ХОРОШИЙ ФОРУМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ХОРОШИЙ ФОРУМ » Мировые религии » Ощущение Бога


Ощущение Бога

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

http://www.rususa.com/data/newsimgs/2004/0306_03_06_N1.jpg

Ощущение Бога

Попытки выяснить местонахождение Бога имеют давнюю историю.  Также как для атеиста нормально искать Бога в космосе, вполне естественно для верующего полагать, что Бог и везде и негде. И в первую очередь он в каждом из нас ...

Поэтому удивительно, что ученые так поздно приступили к поискам Бога в человеке - так ведь просто "просветить", взвесить человека и тщательно его прощупать самыми разными хитроумными приборчиками - и сразу обнаружить Его присутствие. (Тут, конечно, есть некоторая путаница в терминах - поиски Бога или поиски души, а может и того и другого. Но поскольку мне кажется существование и того и другого весьма сомнительным, то позволю смешать все в одну точку и говорить далее просто о поисках реакции человеческого организма на мысли о Боге.)

Совсем недавно два американских врача, сотрудники Пенсильванского университета Эндрю Ньюберга и недавно скончавшийся Юджина д'Акили, в своей книге "Почему Бог не уйдет: наука о мозге и биология веры" даже ввели специальный термин - нейротеология для обозначения работ по поиску Бога в человеке.

Где можно искать в человеке присутствие Бога?

Первое, что приходит в голову - поискать надо в сердце, но, там, увы, только мышцы и никакого намека на всевышнего.

Второй пункт назначения, следовательно - голова. Дело в том, что до сих пор головной мозг человека в отличии от других органов по сей день представляет для ученых большую загадку. Мы вроде бы знаем как работают отдельные его составляющие, но вот ответов на общие вопросы (что такое память, как на химическом уровне думает человек, где рождается мысль) пока нет. Поэтому можно спокойно лечить людей от наркомании, втыкая им в мозг электроды и приписывать мозгу самые необычные свойства.

В сущности американцы не сделали ничего сенсационного - используя однофотонную эмиссионную компьютерную томографию, они анализировали активность разных частей головного мозга.

В принципе, такая технология, хоть и дорога, но не нова. Другое дело, что они попросили помедитировать в лабораторных условиях францисканских монахинь и буддийских монахов, регистрируя активность их мозговой деятельности. :O

Выяснилось, что во время молитвы у них с одной стороны резко повысилась электрическая активность в тех частях мозга, которые регулируют внимание (и в том числе, возможно, глубокую медитацию) а с другой уменьшилась в тех, которые ответственны за ориентацию в пространстве.

Профессор Ньюберг считает, что уменьшение активности этих отделов мозга объясняется, тем, что человек во время молитвы или медитации отрешается от окружающего мира, погружается в себя.
С другой стороны, есть некоторые отличия в мозгу верующих буддистов и монахинь. Мозг последних при молитве активизировался в тех областях, которые контролируют языковые функции.

(К сожалению, атеисты вроде меня не попали в этот эксперимент, что сильно снижает не столько идеологический, а научный смысл работы американских ученых. Может быть при анализе головного мозга у атеистов, когда они вспоминают любимую мать, женщину, Родину тоже будет возникать активность, схожая с "божественной"?) :D  :love:

Так или иначе, американские ученые считают, что им нашлось обнаружить если не присутствие Бога в мозгу человека, но биологические зачатки религиозных чувств.

Читать это несколько забавно, потому что специалисты, изучающие мозг хорошо знают, что впечатление, возникающее в мозгу далеко не означает реальности этого впечатления. Возьмем, к примеру соленый огурец - такой хрустящий и ядренный. Вот вы берете его в руку, глаза анализируют его цвет, нос ощущает неповторимый запах, у вас уже выделяется слюна, вкусовые пупырышки уже готовы "принять" его. В этот момент можно сделать снимок мозга человека, в предвкушении соленого огурца. Но если попросить вспомнить те моменты, когда мы в прошлом закусывали этим огурцом, то выяснится, что несмотря на его отсутствие в данный момент во рту, в мозгу будет картина его безоговорочного присутствия в желудке.

Впрочем, Ньюберг говорит, что "мы вовсе не говорим, что мозг создает Бога - мы отмечаем, что наш мозг естественным путем создает механизмы, которые делают возможным религиозный опыт"

Речь идет о том, что наблюдаемые во время молитв изменения активности головного мозга происходят в так называемой лимбической системе, которая имеет очень давние эволюционные корни. Она же страдает во время эпилептических припадков. По версии, изложенной в книге Веры Федоровны Пановой и Юрия Борисовича Бахтина "Жизнь Мухаммеда" именно во время таких припадков Мухамеду и приходили в голову суры.

Для того чтобы проверить связь между эпилептическими припадками и религиозными чувствами Майкл Персингер с помощью специального шлема вызывал электрическую активность уже в лобных долях мозга и добровольцы испытали чувства, которые они описывали как сверхъестественные, божественные и даже ощущали себя пророками, которым приходят разные идеи "свыше". Заметим, что эти области отвечают также за понимание, осмысление речи. :O

Безусловно все дело в интерпретации таких данных - религиозному человеку кажется бессмысленным попытки доказать существование чувства Бога, самого Бога с помощью изучения мозга - просто потому что Бог создал в том числе и мозг.

Атеист охотно признает возникновение разных галлюцинаций (в том числе и религиозных) под действием магнитного тока, таблеток или просто особого настроя, воспоминаний и заклинаний.

Отредактировано Litta-Lo (Четверг, 3 июля, 2008г. 11:38:10)

0

2

А нужна ли религия человеку не как социальному существу, а как биологическому объекту.

Но попробуем посмотреть на все эти дебаты с другой точки зрения - а нужна ли религия человеку не как социальному существу, а как биологическому объекту.

Английский биолог  Ричард  Докинз  в книге  "Эгоистичный ген",  ввел понятие "мимов" - устойчивых элементов человеческой культуры, передающихся, в частности, по каналу лингвистической информации.

Примеры мимов, аналогичных генам, - "мелодии, идеи, модные словечки и выражения, способы варки похлебки или сооружения арок", а также религии со всеми их молитвами и обрядами. Представление человечества о Боге - очень старая идея, которая передается из поколения в поколение с помощью устного и письменного слова, подкрепляемого великой музыкой и изобразительным искусством.

Логично задать вопрос - почему эта идея так живуча уже на протяжении тысячелетий? В чем причина ее стабильности и долголетия, тогда как песни римских легионеров уже давно всеми забыты?  :disappointed:

На взгляд Ричарда Докинза, выживаемость хорошего мима, которым является вера в Бога, обуславливается его большой психологической привлекательностью.  :no:

Идея Бога дает на первый взгляд приемлемый ответ на глубокие и волнующие вопросы о смысле существования.  :yep: Она позволяет надеяться, что несправедливость на этом свете может быть вознаграждена на том свете, что в минуту слабости нас всегда поддержат… :yep:

Вот некоторые из причин, по которым идея Бога с такой готовностью копируется последовательными поколениями индивидуальных мозгов.

Бог есть -- пусть лишь в форме мима с высокой выживаемостью, в среде, создаваемой человеческой культурой.

А может быть этот мим сумел произвести и изменение самого своего носителя - мозга?   :O :O :O

Майкл Винкелман из Аризонского университета, изучающий влияние шаманизма на человека утверждает, что в результате этих действий существенно улучшается состояние мозга.

Дополнительно выбрасываются серотонин и опиоды, которые в норме присутствуют в головном мозге человека.
Более того - он утверждает, что серотиносодержащие препараты, наркотики так широко распространены в современном обществе потому что исчезли из нашей жизни шаманы.  :D  :love:  :cool:
...

Забавная точка зрения, но верит ли наш мозг в Бога или нет, никто не будет спорить с тем, что соблюдение 10 заповедей еще никому не помешало.

Что же касается нейротеологии, то можно посоветовать ученым пойти дальше и перейти на уровень молекул или атомов.
Иногда они сплетаются в формы очень напоминающие очертания креста или полумесяца. :rolleyes:  :)
Это интересно

0

3

Вера не имеет смысла для обсуждения.
Каждый верит в своё. Ктото в бога ктото в деньги ктото в любовь и т.д.

На вопрос верю ли я бога всегда одна фраза - "Я верю в идею" которая на самом деле заключает в себе большой смысл.
Я верю в удачу но в зависимости от настроения могу считать что удачи нет и всего мы должны добиваться сами.
Я верю в магию и волшебство но при этом обсолютно всё могу объяснить с научной точки зрения а если меня еще и увлеч то могу спорить часами доказывая что "это совершенно нормально" а в душе верить и надеется что это проявление магии

0

4

Litta-Lo написал(а):

Что же касается нейротеологии, то можно посоветовать ученым пойти дальше и перейти на уровень молекул или атомов.
Иногда они сплетаются в формы очень напоминающие очертания креста или полумесяца.

Вот уж действительно шаманизм.))

Litta-Lo написал(а):

На взгляд Ричарда Докинза, выживаемость хорошего мима, которым является вера в Бога, обуславливается его большой психологической привлекательностью.

Однобокость. Если человек получает веру в Бога, он получает и существенный груз необходимости нелёгкой работы над своей душой, нравственных страданий, а также, в случае приверженности к какой-то определённой религии - участие в обрядах и ритуалах.
Всё это ограничивает "свободу", "независимость" и внутреннюю моральную вседозволенность человека, являющегося атеистом.

0

5

Одинокий Волк написал(а):

Я верю в магию и волшебство но при этом обсолютно всё могу объяснить с научной точки

Находка просто.... :love:  :D
Все процессы и должны укладываться в законы существования материи
И материя должна существовать по своим законам мироздания...
А вот как ЖИВАЯ МАТЕРИЯ существует, нарушая II ЗАКОН ТЕРМОНИДАНИМИКИ - ВОПРОС...

0

6

Существует ли религиозное чувство?

Известно, что человек познает существующий вокруг него мир при помощи органов чувств: предметы и их свойства воздействуют на нас, и энергия внешнего раздражения передается по нервным путям в головной мозг, где и возникают ощущения – чувственные образы этих предметов и явлений.

В зависимости от характера внешних воздействий различаются и виды ощущений. Осязательные ощущения отражают механические, тепловые свойства предметов; слуховые – звуковые колебания и вибрации; зрительные – световые, электромагнитные колебания; вкусовые и обонятельные – химические свойства вещей.

Особый вид представляют ощущения, которые с помощью анализаторов, находящихся внутри тканей и органов, отражают изменения, происходящие внутри организма.

Перечисленные ощущения бесспорны, но можем ли мы категорически утверждать, что ими исчерпывается наше познание окружающего мира, и тем самым исключить наличие дополнительных чувств, ощущений, о которых наука пока не имеет точных данных.

Существующий вокруг мир настолько многообразен и многогранен, что будь у нас не пять, а двадцать пять чувств, то и тогда для них нашелся бы объект познания, открытия все новых и новых явлений в природе. В принципе это возможно.

Существует ли религиозное чувство или ощущение Бога?

Почти все верующие люди на вопрос об основании их веры отвечают: "Я чувствую, что Бог есть", или "не вижу, не слышу, не осязаю, но тем не менее ощущаю Его бытие". Религиозное чувство – одно из главных оснований веры в Бога.

Его называют ощущением, интуицией, сверхсознанием, мистическим восприятием, духовным зрением и т. п., но сущность этого чувства одна – непосредственное ощущение Бога. Это, может быть, шестое, может быть, сотое чувство, реально существующее и завершающее познание человеком мирового бытия.

Для тех, кто отчетливо не испытал этого чувства, хочется привести несколько фактов различного духовного опыта.

В 1922 году в Петрограде профессор А.И. Введенский сделал доклад в философском обществе на тему: "Судьба веры в Бога в борьбе с атеизмом", в котором он развивал мысль о том, что вера в Бога не исчезнет никогда, и, как на одно из оснований этого указывал на то, что "многие верующие непосредственно ощущают Бога".

Таковы христианские святые – религиозные подвижники. Это ощущение Бога часто охватывает человека при созерцании звездного неба, а также при богослужении.

"Я и сам, – говорил Введенский, – в молодости переживал это чувство, теперь же оно у меня ослабло, атрофировалось, не знаю почему, – но оно у меня было".

Русский философ-христианин Владимир Соловьев  в своей книге "Оправдание добра" (1897) так характеризует религиозное чувство и его значение для веры в Бога:

"Действительность Божества есть вывод из религиозного ощущения, а содержание этого ощущения то самое, что ощущается. Отнимите эту ощущаемую действительность Высшего Начала, и в религиозном ощущении ничего не останется. Его не будет больше. Но оно же есть, значит и есть То, Что в нем дано, Что в нем ощущается. Есть Бог в нас, значит – Он есть!"

Н. Страхов  писал: "…Мы вправе отважиться на смелые слова, что мы верим в Бога, потому что Его зрим, хотя Его нельзя видеть нашими глазами…"

Известный американский психолог профессор Уильям Джемс  написал книгу "Многообразие религиозного опыта" (1910), в которой собрал многочисленные высказывания людей разного звания и положения, свидетельствующие о переживаемых ими состояниях непосредственного ощущения Бога.

Джемс пишет о них: "…В специфической области религиозного опыта для многих людей предмет их веры является не отвлеченным понятием, а реальностью, постигаемой непосредственно, почти в чувственном восприятии. Каково бы ни было действительное значение таких переживаний, несомненно, что они представляют собой один из основных видов человеческого опыта…

Как содержанием зрительных ощущений является свет, слуховых – звук, содержанием религиозного ощущения является существование Высшего Существа – Бога.

В тех, кто пережил этот опыт, никакие рассудочные доводы не могут вызвать сомнения в реальности Его. У них есть знание, ибо во время ослабления напряженного состояния их личной воли они действительно почувствовали участие высших сил".

В конце книги Джемс говорит: "Наши собственные “рациональные” верования основываются на доказательствах, по природе своей совершенно схожих с теми, какие приводятся и мистиками в оправдание их верований.
Подобно тому, как наши чувства для нас являются совершенно достоверной гарантией известных нам фактов, явлений, так и мистическое состояние, доставляя непосредственное ощущение реальности тем, кто пережил их, является доказательством действительного существования вещей, постигнутых мистическим опытом... Мистические ощущения протекают без участия наших органов чувств, являясь, как и они, непосредственным источником познания".

Если сравнить пять физических чувств с окнами здания, позволяющими наблюдать разные стороны окружающего нас бытия, то религиозное чувство можно уподобить окну, пробитому сверху.
Через это окно мы не узнаем нового о земле, зато наблюдаем необозримые просторы неба. Как ни одно из чувств не противоречит другому, а лишь дополняет его, так и религиозное ощущение не противоречит остальным ощущениям, а дополняет их, проливая свет на область мира духовного, на такие вопросы смысла жизни и смерти, которые без религиозного освещения остались бы загадкой навеки.

Конечно, далеко не все согласны принять религиозное ощущение как источник знания о Боге. <…> Современное общество настолько далеко от совершенства, что религия ненавистна ему своими требованиями исполнять нравственные законы, жить по Божиим заповедям: …люби ближнего твоего, как самого себя…5 и т. д.

И все ученые и неученые, выступающие против религии, против религиозного чувства, против достоверности существования Бога, приводят доводы и доказательства, подобные тем, какие мог бы привести крот против существования зрения: раз у них нет ощущения Бога, значит нет его и у других.

Объектом органов чувств является предметный, материальный мир.
Объектом религиозного ощущения является нечто духовное – Божество, Которое может быть познаваемо непосредственно человеческим сознанием – этой, по определению материалистической философии, формой духовного освоения человеком действительности.

Нелепо требовать для религиозного ощущения наличия какого-то определенного органа,  как нелепо требовать и того, чтобы звук познавался глазами, а свет – ушами...

Нет никакой необходимости в вещественном органе для религиозного ощущения еще и потому, что объект его по своему существу способен устанавливать [b]непосредственный контакт с нашим сознанием. [/b] (гениально ведь!)

Благодаря этому достоверность религиозного чувства стоит неизмеримо выше достоверности остальных ощущений.

Зрительные, слуховые, осязательные ощущения перерабатываются, трансформируются сознанием, так как наши органы чувств, в силу их несовершенства, дают нам неполный, бессвязный, разрозненный, а иногда не совсем верный поток этих ощущений, восприятий. Осознать их, выйти за пределы чувственного опыта, постигнуть сущность предметов и явлений, то есть представить их такими, какие они есть на самом деле, помогает разум. Таким образом, если существует различие в степени достоверности наших чувств со стороны самих "механизмов" ощущений, то оно говорит в пользу религиозного ощущения, воспринимаемого непосредственно разумом, безо всякой корректировки.

Религиозное чувство в той или иной степени присуще всякому нормальному человеку.

Полная утрата его некоторыми, лишившимися его по той или иной причине, не является доказательством отсутствия этого ощущения вообще.
Ведь существование на свете множества слепых и глухих не доказывает того, что слепота и глухота являются нормальным состоянием человека. Все, ощущающие Бога, с полным правом могут утверждать Его бытие, а не обладающие религиозным чувством, не испытавшие религиозного озарения, совершенно не вправе отрицать существование Бога.

"Почему не все имеют этот опыт? – писал А. Введенский. – Физику открыты не все тайны природы, и богослов знает не все, но как физик знает, что материя существует, так и мы знаем, что есть Бог.

Почему же многие люди не верят в Бога, почему у них нет религиозного ощущения? Да потому, что очень многие живут бездумно, безцельно, подчинив свою жизнь сиюминутным целям, материальным интересам, служат ложным идеалам.

Люди не хотят задуматься об истинном смысле человеческого существования, о истинных целях и назначении жизни человека, о смысле всего миробытия.
Подчинив свою жизнь достижению преходящих радостей жизни, люди сами заглушают в себе религиозные чувства. У многих это чувство есть, но они не подозревают о нем, так как не обращают на него должного внимания, как бывает, например, с человеком, занятым своими мыслями и делами, своими проблемами и разговорами, который не видит и не слышит, что делается вокруг него. Потому и неудивительно, что многие не ощущают Бога, хотя признаки существования Его присутствуют повсюду. Внимание человека, поглощенного суетой жизни, направлено и устремлено совсем не в ту сторону, поэтому он и не находит Его".

Если в глаз попадает соринка, глаз слезится, плохо видит, а иногда и заболевает надолго, так что теряет способность видеть вообще.

То же происходит и в духовной жизни: если в душу проникает нравственная грязь, если человек совершает аморальные поступки или находится во власти страстей, таких, как тщеславие, гордость и т. п., – естественно, что он теряет способность созерцать Бога. "Только чистая вода может отражать солнце", – говорит восточная мудрость.

Недаром Христос Спаситель придавал нравственной чистоте исключительное значение в деле познания Истины – Бога: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят6. Грех – основная причина, препятствующая нашему ощущению Бога, чистота души – вернейшее условие его достижения. "Очистим свои чувства, – говорит прп. Иоанн Дамаскин, – очистим чувства и тогда узрим Христа, блистающего неприступным светом воскресения" (Тр. пасхального канона. Гл. 1. Песнь 1).
ссылка>>

0

7

Трудно быть БОГОМ!

0

8

Solnechnij_veter, спасибо за ссылку...
Несколько раз просмтрела - ассоциаций  ОЧЕНЬ много.
РАЗНЫХ

Пока замечу "на полях":

Богом быть легко...
Это человеком быть трудно....

Самое тяжкое испытание что дал человеку Создатель - это ПРАВО СВОБОДНОГО ВЫБОРА.

Как в этом ролике
- выпустить пар, сорвать злость...
- или в каждой цепочке  сделать маленькое человеческое ДОБРО...
И БОЛЬШОЕ ЗЛО исчезнет.... разве трудно самом человеку до этого додуматься? - Нет...найдется"слабое звено"  сеять зло, служить Сатане...

...
И ещё...
Это человеку - трудно быть Богом.

Вернее - не возможно.
Совсем....
(могу объяснить...)

0

9

Как много написали, с трудом сдерживаюсь от соблазна раздергать на цитаты и ответить на каждую в отдельности. Но попробую покороче.
У меня был мистический опыт. Я ощутила это присутствие. Во время ритуала Самайна, который проводила просто для развлечения. Но я обратилась к Высоким, и они отозвались.
Но для меня это никаким образом не доказательство. Это мой опыт. Его нельзя повторить по желанию, его нельзя описать ни в словах, ни в научных терминах, ни в формулах. Его нельзя передать. Он никому ничего не докажет. И мне в том числе.
Наш мозг может играть с нами в странные игры. И в такую тоже.
Кстати, если доверять своему мистическому опыту, то никакая христианская мораль мне не писана - опыт-то сугубо языческий. Нравственные нормы Асатру сильно отличаются от христианских. Как, впрочем, и буддийские,  исламские, ацтекские и прочие, почерпнутые из разнообразных "откровений".
В то же время знала я немало атеистов, которые с точки зрения соблюдения моральных норм общества, в котором они жили, большинству верующих фору могли дать. Вера в бога или в богов - вовсе не панацея от аморальности, а атеизм - никакое не оправдание вседозволенности.
Так что, несмотря на замечательно яркие и реалистические ощущения, как была агностиком, так и осталась.
Но ритуалы соблюдаю и Высоких почитаю. Даже если это только архетипы моего подсознания.
Светлая любит меня как младшую сестру, Локи выполняет условия нашего соглашения. Хотя цена иногда кажется непомерной...

Отредактировано Delia (Суббота, 26 июля, 2008г. 04:45:05)

0

10

я иногда настолько ощущаю Его присутствие, что...... кажется вот-вот дотронусь до Него, Он совсем близко....

0

11

Litta-Lo написал(а):

Почему же многие люди не верят в Бога, почему у них нет религиозного ощущения? Да потому, что очень многие живут бездумно, безцельно, подчинив свою жизнь сиюминутным целям, материальным интересам, служат ложным идеалам.

Очччень интересная мысль.
Вот только это "ощущение" становится религиозным только в рамках определенной религии. В обществе атеистов, где вообще неизвестно понятие Бога, никому бы и в голову не пришло связывать это ощущение с Богом. Сначала люди узнают, что Бог есть от тех, кто в него верит, потом и сами в него верят, а потом притягивают за уши любые доказательства своей вере. И это ощущение в том числе. Слишком уж оно неопределенное.
Кстати, если бы я была Богом, то запретила бы не яблоки, а мухоморы и спорынью. Вот они - плоды знания)))

0


Вы здесь » ХОРОШИЙ ФОРУМ » Мировые религии » Ощущение Бога


Создать форум.