Но вообще-то, народ делится на сторонников Толстого и Достоевского.
Я преклоняюсь перед гением Достоевского, но скорее - "человек Толстого".
Слишком сильно чувствую болезненность Достоевского, от этого у мну "встает шесть дыбором" и появляется своеобразный "барьер".
Разделение условное, и не означает принятие одного писателя и непринятие другого. Скорее, подразумевает кого человек ставит на 1 место.) Борьба очень хорошего с лучшим.))
Я - за Достоевского.
упрекает ее в "гордости" - Алеша?
Нет, Иван. Который любит Катерину и таким образом, доведённый до отчаяния её замороченностью и неспособностью просто позволить себе ответную любовь, накручивает себе судьбу-страдание.
Получается, Достоевский здесь осуждает такую тягу к страданию. Хотя оно - не показное, но ... зряшнее.
И это, кстати, несколько опровергает мысль
Но Достоевский еще и развивает такую линию -- в русской этнической ментальности вообще страдание считается своего рода обязательным
Вернее, он её может и развивает, но не восхваляет.
А развивает он многие стороны русской ментальности, вернее, глубочайше исследует.
Слишком сильно чувствую болезненность Достоевского, от этого у мну "встает шесть дыбором" и появляется своеобразный "барьер".
Я всегда нахожу у Достоевского помимо пучины болезненности души ещё и свет, который рядом и не так уж сложен в достижении. Поэтому барьера нет.
Напротив, книги Достоевского помогают мне жить, видя беспомощность человека перед несчастьями, перед своими слабостями и перед чужой подлостью. Без того, чтобы тупо не отворачиваться от всего "негативного", дабы не травмировать свою безмятежную душу, как живут многие вроде как хорошие люди.
Может, помните фильм "И это всё о нём", там показан типа идеальный человек своего советского времени. И этот парень держал у себя в кабине грузовика фотографии голодных детей Африки. Чтобы, значит, не позволять себе чувствовать себя счастливым, когда в Гондурасе дети голодают.) И смешно и грустно. Вот он наверное не читал Достоевского, которого Ленин обзывал нехорошими словами.)
*Уфф, и тяжело же порой выражать свои мысли, ни разу не коснувшись темы религии или используемых в ней терминов.