Володимир Свенельд
АСАТРУ И СОВРЕМЕННОСТЬ
На рубеже первого и второго тысячелетия в Европе язычество повсеместно стало уступать христианству. И если относительно того, как это происходило, мы можем дать бойкий, хотя и не полный ответ (технологии христианизации в значительной степени уже расшифрованы), то почему своя, родная, хоть и суровая, но справедливая вера уступила очень чуждой и лицемерной иностранной религии - этот вопрос даже в общих чертах остаётся открытым.
И ответ на него нужно дать именно сейчас, когда христианство во всех его формах медленно и уверенно сдаёт свои позиции (даже у секты Свидетелей Иеговы практически прекратился рост численности), ведь кто займёт его место - новомодные секты, восточные религии, или вера предков - станет ясно уже в недалёком будущем. И не выяснив причины катастрофы тысячелетней давности, можно проиграть и в этот раз.
Рассмотрим ситуацию в странах Скандинавии незадолго до принятия христианства. Дания, Норвегия и Швеция уже были объединены под властью королей (конунгов), языческая религия - одинизм представляла собой довольно развитую религиозную систему, был и протоалфавит - рунический ряд (Старший и младший Футарк), который, к сожалению, использовался исключительно для магических операций, поэтому литературные произведения существовали исключительно в устной форме.
Так что языческие общества во всех трёх странах находились на сравнительно невысокой, начальной стадии развития, сильно напоминающей ранний языческий Рим во времена царей, ведущих свою родословную от Ромула - от легендарного основателя будущего "Вечного города", или античную Грецию времён тиранов.
И вот на рубеже тысячелетий началось принятие новой веры - либо с помощью миссионеров, воздействующих на власть имущих, либо, как это произошло с норвежским королём Олафом, который познакомился с христианством в Киеве, когда гостил у князя Владимира. Новая вера Олафу понравилась, так позволяла куда лучше закабалять поданных, чем язычество.
Используя силу государства, христианизированная элита навязала эту веру остальному народу. При этом часто упускается довольно интересный культурный аспект - еврейская по своей сути религия несла северным народам, однако, не еврейские ценности - обряд обрезания, еврейскую письменность, или секрет приготовления мацы, а римские цифры и буквы, античную литературу (которую сразу стали называть сагами о римлянах) и литературную традицию, и пр., пр., пр.
Получается, что ловкие христианизаторы использовали достижения греческого и римского язычества, чтобы уничтожить северное язычество!
Тут критик воскликнет:
- И что здесь удивительного! Ведь христианство начало своё триумфальное шествие по всему миру только после победы на римским язычеством. И поскольку вера в Юпитера представляла собой очень развитую форму язычества, то выходит, что христианство куда сильнее и совершеннее всех этих пережитков прошлого.
Формально это так, а фактически - нет. Завоевав всё Средиземноморье, римляне постепенно стали смешиваться с покорёнными народами, и ко II веку нашей эры уже были римлянами только по названию. Этому сброду, по сути дела этническим "дворняжкам", римское язычество уже не соответствовало. Нужно было либо сильно, вплоть до неузнаваемости, модернизировать старую государственную религию, либо принимать новую веру, последнее и было сделано.
Ситуация в Скандинавии была совершено другая - этнического "разжижажа" там не наблюдалось, поэтому-то новую веру безоговорочно поддержали только наиболее космополитствующие элементы - конунги и богатые люди, например купцы.
Из нашего рассмотрения временно выпала Исландия. Эту страну заселили выходцы из Норвегии - свободолюбивые индивидуалисты, не пожелавшие терпеть власть норвежских королей. На острове сложилось довольно интересное общество - было народовластие, но институты государства (армия, суды, тюрьмы, сбор налогов) так и не появились, так что уровень демократии был куда ниже, чем в Греции и Риме.
Разгосударствление Исландии имело и положительные и отрицательные моменты. В позитиве - отсутствие карательных государственных органов позволило сохранить остатки языческой культуры, но и негатива было предостаточно. В стране не утихали междоусобицы - в распрях гибло немало людей, да и сама демократическая система не развивалась, так и застыв в реликтовом состоянии.
По логике вещей, зная свободолюбие исландцев, принятие новой веры должно было бы вылиться, по меньшей мере, в гражданскую войну, но это, однако, не случилось - когда на остров прибыл посланец норвежского короля Олафа - саксонский миссионер Тангбранд, то христианизация прошла довольно быстро, без особых осложнений.
Отчасти это объясняется самой формой исландского одинизма. В нём присутствовали доязыческие религиозные включения - например вера в духов-покровителей т.н. дисов (подобных римским ларам и пенатам). Во-вторых, человеческая память не совершенна, и из-за отсутствия письменной литературной традиции, часть первоначальных знаний была уже утрачена, а в ряде случаев, наоборот, добавлялась отсебятина. Заповедей, жёстко регламентирующих все стороны жизни и могущих стать основой правовой базы, не было - их заменяли обычаи, например, гостеприимства, святости клятв, мести за убиенного родича.
Некоторые из них явно противоречили "Эддам" - например вызов на поединок с целью за владения женой и прочим имуществом - языческие боги - АСЫ, АЬВЫ И ВАНЫ, ТАК НИКОГДА НЕ ПОСТУПАЛИ!!!
Честно говоря, не знаю, что служило основой древнеисландского законодательства, но из саг у меня создалось впечатление, что их толковал, кто, как хотел, причём не исключался и подкуп. И вот характерный пример.
В 1000 году Тангбранд вместе со своими сторонниками-христианами прибыл на тинг. Там было много и язычников, и всё шло к тому, что между враждующими сторонами начнётся битва.
Тогда христиане подкупили языческого судью Торгейра. Тот быстро сориентировался, и на ходу изобрёл новый закон:
- Все люди должны у нас в Исландии быть христианами, и верить в единого бога-отца, сына, и святого духа.
Так три марки серебра (645г.) решили судьбу целой страны.
А что же наши уважаемые рунные колдуны, шаманы и маги? Да ничего - сопротивление христианизации оказывали простые язычники, платя за упорство своими жизнями. Только в одном единственном случае язычники подкупили местного "специалиста" - Хедина Колдуна, и тот сделал обряд, сопровождавшийся большими жертвоприношениями. На следующий день случилось землетрясение - и под конём Тангбранда разверзлась земля. Несчастное животное полетело в расщелину, но миссионер уцелел, и возблагодарил своего бога.
Больше покушений на его жизнь не было - тут "Саге о Ньяле" можно верить, ибо, если бы колдуны всё-таки убили посланца Олафа, то Тангбранд незамедлительно стал первым исландским святым великомучеником, а если бы уцелел после очередных колдовских атак, то это было бы новым доказательством силы новой религии, о чём источник непременно сообщил бы. Христианство всегда умело извлекать пользу из любой ситуации.
Так что со времён Эгиля Скаллагримссона рунные колдуны выродились, и, тормозя культурное развитие общества, по сути дела паразитировали на одинизме. Одно дело - это дело изводить магией несчастного изгнанника Греттира, укрывшегося от преследователей на острове Скала, а совсем другое - бороться против посланника могущественного конунга Олафа.
Но в истории средневековой Скандинавии был и пример куда более героического сопротивления враждебным веяниям. В южной Швеции язычники боролись вплоть но начала XIV века, пока не были почти полностью перебиты. И не знаю, были ли они одинистами, или исповедовали локальные культы асов Улля и Фрейера, но, то, что эта форма скандинавского язычества представляла собой более высокую ступень развития, чем исландский одинизм - это факт. Но от южно-шведского культа мало что осталось.
Может возникнуть превратное впечатление, что одинизм довольно примитивная религия, особенно по сравнением с греко-римским прототипом. Однако при внимательном рассмотрении обнаруживается, что это не так.
В одинизме куда меньше до языческих примесей, чем, например в культе олимпийских богов, влияния же восточных религий не было вовсе (греки позаимствовали культ Исиды). Так что асатру больше соответствует протовере ариев, чем греко-римский аналог.
И философская платформа северного язычества куда совершенна (правда, ни в Норвегии, ни в Исландии некому этой философией было заниматься - все колдовали или воевали). Согласно взглядам греков - человек слаб и грешен, он - игрушка в руках Судьбы и богов. Это очень наглядно иллюстрируется в трагедии Софокла "Царь Эдип". Как не пытался главный герой избежать своей Судьбы, но всё же ему пришлось убить своего отца, и жениться на своей матери.
После смерти грек не имел альтернативы - он обязательно попадал в ад - тёмное обиталище бога Аида, где влачил жалкое существование. Ведь не даром герой Гомера говорит, что лучше быть рабом в мире смерти, чем царём во владениях Бога Мёртвых. Олимп простым смертным, за очень редким исключением, был недоступен.
Одинизм более гуманен, ибо даёт простым людям возможность осознанного ВЫБОРА. Даже если человеку была предсказана гибель, то и в этой ситуации у него есть альтернатива - позорное бегство, скитание и в конце концов, перемещение во мрачный чертог Хель, где правит дочь зловредного Локи, или героическая гибель в бою, и тогда валькирии отнесут его в светлый город асов - Асгард в чертог Валгаллу, где погибший вместе с Одиным будет вечно пировать и веселиться.
Уверен, что если бы асатру просуществовала как государственная религия на несколько веков больше, то страны Скандинавии значительно превзошли в своём развитии и Грецию, и Рим, а христианизация успеха бы не имела. Но, увы, именно времени как раз-то и не хватило.
----------------------
Итак, новому религиозному движению дан старт. Путь предстоит долгий и трудный. Будут и ошибки (надеюсь, что только свои), и вредительство различных "диверсантов", и непонимание в обществе, и прочее, прочее, прочее.