Европейское космическое агентство и Институт медико-биологических проблем РАН объявили имена шести человек, которые примут участие в наземном эксперименте, симулирующем полет на Марс.
105 дней и ночей продлится эксперимент, который стартует 29 марта этого года и станет вторым этапом проекта "Марс-500".
Четверо граждан России Алексей Баранов, Алексей Шпаков, Сергей Рязанский и Олег Артемьев, а также французский летчик Сириль Фурнье и немецкий военный инженер Оливер Книккель будут находиться 105 дней и ночей в специальном медико-техническом комплексе, воссоздающем условия, за исключением невесомости и радиации, предельно похожие на те, в которые попадут люди, если действительно отправятся на Марс.
Этот эксперимент является предварительным, укороченным вариантом полета. Начало главного, 520-суточного исследования намечено на конец 2009 - начало 2010 года.
Экспедиция к Марсу понемногу делается практической задачей, считает член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Юрий Караш. Как он уверяет , в России, и в Соединенных Штатах уже существуют, а у Китая в ближайшем будущем возникнут необходимые технологии для облетной экспедиции, когда пилотируемый корабль выйдет на орбиту вокруг "красной планеты" и направит на ее поверхность автоматические устройства.
Непосредственная высадка людей на "красную планету", являющаяся следующим этапом в освоении Марса, потребует создания новой ракетной техники, которая пока существует только в виде предварительных проектов.
Эксперименты по изоляции.
Деятельность "группы шести" будет содержать физические тренировки и контроль за состоянием здоровья, а также имитацию штатных операций по управлению кораблем и научных исследований.
Предполагается моделирование нештатных и аварийных ситуаций, обусловленных как человеческим фактором - снижением работоспособности и внимания в ходе длительного полета - так и отказами бортовых систем.
В рамках экологических изысканий и в рамках подготовки длительных космических полетов неоднократно в мире проводились эксперименты по изоляции группы людей. Самым известным из них была двукратная попытка нахождения в замкнутом пространстве, предпринятая в конце 90-х годов группой исследователей в Аризоне.
По причинам психологической несовместимости оба раза эксперименты закончились неудачно.
Прежние полеты на борту российской станции "Мир" и МКС, как говорит Юрий Караш, не могут сравниться с тем, что ожидает участников полета на Марс, ведь в случае аварийной ситуации космонавты и астронавты, находящиеся на околоземных орбитах, могут быстро возвратиться на Землю.
Кроме того, они имеют почти непрерывную связь с наземными станциями слежения.
Опасность облучения.
В ходе марсианской экспедиции всего этого не будет. После того как корабль долетит до орбиты Марса, пауза в радиопереговорах, обусловленная громадным расстоянием до Земли, составит до 8 минут.
Исследователи уже имеют большой опыт борьбы с результатами продолжительного действия невесомости на человека. Для этого разработаны физические упражнения, предусмотрено ношение специальных барокостюмов, создающих давление на нижние конечности. Скорее всего, все это будет использовано во время полета к Марсу.
На борту корабля, скорее всего, будет создана искусственная гравитация за счет его раскрутки либо вокруг собственной оси, либо вокруг оси с неким противовесом, например, грузовой платформой или резервными топливными баками.
Что касается проблемы космической радиации, то в этом случае дело обстоит намного сложнее. В настоящее время при солнечной вспышке или повышении фона гамма-излучения экипаж МКС прячется в защищенных резервуарами с водой отсеках станции. Но при продолжительном полете в межпланетном пространстве опасность облучения увеличивается.
Следует напомнить, что расстояние от Земли до Марса колеблется между 55 млн. км и 400 млн. км, и полет туда, с учетом скорости современных ракет, займет никак не меньше полутора лет.