Хехельф! А ты не смотрел спектакль РАМТа "Берег утопии" (идет с 12 до 22. Действия часов 8, остальное - антракты). Пишут, что спектакль обалденный просто!
«Русская пьеса» классика английской литературы
Драматическая трилогия Тома Стоппарда «Берег утопии» войдет в историю литературы как самая масштабная пьеса начала XXI века.
Три части "Берега Утопии" – «Voуage» («Путешествие») «Shipwreck» («Крушение») и «Salvage» («Спасение») – представляют собой самостоятельные пьесы, написанные на материале русской истории и посвященные судьбам выдающихся деятелей, романтиков и мыслителей середины XIX века.
Герои трилогии – революционер Александр Герцен, поэт Николай Огарёв, философ-идеалист Николай Станкевич, политический деятель Николай Сазонов, анархист Михаил Бакунин, литературный критик Виссарион Белинский, писатель Иван Тургенев и многие другие (всего порядка 70 персонажей) - придерживались разных политических взглядов и оказали заметное влияние на развитие российского общества. Главные действующие лица трилогии переживают крах политических иллюзий и глубокие личные драмы. Пока герои заняты судьбами России и мира, возникают романы, распадаются семьи, умирают друзья, вырастают дети…
Первая часть трилогии - «Voуage» («Путешествие») посвящена молодости главных героев и охватывает с 1833 по 1844 годы. История начинается в родовом поместье Бакуниных Прямухино. Домашний семейный уклад здешней жизни напоминает Чехова. Перед нами предстает почтенный глава семейства Александр Бакунин, его супруга Варвара, их уже взрослые дочери - Любовь, Варенька, Татьяна, Александра и сын, артиллерийский офицер, Михаил. Несмотря на добродушный деспотизм Александра Бакунина-отца, в семье царит демократическая атмосфера. Ее создают очаровательные дочери Бакуниных - блестяще образованные и остроумные. В Прямухино бывают товарищи Бакунина: Станкевич, Белинский, Тургенев. Они увлечены немецкой философией идеализма. Михаил Бакунин полон революционных идей. Он обрывает начавшуюся военную карьеру, ссорится с отцом, который не одобрял его увлечения философией идеализма, и уезжает из Прямухино. Когда действие перемещается в Москву, мы впервые встречаемся с двадцатидвухлетним Александром Герценом и его окружением: Сазонов, Огарев, Кетчер, Чаадаев, Полевой. Их волнуют вопросы социальные и политические. Молодежь ведет жаркие споры о философии, политике и литературе.
Борьба идей российской интеллигенции 40-х годов девятнадцатого века оживает в пьесе в спорах единомышленников между собой и со своими противниками и приобретает напряжение и азарт интеллектуальной схватки.
Драма идей в пьесе Стоппарда тесно переплетена с личной жизнью героев и любовными коллизиями. Станкевич влюблён в Любу, она отвечает ему взаимностью, но брак, семья, дети – реальность – пугают Николая Станкевича, он уезжает за границу. В ожидании своего жениха умирает от чахотки Любовь, а в Италии умирает Николай Станкевич. Татьяна влюблена в Белинского. Белинский влюблен в Александру. Роман Тургенева и Татьяны заканчивается печально. Как и все прямухинские романы, как и сама жизнь в Прямухино. В конце пьесы старый, полуслепой Александр Бакунин силится увидеть, но не видит заходящее солнце.
Действие второй части - «Shipwreck» («Выброшенные на берег») охватывает период с марта 1846-го по осень 1852 года. Герцен получает разрешение на выезд из России во Францию для лечения глухого сына. В парижской квартире Герцена собираются Белинский, Бакунин, Тургенев, Сазонов и другие. Разговоры о немецкой философии уходят в область острых и резких размышлений о судьбах общества и России. Друзья уговаривают Белинского не возвращаться в Россию, где его ждут цензура и преследования. Белинский отказывается, объясняя свое решение тем, что в России всё написанное им имеет огромное значение, в России его слова ждут, а здесь оно пропадет в шуме и трескотне наемных писак.
Михаил Бакунин, Иван Тургенев, Александр Герцен становятся очевидцами Французской революции 1848 года. «Это самое счастливое время моей жизни», - говорит Бакунин. Но республика не оправдала надежд, связанных с поиском свободы и справедливости. Победила буржуазия. «Франция – спящая невеста революции… Все, чего она хотела, – это стать содержанкой буржуа» - этими словами определит Герцен свое отношение к стране, в которую столько лет стремился. Политические иллюзии Герцена потерпели крах. Тургенев не разделяет разочарований Герцена. В крайностях революции он видит угрозу европейской цивилизации.
В то же время разыгрывается семейная драма Герцена. Жена Герцена, Натали, влюблена в поэта и революционера Георга Гервега и становится его любовницей. Едва разрешилась эта кризисная ситуация, другая беда настигает Герцена – в кораблекрушении погибают сын Коля и мать. Не в силах вынести этой потери, Натали умирает. Герцен уезжает в Англию.
Действие третьей, финальной части - «Salvage» («Спасение»), происходит в Европе с февраля 1853-го до августа 1868 года. Герцен после пережитых трагедий живет с тремя детьми в Лондоне, где собираются политические беженцы. Герцен находится в центре пестрого общества европейских революционеров разных национальностей и политических мастей. Их нежелание осознать ошибки, принять поражение Герцен считает тщеславием и трусостью. Вместе с единомышленниками он начинает развивать за границей свободную прессу – «разбудить интеллигенцию, образовывать молодежь» становится смыслом его жизни.
В Лондон приезжает Огарёв с женой Наташей. Друзья издают журнал «Колокол», который имел огромное влияние в период борьбы за отмену крепостного права.
В России приходит к власти Александр II, грядут большие перемены, и в лондонском доме Герцена тоже наблюдаются существенные изменения и кипят страсти. Роман Наташи Огарёвой и Александра Герцена становится драмой трёх близких людей. Огарёв спивается, Наташа чувствует себя виноватой – слёзы, истерика, а между тем подрастает дочь Герцена и Наташи – Лиза.
Из Сибирской ссылки бежит Михаил Бакунин. Окольными путями пробирается в Лондон. Постаревший, но по-прежнему исполненный революционного пафоса, анархист Бакунин – за разрушение государств. Но мировоззрение Герцена изменилось, он против революций - он за реформы. Взгляды Герцена и Бакунина расходятся, так же, как разошлись взгляды Герцена и новых радикалов. Приехавший в Лондон Чернышевский заявил, что призыв к реформам – заблуждение и отступничество, единственно верный путь – это топор.
«Раскрывать людям глаза, а не выкалывать их. Наше значение не в том чтобы преодолеть несовершенство данной нам реальности. Наше значение в том, как мы живём в своём времени. Другого нам не дано», - говорит Герцен в финале пьесы.
Пресса о спектакле