Западные медики выписывают рецепты, руководствуясь здравым смыслом и четкими стандартами, украинские - желанием заработать на лекарствах.
Семь лет назад киевлянка Татьяна Косилова, уехав жить в Германию, с удивлением узнала: без рецепта она не может купить в аптеке ни антибиотики, ни противозачаточные таблетки.
"Муж и ребенок болеют гриппом. И на днях врач выписал ровно столько антибиотиков, сколько нужно для лечения", — рассказывает она. Хотя цены на эти препараты в Германии кусаются (упаковка — от 20 евро), из своего кармана Косилова достает лишь 25% этой суммы, остальное — за счет медстраховки. От этого и такая рачительность страховиков и медиков.
Главная же особенность западной медицины — в большинстве европейских стран врачи, выписывая лекарства, руководствуются четкими стандартами.
В отличие от них отечественные эскулапы зачастую перегибают палку с назначением препаратов. "Французский кардиолог после операции пропишет 10% от того, что порекомендует украинский врач. Где есть четкие стандарты, все четче", — категоричен Илья Емец, директор Центра детской кардиологии и кардиохирургии Минздрава, работавший в кардиоклиниках Франции, Канады и Австралии.
В итоге первая десятка самых часто употребляемых препаратов в Украине и любой из западных стран — абсолютно разные, в то время как за рубежом многие фармацевтические "хиты" совпадают.
И все из-за того, что спрос на препараты в Украине формируют не реальные показатели здоровья сограждан, а фармацевтические компании, продвигающие свою продукцию с помощью комиссионных врачам и агрессивной рекламы.
Это подтверждают цифры. По статистике, украинцы чаще всего страдают от сердечно-сосудистых недугов, но лидеры продаж — кишечно-желудочные препараты. В течение года соотечественники тратят более $ 1 млрд на ненужные лекарства, считает Виктор Чумак, директор Государственного фармакологического центра Минздрава. Однако это не помогает: они болеют куда чаще, чем жители Западной Европы. И виной тому не только экология и вредные привычки, но и методы лечения.
Между тем зарубежные врачи, по наблюдениям Светланы Жук, главного акушера-гинеколога Государственного управления здравоохранения Киева, не только жестко контролируют назначение сильнодействующих препаратов, но отдают все большее предпочтение гомеопатическим средствам, созданным на основе трав, минералов и других природных компонентов.
"Только в Германии существует больше 100 фармкомпаний, выпускающих такие препараты", — говорит Жук.
Аспирином единым
Когда в мае прошлого года у Евгения Червоненко, первого замглавы Киевгорадминистрации возникли проблемы со здоровьем, он, как и многие другие украинские политики, предпочел лечение за границей. Свое сердце он доверил австрийским врачам из клиники Рудольфинерхаус, в свое время спасшим Президента Виктора Ющенко от последствий отравления.
"Да там [за границей] полстраны лечится", — не особо углубляясь в аргументацию своего выбора, резюмирует Червоненко.
У таких пациентов, которые могут себе позволить лечение за рубежом, есть все основания доверять тамошним специалистам. Например, в США и Франции заболевание устанавливают в среднем по 280-300 показателям здоровья. Отечественным же докторам достаточно и 30.
"Оборудованием, которое есть в обычной французской клинике, в Украине могут похвастаться лишь частные именитые больницы", — рассказывает Владимир Кондрачук, координатор проектов представительства Европейской комиссии в Украине, о своем опыте лечения в Париже, где он учился на протяжении двух лет.
По уровню госфинансирования медицины французы четвертые в мире после США, Швейцарии и Германии. Сумма ежегодных медицинских расходов в стране — более 180 млрд евро. Для сравнения, в украинском бюджете в прошлом году на здравоохранение было предусмотрено в пересчете на нынешний курс чуть более 2,8 млрд евро.
Правда, абсолютной панацеей западную систему здравоохранения считают не все. Несмотря на шик и блеск французской клиники, Кондрачука от заболевания средней тяжести там не вылечили. Избавиться от недуга ему помог украинский врач и дешевый отечественный препарат.
"В Париже мне выписали антибиотики и специальный йогурт для желудка, который минимизировал их вред, витамины", — вспоминает Кондрачук. Он считает, что зарубежные врачи, мол, пошли по накатанной дорожке, а вовсе не думали, как ему сделать лучше. Украинские врачи же умеют помогать пациентам в условиях безденежья и плохой материальной базы.
Зато французы могут гордиться самым низким в Европе уровнем смертности от сердечно-сосудистых заболеваний — 330 смертей на 100 тыс. человек. В Украине эта цифра в четыре с половиной раза выше. По данным Минздрава, на 100 тыс. соотечественников приходится 170 тыс. заболеваний, хотя еще пять лет назад этот показатель составлял 152 тыс. Средняя продолжительность жизни украинцев 68 лет, тогда как у американцев — 78, французов — 80, японцев — 82 года.
Секрет долголетия иностранцев, по мнению экспертов, кроется не только в экологии и питании, но и в грамотном назначении препаратов. Например, в США и Западной Европе в отличие от Украины никогда не выпишут дублирующие друг друга лекарства. "За этим следят страховые компании, которые компенсируют убытки и врача могут серьезно наказать", — говорит Чумак.
Огромным спросом за океаном пользуются препараты, уменьшающие уровень холестерина, тогда как в Украине их нет даже в списке 50 самых популярных. В Америке, по словам Жук, практически каждый человек после 40 принимает аспирин. Этот препарат разжижает застаивающуюся с возрастом кровь — в результате вероятность инсультов и инфарктов снижается.
"Американская медицина направлена на профилактику и омоложение, — рассказывает Жук. — Например, у нас только сейчас активно развивается пластическая хирургия. Там пошли гораздо дальше: продлевают молодость благодаря пересаженным органам".
Лекарственный хаос
Украинская медицина раздроблена на массу ведомств — Минздрав, Академию медицинских наук, городские управления здравоохранения. Свои подразделения имеют также МВД и СБУ. При этом нет ни одной структуры, формирующей государственную фармакологическую политику.
Это положение вполне устраивает фармацевтов. "Многие из них считают украинский рынок лакомым кусочком. Болезни запущены, территория большая — Клондайк для лекарств", — рассуждает Чумак. Его слова подтверждает стабильный ежегодный рост рынка лекарственных препаратов. В 2007 году в денежном выражении он увеличился на 28,4%, в 2006 — на 22,4%, в 2005 — на 37,2%.
При этом все чаще украинцам навязываются дорогостоящие европейские препараты. Хотя многие отечественные аналоги по качеству не уступают и стоят в несколько раз дешевле. Дополнительный хаос создает разброс цен на одни и те же импортные пилюли.
"Во Львове можно обойти три аптеки, и в каждой из них будет своя цена на один и тот же препарат. Во Франции это немыслимо", — делится впечатлениями Борислав Подоба, доцент кафедры общей хирургии Львовского медицинского университета Данила Галицкого, стажировавшийся в Париже.
К тому же за границей в первую очередь будут продвигать свой товар. Например, в Германии принят закон, согласно которому покупателю продукции отечественного производителя предоставляются льготы.
Неразбериха на рынке лекарственных препаратов на руку не только фармацевтам, но и самим медикам. За назначение одного препарата фармкомпании врачам дают хороший бонус к скромной зарплате — от 10 до 30% негласных комиссионных от стоимости лекарства.
Год назад Юрий Лифшиц, медицинский директор частной клиники Борис, вернулся в Украину после десяти лет работы в Германии. Он с гордостью показывает Корреспонденту немецкий медицинский справочник, подробно прописывающий назначение препаратов при каждом заболевании. Но внедрить опыт западных коллег даже в самой элитной и считающейся прогрессивной частной клинике Украины Лифшицу пока не удается. Неготовность докторов-соотечественников воспринимать уже наработанные за рубежом нормы он объясняет отсутствием медицинской культуры.
"А немецкие врачи постоянно растут в профессиональном плане. Раз в два месяца езжу в Германию, и каждый раз мои немецкие коллеги делятся новшествами", — говорит он.
Совершенствовать знания немцев подхлестывает не только жесткая конкуренция на рынке труда, но и регулярное тестирование знаний. Украинская медицина систематическими проверками профпригодности своих эскулапов похвастать, увы, не может.
"Люди, которые доказали свой профессионализм в разных отраслях медицины, должны объединиться и разработать жесткие рекомендации в фармакологии", — предлагает первый шаг для исправления ситуации именитый кардиохирург Емец. Разговаривая с Корреспондентом, он поглядывает на монитор своего компьютера — следит за тем, как идет операция на другом этаже его клиники.
Наличие такого единого стандарта по назначению препаратов, по мнению Чумака, действительно необходимо. Это сократит траты соотечественников на лекарства как минимум на 25%.
"Скорее всего, это вопрос не одного года. Абсурдной украинской системе здравоохранения невыгодны такие новшества. Она же выкачивает огромные средства из населения", — резюмирует директор фармцентра.
Эта статья опубликована в №14 журнала Корреспондент за 17 апреля 2009 года.