что еще важнее, в смысле человеческого достоинства. Унижение мужчины как существа второго сорта записано у «феминистки» в подсознании, а качества-реализаторы различаются в зависимости от того, что находится в первичных приоритетах.
Так, знаменитая Эллочка Людоедка из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова в тяжелой конкуренции с Вандербильдихой по части приобретения туалетов и проч. обирала мужа-инженера, за счет которого жила. Госпожа Мармеладова из «Преступления и наказания» Достоевского действовала ханжеским способом, изливая страдания по поводу того, что отправила дочь на панель и изображая то униженность, то гнев. Старуха из сказки «Морозко» давила мужа властностью, не давая слова молвить. А телевидение показывает репортажи и интервью с бизнес-леди, которые посещают специальные салоны, где могут взять напрокат мачо.
И чем больше самовыражается «феминистка», тем более возрастает ее алчность и ненасытность, но, в отличие от героини «Сказки о рыбаке и рыбке», она вроде бы далеко не всегда остается у разбитого корыта... Хотя, если говорить о душевной гармонии, то та разбивается вдребезги и создает внутренний дискомфорт, причину которого дама осознать не может.
Гоголевская Оксана из «Ночи перед Рождеством» дает образец наискорейшего преображения этого психотипа: лишь потеряв объект истязания, она оказывается способной к внутренним переменам. Способна, однако, не факт, что будет их добиваться.
«Традиционалистка»
Для представительницы этого психотипа ценно, прежде всего, общественное мнение. Она считает, что должна жить, как все; иметь то, что принято иметь в социуме, где она вращается и то, что в нем ценится (в советское время – блеснуть дефицитом перед гостями; при появлении так называемых «новых русских» – обладать набором знаково важных аксессуаров).
Отношения «традиционалистки» с мужчиной строятся на том, чтобы выйти замуж, когда положено, поэтому для нее важнее, чтобы позвали, чем собственные чувства. Иметь мужа и не оказаться в разводе – тоже принципиальной важности заповедь такой женщины, поэтому она будет терпеть ссоры и скандалы, приговаривая «бьет, значит любит», только бы не остаться одной. Но не потому, что ей невыносимо одиночество, а потому, что боится выпасть из обоймы представлений «все, как у людей».
За позицией, свойственной «традиционалистке», часто скрывается внутриличностная рассогласованность, от которой она прячется за социальными стереотипами. Преодолеть ее поможет истинная любовь. Впрочем, как и общее развитие культуры. В один прекрасный день можно сказать себе: «Ну, почему я хожу только в клубы?» И убедиться, что на выставках и в консерватории тоже много народу. Правда, посещать эти места, скучая и заставляя себя, бесполезно. Сначала стоит найти в себе интерес к предмету посещения.
«Феминистка» и «традиционалистка» – антиподы, но оба психотипа заменяют реальную жизни фантомами, и потому даже твердя себе, что счастливы, порой готовы расплакаться.