На стихире объявлен новый конкурс: "Родина души моей". http://www.stihi.ru/konkurs/malayarodina/. Просматривая поданные на конкурс работы я наткнулся на удивительное стихотворение в прозе незнакомого мне автора Раисы Бочкаревой. Меня поразила удивительна простота, ясность, цельность этой работы. И, одновременно с этим, скрупулезная прописанность мельчайших деталей. Краски, запахи, фактура предметов, образы людей - все зримо, отчетливо, реально. Автору веришь безоговорочно. Такое не придумать. Так было. Впрочем, судите сами.
http://www.stihi.ru/2009/11/20/1991
Раиса Бочкарева
Родина души моей
Говорят, что воспоминания – это родина души. Чем дольше я живу на свете, тем чаще душа моя рвётся в даль светлую - Родину души моей. Бренное тело, сердце, разум, здесь со мной, а душа в воспоминаниях, в снах, переносит меня туда, где уже в феврале цветут фиалки. Где самое синее море, где была чистая и светлая первая любовь. Где жили замечательные люди: добрые, мудрые и щедрые. Русские, болгары, украинцы, армяне, абхазы, казаки. Разных национальностей, со своими традициями, обычаями, говорящими на разных языках, но всех их объединяло одно: вера православная!
Много лет, перед Светлым Христовым Воскресеньем, со смирением и молитвой строили они свой Храм – большую русскую печь, в которой по очереди, каждая семья, перед Пасхой, пекла пасхальные куличи.
В последнее воскресенье Великого поста, перед Пасхой, все собирались под старой развесистой алычой и распределяли обязанности: кому носить кирпичи, песок, месить глину. Кто будет выводить трубу, а кто лучше выложит арку над подом. Вспоминали, какие недостатки были у печи в прошлом году, чтобы не допустить в этом. Проверяли, цела ли заслонка, не нужно ли сделать новую. Размечали место, где будет стоять красавица – печь.
В понедельник вечером, после работы, мужчины носили глину, песок, заливали всё это водой, перемешивали всё и усаживались в сторонке. Женщины, подняв подолы, принимались месить глину ногами. И мы, дети, визжа и толкаясь, бросались в глиняное месиво. И долго, с песнями и шутками, вымешивали глину.
Мужчины курили, изредка подсыпая песок, глину, подливая воду. Затем дед Иван, степенно подходил, брал комок глины, перетирал её пальцами, скатывал колобок и давал заключение: «Хорошо вымешана, как тесто». Женщины выходили из глиняного круга, мыли ноги под краном, и нас, ребятишек вытаскивали из этого месива. Мыли нам руки, ноги, а кого и всего, с головой, холодной водой. Но визгу было не много, все старались быстрее помыться, ведь впереди было главное: мужчины начинали выкладывать поддон.
И так несколько вечеров подряд. Дружно, слаженно выкладывали посреди двора огромную, с двухметровой, высоченной трубой русскую печь. А потом наступал « чистый четверг». Посреди двора высилась огромная, свежевыбеленная, красавица - печь. В доме всё прибрано, выстирано, выскоблены полы, вымыты дети. Мужчины, женщины, дети усаживались в кружок перед печью, и начиналось самое главное: В печь укладывались дрова, дед Семён плескал чуть – чуть керосину и подносил горящую спичку.
Огонь вмиг охватывал дрова, пламя гудело и плясало в печи яркими бликами. Тяга была отменная! Все затихали и заворожено смотрели на яркий огонь, слушали, как гудит пламя в трубе, а печь дышит жаром и паром, который идёт от сырой глины. Мужчины курят, переговариваясь, а женщины тянут жребий: кому, когда; утром или вечером; в пятницу или в субботу печь пасхальные куличи. Дрова прогорали и за полночь все расходились по домам.
В пятницу всё вокруг благоухало ванилью, пахло сдобным пасхальным тестом. В каждой семье стоял огромный таз с янтарно – жёлтым, шафранным тестом и множество формочек для куличей. Эти были банки и баночки из - под сгущёнки. Большие банки из - под американского масла. И собирались они не один год. Формочки обкладывались промасленными тетрадными листочками.
Со словами: « Господи, благослови!» женщины вымешивали тесто. Янтарные, промасленные шарики из теста, с изюминками – глазками, бережно укладывались в формочки, чтобы тесто «подошло», поднялось шапочкой и тогда их несли и бережно ставили в зев раскалённой печи.
И вскоре двор наполнялся удивительными запахами: теста, ванили и чего – то такого, что присуще только пасхальным куличам. Запахами праздника! Куличей пекли много. В каждой семье были свои рецепты. Никто, даже маленькие дети не пытались отщипнуть кусочек, пока кулич не освящён в церкви. Из яичных белков и сахара взбивали «гоголь – моголь», обмазывали куличи и посыпали разноцветным, крашеным пшеном.
В субботу во всех семьях пекли большие, круглые, переплетенные косичками сладкие пироги. И жарили пирожки с капустой, фасолью, ливером. Делали винегрет, варили холодец и кисель с сухофруктами, который резали ножом. Яиц красили много!
В ночь с субботы на воскресенье все шли в церковь « святить» куличи и крашенные разноцветные яйца. Утром, в Светлое Христово Воскресенье, со словами: « Христос воскрес! Воистину воскрес!» все «христосовались» и начиналось « разговенье» после Великого поста. Разговлялись дома, по - семейному. А к обеду, во дворе, около Матушки – печки, накрывались столы. С одной стороны – мужчины, с другой – женщины, а край стола занимали дети.
Холодильников не было. Но на столе было всё! Домашняя колбаса, украинская, с чесноком, и кровяная даже! Свинина, гуси, утки, куры. Это был удивительно хлебосольный праздник! Детям на Пасху всегда покупались обновки. Женщины и мужчины тоже принаряжались. Дети «стукались» яйцами, женщины пробовали куличи и обсуждали вкус теста: пропеклись или сыроваты, удались ли пироги, делились удачными рецептами. Мужчины пробовали специально припасенные к этому дню вино и чачу.
А потом появлялась гармошка, и звучали русские, украинские, казачьи песни. Боже мой, какие это были песни! Под одни из них стонала и плакала душа, под другие душа пела и веселилась. Эти песни, эти праздники помогали нашим родителям и нам выжить и остаться людьми, в это трудное, послевоенное время. Оттуда, из далёкого детства, всплывают отрывки из болгарских, белорусских, казачьих песен.
Перед «Родительским днём» в печи ещё раз пекли куличи. Совсем немного, 1 – 2 кулича на семью. После «Родительского дня» печь бережно разбиралась по кирпичику, их аккуратно очищали от глины и складывали возле стены барака, закрывали куском рубероида. До следующей Пасхи!
А ещё были: Рождество, Новый год, Первомай, Троица. Душа моя, бедная странница, напрасно ты рвешься, туда, сквозь года. Не вернётся наше детство, никогда!
Давно уже нет большой, красивой страны. Разрушена и разграблена мародёрами моя малая Родина. Умерла в голодной и холодной Абхазии моя мама, Прасковья Васильевна. И я не могу поехать туда, чтобы поплакать на её могилке, убрать ее перед Светлыми праздниками. Таких одиноких, неухоженных могил тысячи во всех республиках бывшего Советского Союза.
Чем светлее и радостнее воспоминания - тем светлее и чище душа человеческая. Давайте вспомним наших родителей, всех родных и близких, помянем добрым словом, поставим свечку за упокой души. И, тогда, Родина души нашей, наши детские воспоминания о малой Родине станут светлыми и радостными.
Моей маме, Прасковье Васильевне, посвящаю.
Раиса Бочкарёва.