В сентябре, в Москве состоялся круглый стол "Допустимо ли в исламе рукоприкладство в отношении женщины (по следам публикаций в российских СМИ)?".
Участники круглого стола: политические и религиозные деятели так и не пришли к единому мнению по поставленному вопросу.
Имам-мухтасиб (руководитель исламской общины) Московской области Арслан Садриев отметил, что в СМИ поступает много непроверенной и неподтвержденной информации о жизни правоверных мусульман. он назвал и встречающееся в сообщениях СМИ утверждение, что в исламе "якобы муж может бить жену всегда и без причины". "Но это запрещено шариатом", - заявил Садриев.
Ему возражал профессор Высшей школы экономики, признанный эксперт и автор научных трудов в области ислама Леонида Сюкияйнена, в современной исламской правовой мысли господствует точка зрения, что в определенной ситуации в отношении непослушной жены муж может ее ударить. "Например, если она выходит из дома без разрешения, сначала он должен ее увещевать. Если она не прислушивается, он может отлучить ее от супружеского ложа. Если и это не помогает, то допустимо нанесение ударов, но не приносящих увечий и не по лицу. Причем современное исламское право исходит из того, что количество ударов не может превышать десяти", - пояснил ученый.
По мнению Сюкияйнена обычай телесных наказаний женщин существовал еще в доисламскую эпоху, и потому нашел свое отражение в Коране. Забитое положение женщин в некоторых странах объясняется не исламом, а традициями и обычаями местных народов. Более того, положение женщин всегда становилось лучше, они получали больше защиты, когда законы шариата соблюдались строже", - добавил эксперт.
Иной точки зрения на рукоприкладство по отношению к жене в исламе придерживается председатель Российского общества исламоведов, профессор Тауфик Ибрагим. По его словам, один и тот же глагол в арабском языке имеет много значений и может переводиться и как "бить", и как "отвернуть", и как "выразить недовольство". Поэтому профессор не исключает, что утверждения о допустимости рукоприкладства основываются на "не совсем верном переводе" священных текстов.
Глава секретариата по взаимоотношениям церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) священник Георгий Рощин отметил, что, венчаясь с женщиной, мужчина берет на себя ответственность за нее и за создаваемую семью, должен "хранить жену как свое тело" и быть готовым отдать за нее жизнь.
Так что, бить или не бить, пока остается неразрешенным вопросом, который каждая семья решает по-своему.
Допускается ли, по вашему мнению, рукоприкладство в семье?
Может ли рукоприкладство быть оправданным?