Просвещенная часть меня решила посмотреть по совету знакомой еще один арт-хаусный фильм
"Выкорми ворона"
1976. Испания. 107 минут.
Жанр: детектив / драма.
Режиссер: Карлос Саура.
В главных ролях: Джеральдин Чаплин, Ана Торрент, Флоринда Чико, Моника Рэндолл.
В ролях: Гектор Альтерио, Герман Кобос, Кончита Перез, Мирта Миллер и др.
Награды:
Каннский кинофестиваль — гран-при жюри (1976)
Синдикат французских кинокритиков — лучший зарубежный фильм (1977)
был номинирован на Золотой Глобус.
Интересные факты о фильме:
- название фильма идет от испанской поговорки "Cría cuervos y te arrancarán los ojos.", что можно перевести как "Если выкормишь ворона, он выклюет тебе глаза". Используется по отношению к родителям, испытывающим трудности в воспитании детей.
Вот что пишут о фильме:
Почему-то когда люди вырастают, они начинают думать, что дети ничего не понимают и что им отлично живется. На самом же деле ребенок очень сильно страдает от любой, даже маленькой, несерьезной размолвки родителей. Ребенок с трудом социализуется, принимая абсурдные правила, которые будут впоследствии управлять его жизнью. Что уж говорить, если добрая мать плачет и закатывает истерики, а отец не пропускает ни одной женщины, волочится даже за горничной.
Героиня Аны Торрент выбита из жизни. Сцены детства, которые намертво впечатались в память уже повзрослевшей женщины, удручающе безнадежны. Ее мать умирает в мучениях от болезни, ее отца, который виновен в тяжелой судьбе женщины, тоже хоронят. За сестрами начинает ухаживать тетя — молодая, красивая дама, старающаяся, как может, дать им любовь. Но чем больше старается пришелица, тем хуже выходит, да и старания ее слишком поверхностные, показные. Девочки для нее — несмышленыши. Знать о том, что маленькая героиня присутствовала при скандалах родителей, а затем заставала в кровати отца различных женщин, она не желает, предпочитая все списывать на детские фантазии.
В фильме присутствует несколько очень жестоких сцен, хотя сама картина — типичный европейский артхаус о трудной судьбе. Одна из этих сцен — момент, когда горничная по просьбе девочки показывает ей большую грудь, ухмыляясь с неуместным превосходством. Вторая — то, как легко люди падают в объятья друг друга, не чураясь любого места и времени. Человеческий эгоизм делает жизнь невыносимой, но никто кроме святых от него не избавлен. "Выкорми ворона" — это фильм о том, что у многих детства нет вообще, хотя внешне все благопристойно.
Вороненок ходит по дому, молчаливо вглядываясь большими глазами в сцены, которые детям видеть не следует. В кровь у постели матери, в подернутые дымкой глаза отца, увлекшегося другой, в откинутую шею новой опекунши, забывшей их ради секса с мужчиной. Ей не нужна замена любви, потому что она знала настоящую любовь мамы. Ей не нужно сюсюканье, и она его не простит. Стоит ворону чуть окрепнуть, как он клюнет в глаз.
*************
Один из лучших фильмов Карлоса Сауры, в котором его стиль иносказательной, зашифрованной притчи на грани между сном и реальностью, воображаемым и действительным отшлифован до блеска, изыскан и утончён.
У девятилетней Аны, не по годам серьёзной, будто знающей некую тайну, умерла мать, а затем отец, причём в объятиях своей любовницы, кроме того, парализована бабушка, и сама девочка, в отличие от двух старших сестёр, живёт словно двойной жизнью, находясь и здесь, и там, где обитают иные сущности, видя то, о чём не подозревают другие. Тётя Паулина безуспешно пытается проникнуть в суть вещих снов и предсказаний Аны, воспринимая её как испорченного ребёнка, злое создание, подобное тому ворону из пословицы, который в ответ на заботу может “глаз выклевать”. На самом-то деле, Саура вкладывает в название картины абсолютно противоположное символическое значение. Малолетняя воздаятельница мести за смерть своей матери может быть лишь “ангелом-истребителем”, пророчествуя о подлинном “вороне зла”, вскормленном всем другим на погибель.
На редкость отточено и выверено кинематографическое мастерство постановщика, который свободно и прихотливо обращается со временем и пространством, без умозрительности и дидактики совмещает два пласта поведения юной героини (чисто детское, с поправкой на сильное воображение и немалую фантазию, но в то же время угрожающе-вестальное), бытовой и философский смысл происходящего. И это нашло высокую оценку у критиков, а также у жюри Каннского кинофестиваля.
Всеобщий восторг вызвала потрясающе сосредоточенная и углублённая в себя Ана Торрент, которая запомнилась ещё двумя годами ранее в ленте “Дух улья”, а через пять лет с блеском сыграла четырнадцатилетнюю “леди Макбет” в знакомом по советскому кинопрокату фильме “Гнездо”.
Ну и от себя: фильм очень тяжело смотрится: из-за мотонности, некоей бессвязности повествования, действите перескакивает из одного времени в другое - и все это тянется, тянется, тянется.... И все это ужасно мрачно, мрачно, мрачно (в отличие от "Дороги перемен - см. выше).
Вот тот самый арт-хаус, который выносится мною с трудом. Но при этом - все-таки существует та индивидуальная атмосфера, что так присуща именно арт-хаусному кино. Над всем витает дух смерти - и сделано это очень тонко и даже романтично.)) Девочка, сыгравушая главную роль, не может не вызывать восхищения!
Основная мысль озвучена уже в середине фильма главной героиней (уже взрослой):
«Не понимаю, как некоторые могут говорить, что детство — это самая счастливая пора в жизни. Во всяком случае для меня это было не так. Может быть поэтому я не верю в детский рай. Я не верю в невинность и природную доброту детей. Я вспоминаю своё детство, как очень долгий период, нескончаемый период и очень грустный. Когда страх заполнял всё, страх перед неизвестным. Я многое не могу забыть…»
В общем, просвещенная часть меня осталась довольной, что приобщилась к такому необычному фильму. [взломанный сайт] А непросвещенная только вздыхает (лучше бы ты поспала, говорит она [взломанный сайт] ), а еще корчит рожи и язвит (над просвещенной))) [взломанный сайт]
В общем, смотреть тем, кто склонен к мазохизму))
Отредактировано koe-kto (Четверг, 30 апреля, 2009г. 15:48:53)