ХОРОШИЙ ФОРУМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ХОРОШИЙ ФОРУМ » Философия » Русская народная сказка и ментальность народа


Русская народная сказка и ментальность народа

Сообщений 1 страница 18 из 18

1

Влияние русской народной сказки на ментальность нашего народа

http://i046.radikal.ru/0906/84/7212253ab6f2.jpg
Ковры-самолеты надежнее боингов и аэробусов.
Виктор Васнецов. Ковер-самолет. Дом-музей В.М.Васнецова

Нельзя быть по-настоящему русским, если в детстве тебе не читали русские народные сказки. Потому что фразы «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «утро вечера мудренее», «много будешь знать, скоро состаришься», «в тридевятом царстве, тридесятом государстве», «полетят клочки по закоулочкам», «жить поживать да добра наживать», «по усам текло, да в рот не попало», «повернись к лесу задом, а ко мне передом» входят в душу и систему образов ребенка как самое глубинное знание о жизни еще до того, как он понимает содержательный смысл этих слов и выражений.

Русские волшебные сказки вместе со сказками А.С.Пушкина создают целостную и весьма многогранную картину мира. При этом, на мой взгляд, эта картина весьма достоверна, так как на ней нарисованы все типажи окружающей человека жизни. Благородства и подлости в сказках поровну. Именно поэтому можно утверждать, что русские народные сказки – продукт коллективного творчества народа. Но и сам народ формируется как целостная общность под воздействием сказок. Ведь представление о добре и зле – основа ментальности народа, под которой я понимаю специфику его психологии, особенность присущей ему картины мира, хода и логики размышлений, мотивов решений и поступков.

Когда я читал сказки сейчас, в ходе написания данного эссе, я обратил внимание на огромное количество деталей в сказках, не лестных для героев. Емеля сидит на печи, перепачканный золой, «сопит и в золе копается», отказывается идти за водой и рубить дрова, но делает это только когда ему угрожают, что он не получит обещанных «красной рубашки, красной шапки и красных сапог». Разъезжая на печи, он пренебрежительно относится к людям: «…В городе по улицам народ постоянно ходит, дурак не кричит: «берегись» – и передавил в городе много народу». И только молодая жена вносит гармонию в использование могущественных возможностей Емели произносить заветные слова «по щучьему велению…». «Эх, муженек, – говорит королевна, – мало одного тепла, надо, чтобы люди тебя уважали, чтоб добрые, на тебя глядя, радовались, а злые – завидовали. Пожелай ты лучше стать умным да красивым, а счастье у тебя в руках; с умом сумеешь им и пользоваться как следует».

Вообще роль женщин в русских сказках огромна: вокруг них все и крутится-вертится. И их любовь, и их зависть и ненависть – главные пружины сюжетов. Символом мудрости являются Елена Прекрасная и Василиса Премудрая. Символом подлости – сестры главных героинь и сватья-бабка Бабариха. Есть даже сказка под названием «Баба хитрее черта», где рассказывается о том, как черт не смог внести раздор в отношения мужа и жены, а баба смогла. Под видом заботы об их будущем счастье она рассказывает каждому по отдельности о том, как с уходом молодости супруги начинают заглядываться на молодых. И чтобы этого не случилось, она советует жене срезать волосок с кадыка мужа ночью наточенным ножом. Мужу же она говорит, что жена уже готова от него «постылого» избавиться в пользу «молодца да красавца». И, естественно, ночью муж ловит руку жены с ножом у горла и забивает ее до полусмерти. После этого и черт сбегает от бабы, на всякий случай.

http://s51.radikal.ru/i133/0906/e6/b420b966d552.jpg
Сказка – это жизнь, но жизнь – не всегда сказка. Виктор Васнецов. Царевна-лягушка. Дом-музей В.М.Васнецова

Еще одна сказка «Правда и кривда» поражают достоверностью и неизменностью человеческих представлений об этих материях. Поспорили два портных о том, как нужно жить – правдой или кривдой. Наум говорит: «Правдой нужно жить». А Иван ему: «Врешь ты: из господ ли, из купцов или из нашего брата, мужиков, – кто умеет кривить, тот и в сапогах ходит». Наум не соглашается и каждый раз весь свой заработок ставит на кон, когда они задают свой сакраментальный вопрос встречным людям. Крестьяне ответили: «Какая теперь правда! За правду не то что не похвалят, а еще скажут: кляузник… Кривда в сапогах ходит, а правда в лаптях». Купец отвечает: «Отцы наши говаривали: не обманешь – не продашь. Так неужто нам умней их быть? Правдой сыт не будешь, кривдой не подавишься; люди ложь – мы тож!..» В конце концов Наум остается без копейки денег, а стало быть, и без еды. Просит у Ивана хлеба, а тот соглашается дать кусок, но при условии, что он еще Науму и глаз выколет(!). А потом и второй, а в довершение всего бросает ослепшего товарища на болоте… Жуть! Потом, как в сказке, Наум и прозреет, и разбогатеет, и будет жадному и завистливому Ивану укором пожизненным, но не мстительным. Таков характер у русского человека – правдолюбца!

Но в детстве как-то не замечаешь плохого. Все внимание фиксируется на светлой, счастливой стороне сказок. И это здорово, так как взрослых они ничему научить уже не могут: их собственный жизненный опыт подсказывает: так не бывает, все это – сказки!

В русских сказках четко различаются Иван-дурак, он же Иванушка-дурачок, и набитый дурак. Первые – герои, их дурость – форма гениальности, созерцательности и фатализма, как у Обломова или у Кутузова в Филях. Их решения не очевидны для здравого смысла их братьев и сестер, деньги потратят на собаку или кошку, а не на лепешку. Рыбу и орла отпустят, медведя и волка пощадят. А те потом из беды выручат, слово заветное скажут. А набитый дурак – в клиническом смысле – идиот.

Вообще добры молодцы в сказках – удивительны. Никогда не могут подождать всего один день – обязательно шкурку лягушки в печку бросят, а потом гоняют по всему свету, чтобы жену свою, красавицу, вызволить и получить то, что уже имел или почти имел. Создание самим себе рукотворных трудностей с последующим героизмом в их преодолении – распространенный сюжет не только в сказках.

Самые счастливые героини – терпеливые и покорные. В «Морозко» вывезенная в лес падчерица Марфуша на вопрос Мороза: «Тепло ли тебе, девица?» отвечает: «Тепло, дедушка», за что получает хорошее приданое. Ее сводная сестра грубит Морозке, и он превращает ее в сосульку. То же самое в «Аленьком цветочке», когда только младшая сестра соглашается ехать к Чудищу лесному, а потом, привыкнув к его голосу и заботе, восклицает: «Встань, пробудись, мой сердечный друг: я люблю тебя как жениха желанного!» Взамен – богатство и роскошь, муж-красавец, «свита и слуги верные».

Вообще в русских сказках богатство и жажда власти, с одной стороны, осуждаются («Сказка о рыбаке и рыбке»), а с другой – все к этому приходят. То есть богатство – конечно же, идеал, но идти к нему надо хитро. Это как при формулировке миссии современных корпораций: писать, что целью является прибыль, – нельзя. Надо писать, что целью является удовлетворение потребности клиента, подразумевая при этом, что уж он-то заветную прибыль и принесет.

Вообще сказки, правдиво отражая распространенные отношения между персонажами, являются попыткой сформулировать идеальную модель жизни, мечты, психологического утешения человеку в беде. Главный смысл волшебства показать, что люди не должны отчаиваться даже в безнадежных ситуациях, потому что жизнь – богаче наших представлений о ней, а нетривиальные поступки – более верный путь к окончательному успеху.

И все же самое главное, что я вынес из русских сказок, это то, что гарантией счастья и преодоления всех трудностей в жизни является наличие рядом мудрой жены. И уже за одно это я готов их перечитывать вновь и вновь! И детям и внукам!

ссылка

Какие ещё жизненные выводы следуют из народных сказок?

0

2

Я никогда не понимала сказку "Курочка Ряба". Кто мне может её объяснить?! )))

0

3

Марго, так..... эээээ.....нефик кур :rofl:  :rofl:  чем попало кормить!

вообще есть сказки - сплошные триллеры и квесты, в детстве не обращаешь внимания на смысл, а вот когда уже начинаешь задумываться и анализировать позже - эт же сплошные кошмары!!!!! "Красная шапочка", например, триллер чистой воды! :rofl:

0

4

Марго написал(а):

Я никогда не понимала сказку "Курочка Ряба". Кто мне может её объяснить?! )))

есть очень много интерпретаций.
например, "Академик РАН В.Н. Топоров относит сюжет русской народной сказки «Курочка Ряба», в которой начало мира представлено в образе яйца, к наиболее древней мифологическо-астрономической религиозной русской традиции" ссылка

или

"Золотое яйцо снесенное курицей — это символ ребенка, имеющего особую значимость для его родителей. […] Данная интерпретация согласуется с последующей частью сказки, где речь идет о том, что и дед и баба бьют яйцо. Бьют — воспитывают, пытаются привести яйцо в соответствие со своими представлениями и горечь разочарования наступает, когда в один момент некая "мышка" достигает того, чего они не могли достигнуть сами в отношении яйца. Кто же она, эта мышка? И ее символическое значение и ее действия (вильнуть хвостом) указывают на то, что это женщина (сноха), которая воспринимается родителями сына как соперница, легкомысленно себя ведущая. Утешение же могут родители найти только в оставшейся у них "Курочке Рябе" и ее детородной функции."
М.Е. Вигдорчик «Анализ русской сказки "Курочка ряба" в теории объектных отношений»

или вот еще

"по всей вероятности, смысл «Сказки о курочке Рябе» можно обозначить русской пословицей «старость – не радость». ссылка

А вообще, русские народные сказки - это не такое уж уникальное явление. Есть сказки, паралели которых можно встретиь и у других народов. Та же сказка "Морозко" в странах Востока имеет аналог в виде сказки о Луне, одарившей трудолюбивую девушку несметными богатствами и покаравшую жадную.

0

5

Zlata написал(а):

"Красная шапочка", например, триллер чистой воды!

А "Колобок"??? Я в детстве эту сказку не любила, ужасная смерть главного героя в зубах хищника!))

0

6

Красавка обыкновенная написал(а):

А "Колобок"??? Я в детстве эту сказку не любила, ужасная смерть главного героя в зубах хищника!))

смысл сказки - "от судьбы не уйдешь" :)

весь смысл сказок в том, чтобы дать детям четкое представление о мироустройстве, в всей его жестокости. вообще-то раньше сказки были еще более жестокими, это в современных сборниках их немного адаптировали. хотя вот в сказках стран Востока еще можно прочесть: "и поставили ее на колени колючками и закидали такими же колючками насмерть"....

0

7

Красавка обыкновенная написал(а):

А "Колобок"??? Я в детстве эту сказку не любила, ужасная смерть главного героя в зубах хищника!))

ага, тоже потрясающая история!

0

8

Svetik написал(а):

Влияние русской народной сказки на ментальность нашего народа

Я бы сказала наоборот - сказка как отражение ментальности.

0

9

Crystal написал(а):

смысл сказки - "от судьбы не уйдешь"

Смысл сказки: не лезь, куда не надо, а если полез, то так тебе и надо!))

0

10

Crystal написал(а):

"Золотое яйцо снесенное курицей — это символ ребенка, имеющего особую значимость для его родителей. […] Данная интерпретация согласуется с последующей частью сказки, где речь идет о том, что и дед и баба бьют яйцо. Бьют — воспитывают, пытаются привести яйцо в соответствие со своими представлениями и горечь разочарования наступает, когда в один момент некая "мышка" достигает того, чего они не могли достигнуть сами в отношении яйца. Кто же она, эта мышка? И ее символическое значение и ее действия (вильнуть хвостом) указывают на то, что это женщина (сноха), которая воспринимается родителями сына как соперница, легкомысленно себя ведущая. Утешение же могут родители найти только в оставшейся у них "Курочке Рябе" и ее детородной функции."М.Е. Вигдорчик «Анализ русской сказки "Курочка ряба" в теории объектных отношений»

%-)  %-)  %-) Мда!....

Меня удивляло в сказке то, что дед и баба усиленно бьют яйцо, то есть им надо вроде его разбить - а когда мышка его разбивает - они в слезы!
Но благодаря данной интерпретации все становится ясно. Мышь - это сноха! Убиться об стенку! ))))

0

11

плохой человек написал(а):

— Раздевайся и ложись рядом со мной.— А куда мне деть фартук?— Брось его в огонь, он тебе больше не понадобится.Девочка задавала тот же вопрос обо всех своих одёжках: о юбке, кофте, нижней юбке и чулках, — волк каждый раз отвечал:— Брось в огонь, они тебе больше не понадобятся.Когда девочка залезла в постель, она сказала:— Ой, бабушка, какая вы волосатая!— Это чтоб мне было теплее, дитя мое.— Ой, бабушка, какие у вас широкие плечи!— Это чтобы было легче носить хворост, дитя мое!— Ой, бабушка, какие у вас длинные ногти!— Это чтобы было удобнее чесаться дитя мое!!

Педофилия чистой воды.. совращение малолетних с неимоверно гадкими намерениями.. и как апофеоз - смерть! Просто маньяк в волчьей шкуре!

0

12

Марго написал(а):

Педофилия чистой воды.. совращение малолетних с неимоверно гадкими намерениями.. и как апофеоз - смерть! Просто маньяк в волчьей шкуре!

А кто сказал, что она малолетняя?
В оригинале почти каждой сказке Матушки Гусыни соответствует стихотоворение "моралите", разъясняющее ее смысл, как мораль в басне.
Вот из "Красной шапочки":

Детишкам маленьким не без причин
(А уж особенно девицам,
красавицам и баловницам),
В пути встречая всяческих мужчин,
Нельзя речей коварных слушать, -
Иначе волк их может скушать.
Сказал я: волк! Волков не счесть,
Но между ними есть иные
Плуты, настолько продувные,
Что, сладко источая лесть,
Девичью охраняют честь,
Сопутствуют до дома их прогулкам,
Проводят их бай-бай по темным закоулкам…
Но волк, увы, чем кажется скромней,
Тем он всегда лукавей и страшней!

Так что, именно об этом сказка. А еще в оригинале не было никаких охотников/дровосеков. Съел волк глупую девицу. Все. Конец сказки.

0

13

Кикимора – наша национальная идея
("Симбирский курьер", Ульяновск)

Идеологические сумерки, в которых бродит уже третье десятилетие Россия, совсем сбили, по-моему, с панталыку наше чиновничество. Ничем другим невозможно объяснить эпидемию объявления российских регионов родиной разных сказочных персонажей. Делают это вполне официальные структуры, такие, например, как Московская ассоциация землячеств, которой пришло в голову составить «сказочную» карту России.

Комментируя факт объявления Ульяновской области родиной колобка:rofl:  журнал «Коммерсантъ-Власть» выразился предельно жестко. «По-научному подобная процедура, – написал журнал в одном из недавних номеров, – называется замещением реальности образом и свидетельствует о психозе с неврозом». Но эти психоз с неврозом поразили не только наш регион, и его даже далеко не первым. До него было уже около двадцати областей, обзаведшихся сказочными земляками. Расхватали и Левшу, и Иванушку-дурачка, и Соловья-разбойника, и трех богатырей, и Кощея, и Емелю, и, естественно, Бабу Ягу, и, наконец, Кикимору, явившуюся на свет то ли в Костромской, то ли в Ярославской области.

http://i021.radikal.ru/1103/73/97347dfd0a27.jpg

Отбросив коммунизм, Россия так и не смогла ничего найти взамен. В отличие от ряда других республик бывшего СССР. Украина, Молдавия, Грузия видят себя в Единой Европе, Эстония, Латвия, Литва – уже в ней. Евроцентризм сразу стал в этих странах основным трендом, поддерживающим оптимизм населения.

А хозяевам для удержания подданных в узде позарез нужна та самая национальная идея или хотя бы ее суррогат. Поиски привели к сказкам, но они, на мой взгляд, еще более беспросветны, чем реальность, и почвы для национального воодушевления в себе не несут.

Герои наших сказок, за редким исключением, или злы, или глупы. И это не только общепризнанные злодеи с несмышленышами вроде Кощея, Бабы Яги, Соловья-разбойника, Кикиморы, Лешего, Емели, Ивана-дурачка и так далее, но и персонажи из мира животных. Какую сказку ни возьми, везде проступают «родимые пятна».

Скажем, «Волк и козлята», в которой волк в два счета обводит вокруг пальца оставшихся дома одних, пока мать пасется, козлят. Сначала козлята поняли, что голос за дверью чужой, грубый, тогда как у их матери голос тонкий. Волк перековал свой голос у кузнеца, подслушал, какие слова поет, возвратясь домой, коза, и только она ушла на луг, как волк – к избушке: «Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся, ваша мать пришла, молока принесла…».
Они открывают, и волк всех их съедает. Но коза-то только что ушла, и пока нового молока не наберет, не вернется, то есть не могла она прийти через минуту и петь, что снова принесла молока. Да и они сыты, проголодаться не успели.

Или вот, казалось бы, замечательная сказка «Петушок – золотой гребешок», но петушок тоже оказывается в ней верхом глупости. Лиса подойдет, какую-нибудь ахинею скажет, петушок из окошка высовывается, она его хвать – и понесла. Он вопит, зовет дрозда с котом, чтобы спасли. Кот и дрозд слышат, нагоняют лису, отбирают у нее петуха и возвращаются домой.
Уходя на работу, наказывают петуху быть осторожней, лису не слушать и из окна не высовываться. Но вот лиса опять под окном, и все повторяется. В третий раз кот с дроздом нашли своего товарища у лисы в норе, ее избили, а его забрали домой. За что избили лису, кстати, непонятно, ведь петух-то живой и невредимый. И лиса, выходит, не больно умна, если трижды уносила петуха, да так и не съела.

В сказке «Лиса и волк» лиса по совершенно неясным мотивам над волком издевается. Сначала советует ему хвост опустить в прорубь, а когда хвост вмерзает в воду и бабы избивают волка (а это зачем?), она прикидывается хворой и просит волка подвезти ее. Он соглашается, после чего лиса бубнит: «Битый небитого везет, битый небитого везет». Мораль-то сказки в чем?

Чему могут научить, к чему позвать народ все эти сказочные персонажи?

Особенно Кикимора – оборванная, злая, охотящаяся опять же на детей. Хотя, может быть, в этом кикиморизме и суть нашего сегодняшнего государства: население неуклонно сокращается, здоровье нации ухудшается, народ нищает. И путь его неведомо куда. И ищет он неведомо что.

Ссылка

0

14

В русских найдено неожиданное качество

"Чтобы вас понять, надо приехать в Россию и долго здесь жить: ходить в баню, пить водку, удить зимой рыбу и говорить по душам", - откровенничал со мной профессор из Европы. С более точным определением родины и национальности профессора плохо: сын француженки и бельгийца, он приехал в Россию как профессор швейцарского института. Соответственно, русскими он, как и многие в Европе и США, считает всех, кто живет в России, говорит по-русски и придерживается, как модно нынче говорить, русских социокультурных ценностей. Чтобы быть таким русским, не обязательно креститься, иметь фамилию Иванов или Сидоров и русые кудри.

"Вот весь мир считает, что русские ленивы, - откровенничал профессор. - Когда я только приехал, то решил, что это правда. Что бы я ни приказывал, русские сотрудники моей группы обязательно находили возражения. Я думал это для того, чтобы ничего не делать или потянуть время. И только через год я понял, что просто вы, русские, всегда ищете смысл в своей деятельности. При этом вы никогда не верите, что начальство знает больше. Наоборот, вы всегда думаете, что оно чего-то не знает из того, что знаете про дело вы. А еще вы не умеете держать дистанции с начальством и подчиненными. Поэтому, если вам начальник говорит: иди и сделай то-то и так-то, вы обязательно скажете, что это можно сделать по-другому или вообще не надо делать. Но это не от лени. Наоборот, вы очень ориентированы на результат и хотите повысить эффективность труда".

Сам профессор выводы из особенностей русского трудолюбия сделал. Теперь он перед запуском исследования собирает сотрудников и целый день они досконально обсуждают весь план работ и назначают ответственных за каждый пункт. Профессор старается, чтобы каждый сотрудник отвечал хотя бы за что-то, пусть даже за наличие наточенных карандашей и горячего чая. Недавно команда профессора выиграла очень хороший госзаказ.

Эта история показалась мне очень поучительной. И не только потому, что ее рассказчик сумел подняться над первоначальными выводами. Но и потому, что для меня, например, русской, по терминологии профессора, его выводы стали откровением. Получается, мы и сами воспринимаем себя через призму мифов, и это мешает нам использовать свой потенциал.

Например другой профессор, уже российский, социолог, рассказывал мне, что "общинность" русского народа, о которой так любят рассуждать политики, - миф. "Мы не просто индивидуалисты, мы буквально атомизированы, такого нет больше нигде в цивилизованном мире", - уверял он.

Между прочим, это одна из основных причин провала реформы ЖКХ. Ведь краеугольным ее камнем было создание ТСЖ, через которые жильцы домов должны были управлять собственным жилищно-коммунальным хозяйством. Что получилось - видят все. Потому что для эффективного функционирования гражданских коммун нужна довольно высокая самоорганизация. А ее нет, и вряд ли она появится в ближайшем будущем. А вот если бы реформа пошла по пути индивидуальных договоров потребителей, например, передачи ЖКХ в концессии крупным компаниям, возможно, был бы толк.

Знакомый гейм-дизайнер, разрабатывающий онлайн-игры для всего мира, говорит, что на примере игроков разных стран разница в менталитете видна очень четко. Кстати, по его словам, русские действительно евразийцы - как бы не смеялись скептики над этим термином. "Только в России игроки ведут себя в одних случаях как европейцы, а в других - как азиаты, - рассказывает он. - Например, ни один европеец не будет играть в игру, где для победы нужно подставить ножку другу: это для них неприемлемо. А китайцы очень любят такие фишки. И русские тоже".

Есть, по его словам, и чисто русская черта, которая не встречается больше ни у кого - любовь к халяве. "Европейцы воспринимают победу как оценку своих усилий, американцы ценят удачу - chance. А русским нужно, чтобы в сети попала золотая рыбка и выполнила все их желания - бесплатно и все сразу. А если после этого удастся ее схватить за хвост, да хрястнуть об стол - большего и не пожелать", - смеется знакомый. Ну, эту черту мы у себя признаем. И даже научились ею гордиться.

Это интересно

0

15

Это в основном проекция образа России на Западе)))

Svetik написал(а):

Потому что для эффективного функционирования гражданских коммун нужна довольно высокая самоорганизация.

Палеолог написала в начале 20 века ---

Там где три немца - создается партия и выбирается лидер
Там где двое русских - создаются три партий, которые борются между собой)))

Svetik написал(а):

что на примере игроков разных стран разница в менталитете видна очень четко.
- Например, ни один европеец не будет играть в игру, где для победы нужно подставить ножку другу: это для них неприемлемо. А китайцы очень любят такие фишки. И русские тоже".

Я как раз и встряла в комп. игры, обнаружив там четкую проекцию ментальности.

Но здесь наверно речь идет о неприемлимости подножки военному союзнику, а не другу.

На Западе вообще понятия "дружба" не существует.
Андре Моруа описал дружбу как доброе отношение между двумя супругами, прожившими вместе сто лет.

А вот дружбы как у Высоцкого в песнях, там нет, там важен интерес индивида прежде всего.

0

16

Maquis написал(а):

Но здесь наверно речь идет о неприемлимости подножки военному союзнику, а не другу.

Я вообще не поняла, о чём говорится, о каких подножках. Может, про телешоу какие-нибудь?

0

17

Svetik написал(а):

Я вообще не поняла, о чём говорится, о каких подножках

Шут их знает, но вероятно о действиях твоего персонажа в компьютерной игре.

Хотя что-то не припомню игрушек где надо другу ставить подножку)))

0

18

В "Рим Тотал Вар" в компании дают выбор: убить ближайшего родственника или поссориться со всем цивилизованным миром

0


Вы здесь » ХОРОШИЙ ФОРУМ » Философия » Русская народная сказка и ментальность народа


Создать форум.