Влияние русской народной сказки на ментальность нашего народа
Ковры-самолеты надежнее боингов и аэробусов.
Виктор Васнецов. Ковер-самолет. Дом-музей В.М.Васнецова
Нельзя быть по-настоящему русским, если в детстве тебе не читали русские народные сказки. Потому что фразы «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «утро вечера мудренее», «много будешь знать, скоро состаришься», «в тридевятом царстве, тридесятом государстве», «полетят клочки по закоулочкам», «жить поживать да добра наживать», «по усам текло, да в рот не попало», «повернись к лесу задом, а ко мне передом» входят в душу и систему образов ребенка как самое глубинное знание о жизни еще до того, как он понимает содержательный смысл этих слов и выражений.
Русские волшебные сказки вместе со сказками А.С.Пушкина создают целостную и весьма многогранную картину мира. При этом, на мой взгляд, эта картина весьма достоверна, так как на ней нарисованы все типажи окружающей человека жизни. Благородства и подлости в сказках поровну. Именно поэтому можно утверждать, что русские народные сказки – продукт коллективного творчества народа. Но и сам народ формируется как целостная общность под воздействием сказок. Ведь представление о добре и зле – основа ментальности народа, под которой я понимаю специфику его психологии, особенность присущей ему картины мира, хода и логики размышлений, мотивов решений и поступков.
Когда я читал сказки сейчас, в ходе написания данного эссе, я обратил внимание на огромное количество деталей в сказках, не лестных для героев. Емеля сидит на печи, перепачканный золой, «сопит и в золе копается», отказывается идти за водой и рубить дрова, но делает это только когда ему угрожают, что он не получит обещанных «красной рубашки, красной шапки и красных сапог». Разъезжая на печи, он пренебрежительно относится к людям: «…В городе по улицам народ постоянно ходит, дурак не кричит: «берегись» – и передавил в городе много народу». И только молодая жена вносит гармонию в использование могущественных возможностей Емели произносить заветные слова «по щучьему велению…». «Эх, муженек, – говорит королевна, – мало одного тепла, надо, чтобы люди тебя уважали, чтоб добрые, на тебя глядя, радовались, а злые – завидовали. Пожелай ты лучше стать умным да красивым, а счастье у тебя в руках; с умом сумеешь им и пользоваться как следует».
Вообще роль женщин в русских сказках огромна: вокруг них все и крутится-вертится. И их любовь, и их зависть и ненависть – главные пружины сюжетов. Символом мудрости являются Елена Прекрасная и Василиса Премудрая. Символом подлости – сестры главных героинь и сватья-бабка Бабариха. Есть даже сказка под названием «Баба хитрее черта», где рассказывается о том, как черт не смог внести раздор в отношения мужа и жены, а баба смогла. Под видом заботы об их будущем счастье она рассказывает каждому по отдельности о том, как с уходом молодости супруги начинают заглядываться на молодых. И чтобы этого не случилось, она советует жене срезать волосок с кадыка мужа ночью наточенным ножом. Мужу же она говорит, что жена уже готова от него «постылого» избавиться в пользу «молодца да красавца». И, естественно, ночью муж ловит руку жены с ножом у горла и забивает ее до полусмерти. После этого и черт сбегает от бабы, на всякий случай.
Сказка – это жизнь, но жизнь – не всегда сказка. Виктор Васнецов. Царевна-лягушка. Дом-музей В.М.Васнецова
Еще одна сказка «Правда и кривда» поражают достоверностью и неизменностью человеческих представлений об этих материях. Поспорили два портных о том, как нужно жить – правдой или кривдой. Наум говорит: «Правдой нужно жить». А Иван ему: «Врешь ты: из господ ли, из купцов или из нашего брата, мужиков, – кто умеет кривить, тот и в сапогах ходит». Наум не соглашается и каждый раз весь свой заработок ставит на кон, когда они задают свой сакраментальный вопрос встречным людям. Крестьяне ответили: «Какая теперь правда! За правду не то что не похвалят, а еще скажут: кляузник… Кривда в сапогах ходит, а правда в лаптях». Купец отвечает: «Отцы наши говаривали: не обманешь – не продашь. Так неужто нам умней их быть? Правдой сыт не будешь, кривдой не подавишься; люди ложь – мы тож!..» В конце концов Наум остается без копейки денег, а стало быть, и без еды. Просит у Ивана хлеба, а тот соглашается дать кусок, но при условии, что он еще Науму и глаз выколет(!). А потом и второй, а в довершение всего бросает ослепшего товарища на болоте… Жуть! Потом, как в сказке, Наум и прозреет, и разбогатеет, и будет жадному и завистливому Ивану укором пожизненным, но не мстительным. Таков характер у русского человека – правдолюбца!
Но в детстве как-то не замечаешь плохого. Все внимание фиксируется на светлой, счастливой стороне сказок. И это здорово, так как взрослых они ничему научить уже не могут: их собственный жизненный опыт подсказывает: так не бывает, все это – сказки!
В русских сказках четко различаются Иван-дурак, он же Иванушка-дурачок, и набитый дурак. Первые – герои, их дурость – форма гениальности, созерцательности и фатализма, как у Обломова или у Кутузова в Филях. Их решения не очевидны для здравого смысла их братьев и сестер, деньги потратят на собаку или кошку, а не на лепешку. Рыбу и орла отпустят, медведя и волка пощадят. А те потом из беды выручат, слово заветное скажут. А набитый дурак – в клиническом смысле – идиот.
Вообще добры молодцы в сказках – удивительны. Никогда не могут подождать всего один день – обязательно шкурку лягушки в печку бросят, а потом гоняют по всему свету, чтобы жену свою, красавицу, вызволить и получить то, что уже имел или почти имел. Создание самим себе рукотворных трудностей с последующим героизмом в их преодолении – распространенный сюжет не только в сказках.
Самые счастливые героини – терпеливые и покорные. В «Морозко» вывезенная в лес падчерица Марфуша на вопрос Мороза: «Тепло ли тебе, девица?» отвечает: «Тепло, дедушка», за что получает хорошее приданое. Ее сводная сестра грубит Морозке, и он превращает ее в сосульку. То же самое в «Аленьком цветочке», когда только младшая сестра соглашается ехать к Чудищу лесному, а потом, привыкнув к его голосу и заботе, восклицает: «Встань, пробудись, мой сердечный друг: я люблю тебя как жениха желанного!» Взамен – богатство и роскошь, муж-красавец, «свита и слуги верные».
Вообще в русских сказках богатство и жажда власти, с одной стороны, осуждаются («Сказка о рыбаке и рыбке»), а с другой – все к этому приходят. То есть богатство – конечно же, идеал, но идти к нему надо хитро. Это как при формулировке миссии современных корпораций: писать, что целью является прибыль, – нельзя. Надо писать, что целью является удовлетворение потребности клиента, подразумевая при этом, что уж он-то заветную прибыль и принесет.
Вообще сказки, правдиво отражая распространенные отношения между персонажами, являются попыткой сформулировать идеальную модель жизни, мечты, психологического утешения человеку в беде. Главный смысл волшебства показать, что люди не должны отчаиваться даже в безнадежных ситуациях, потому что жизнь – богаче наших представлений о ней, а нетривиальные поступки – более верный путь к окончательному успеху.
И все же самое главное, что я вынес из русских сказок, это то, что гарантией счастья и преодоления всех трудностей в жизни является наличие рядом мудрой жены. И уже за одно это я готов их перечитывать вновь и вновь! И детям и внукам!
ссылка
Какие ещё жизненные выводы следуют из народных сказок?