Многим необходимо чувство "родового гнезда".
В меру сил мы, нуждающиеся, вьём свои гнезда там, где в данный момент окажемся. А уж если обзаведёмся собственным жилищем, инстинкт гнездования обычно даёт о себе знать в полную силу.
И иногда хочется внести в этот собственный Дом, будь он хоть однокомнатной клетушкой на 15 этаже типового здания, хоть, действительно, домом, некий оттенок историзма, дух прежних времён, пережитых предыдущими поколениями предков.
Чтобы казалось, что живёт семья здесь не год, не два, а хотя бы четверть века, и срываться с места в неизвестность не собирается. Хочется "чувства корней", обстоятельности, в некотором смысле даже географической.
Исторические события прошедшего века многих лишили ниточек, связывающих поколения в единый организм-род. Давно сгорел старый дом в казачьей станице, принадлежавший одному прапрадеду, развалился, лишившись раскулаченного хозяина, другой. Домика с сиреневым садом в Боровичах, где обитало несколько поколений врачей, предков моего мужа, тоже давно нет.
А так хочется приехать в такой старый дом, спуститься в подпол (или подняться на чердак, или протиснуться в старый чулан с паутинными кружевами по углам), смахнуть пыль с тяжёлого сундука — и усесться разглядывать бесценные сокровища: первую игрушку деда, потёртую фуражку прадеда, бабушкину куклу, мамино первое платьице...
В реальности нам чаще всего достаётся тонкая стопочка фотографий, пара старых писем, может быть, потемневшая старая икона. Всё.
И, наверное, где-то там, в несуществующих старых сундуках и тёплом пыльном воздухе давно обвалившихся чердаков, кроются корни популярного нынче увлечения винтажными штучками и ретро-вещицами. Некоторые, безусловно, с такой же страстью предаются и собиранию антикварных предметов – делу серьёзному, имеющему уже многовековую традицию. Но это уже не по нашей части, строго говоря.
В сложившейся культурной среде большинство искусствоведов к винтажу относят вещи возрастом от 20 до 50 лет, а временные рамки ретро определяют приблизительно периодом с середины XIX до середины XX веков. Антиквариат – всё, что старше середины XIX века. Скажем так, не общедоступно.
А теперь, в начале XXI века, даже новым вещам всё чаще добавляют некоторый налёт старины ещё при изготовлении: благородную потёртость, этакое изысканное кракле, иной раз и дырочку нарочно изобразят, чтобы вещица не выглядела неприлично новой.
Кракелюры повсюду – на мебели, шкатулках, даже фарфоре. Выпускают лаки, спреи, затирки для получения трещинок повыразительнее, декораторская мысль на месте не стоит, придумывают новые методы состаривания предметов.
И за паркет с достоверной имитацией следов деятельности жучка-древоточца или искусственно выбеленный "под антик" придётся выложить существенно большую сумму, чем за сияющий ровный и гладкий.
Блошиные рынки, тихо существовавшие где-то на окраинах, приобретают оттенок гламурности и даже забрасывают свой подёрнутый патиной десант в крупные выставочные центры. На этих выставках, кстати, бывают ещё и весьма интересные вещицы-реплики со старинных и не очень предметов мебели, одежды, аксессуаров.
Что из старых вещей вы храните у себя дома?