Король рок-н-ролла Элвис Пресли (полное имя Аарон Элвис Пресли) родился 8 января 1935 года в Тупело, штат Миссисипи, умер 1б августа 1977 года в Мемфисе, США.
Элвис Пресли был той искрой, от которой вспыхнуло пламя рок-н-ролла в 50 - е годы. Это была крупнейшая и наиболее влиятельная фигура в мире популярной музыки тех лет: Элвис Пресли и The Beatles оказали наибольшее влияние на молодежную - и не только, молодежную - культуру ХХ века. Можно с полной уверенностью утверждать, что любой певец, который подходил к микрофону после 1956 года, делал это под влиянием Элвиса Пресли, каким бы ни было это влияние, непосредственным или косвенным. Помимо того, что Пресли первым произвел "скрещивание" таких, казалось бы, разных музыкальных стилей, как госпелз, блюз, рок-н-ролл и кантри, он также был первым, кто сделал акцент на видеоряде своих шоу и первым из музыкантов создал то, что сейчас именуется имиджем. Имидж Элвиса Пресли - бунтарь и секс-символ.
Элвис Пресли родился в 1935 году (при рождении умер его брат-близнец), и семью будущего Короля рок-н-ролла можно назвать не просто бедной, а нищей. Когда Элвису исполнилось 13 лет, родители отправились в поисках работы в Мемфис - здесь Элвис учился, но в 1953 году бросил школу и поступил на работу в электрическую компанию шофером. Пресли очень любил ходить на концерты местных черных и белых исполнителей, сам вместе с родителями пел в церковном хоре госпелз. Будучи по природе своей крайне застенчивым, Элвис, возможно, никогда не добился бы такого феноменального успеха, если бы не улыбка Фортуны: в июле 1953 года он пришел в студию Sun и за 4 доллара записал гибкую пластинку, предназначавшуюся в подарок на день рождения его матери Глэдис. Необычность голоса никому не ведомого певца, его магию и чувственность отметил Сэм Филлипс, владелец Sun и известный открыватель блюзовых талантов. В январе 1954 года Пресли вновь пришел в студию, чтобы записать еще одну четырехдолларовую пластинку, и Филлипс предложил певцу попробовать поработать "на коммерческой основе", однако при условии, что для этого будет иметься подходящий материал.
"Подходящий материал" появился в апреле 1954 года, и, верный своему слову, Филлипс позвонил Пресли и пригласил в студию, однако первая пробная запись оказалась кошмарной. Тем не менее Филлипс чувствовал потенциал начинающего певца и организовал Пресли репетиции с двумя музыкантами местной группы The Starlite Wranglers - гитаристом Скотти Муром и контрабас- гитаристом Биллом Блэком. В начале июня трио появилось в студии Филлипса и после непродолжительной "раскачки" разразилось фантастической импровизацией известного блюзмена Артура Крадапа "That' s All Right Mama", после которой на одном дыхании исполнило очень оригинальную версию классической композиции в стиле блюграсс "Blue Moon Of Kentucky", принадлежащую перу Билла Мойра. Это было то самое пламя, искру которого почувствовал проницательный Филлипс. Две песни был отпечатаны синглом, и через несколько дней после записи диск-жокей мемфисской радиостанции WHBQ Дьюи Филлипе запустил "It' s AII Right Mama" в эфир. Реакция слушателей оказалась столь бурной, что диск-жокей в тот же вечер еще дважды "прогнал" песню и пригласил Пресли (который в ужасе прятался в туалете) на интервью.
К концу июля было продано 5 000 экземпляров сингла, но заказы на него продолжали поступать - главным образом, от жителей Мемфиса. Элвис Пресли подписал контракт с Sun, а Мур и Блэк ушли из The Starlite Wranglers, чтобы помогать Элвису на концертах. До конца года они объездили несколько южных штатов - в этот период Пресли впервые исполнил свое знаменитое "вращение" бедрами, приводившее подростковую аудиторию в восторг. Правда, "выездное" радио-шоу в одном из театров Нэшвилла провалилось: публика никак не реагировала на песни Элвиса, однако в Луизиане певец стал гвоздем сезона. Растущая популярность Элвиса Пресли в южных штатах настораживала признанных исполнителей, увидевших в молодом певце потенциального конкурента. Заметил Пресли и известный антрепренер-менеджер полковник Том Паркер. Четвертый и пятый синглы Элвиса "Baby Let' s Play House" и "! Forgot To Remember То Forget" вошли в Тор 10 журнала "Billboard" (в категории кантри), и о Пресли заговорила вся Америка.
Осенью 1955 года крупные фирмы грамзаписи насторожились: полковник Паркер недвусмысленно намекал, что есть возможность перекупить контракт Элвиса у Sun. Сэм Филлипс отклонил предложение фирм Decca и Dot Records, выражавшиеся суммами 5 000 и 7 500 долларов, соответственно, однако к ноябрю уже был не в силах противостоять организованному Паркером массированному давлению RCA Records и Aberbach Music Publishing, которые были готовы платить 35000 долларов. Понимая, что теряет прекрасного певца, Филлипс, тем не менее, продал его контракт в надежде, что полученные на сделке деньги помогут расширить и модернизировать Sun.
В 1956 году из популярного певца "местного значения" Элвис Пресли стал звездой международной величины. В январе был записан его первый сингл на RCA Records "Heartbreak Hotel", Элвис стал завсегдатаем всевозможных телешоу - с огромным успехом прошло его выступление на транслировавшемся на всю Америку шоу Томми и Джимми Дарен, об этом событии написали практически все ведущие издания США, выставив телепрограмме высшие баллы.
Слава Пресли перешагнула Атлантику: в Великобритании "Heartbreak Hotel" взлетел на второе место национального хит-парада.
Телевидение Америки мечтало заполучить Элвиса Пресли - после ycпеха в шоу Томми и Джимми Дарен он выступил в программах Эда Салливена, Милтона Берла и Стива Аллена. Взрослая аудитория раскритиковала Элвиса за его "отвратительное вихляние бедрами", однако подростки молились на Пресли. Дебютный альбом певца "Elvis Presley" по сей день является самым коммерчески успешным произведением фирмы RCA Records: еще до выхода пластинки на нее поступило 362 тысячи заявок; диск также попал на первое место хит-парада США, где оставался 10 недель.
Вскоре за Элвиса ухватился и Голливуд: подписав контракт на съемку в трех фильмах (сумма контракта- 450 тысяч долларов) с продюсером фирмы Paramount Хэлом Уоллисом, Пресли практически сразу же оказался "в лапах" 20th Century Fox, где снялся в ленте "Братья Рено" (рабочее название). Когда в фильм ввели фонограмму с четырьмя его песнями, мастерски смонтировали ленту, переименовали в "Люби меня нежно", а на "вторые" главные роли пригласили Ричарда Игана и Дебру Пейджет, кинокартина получила ошеломляющий успех. Песню, по которой был назван фильм, - "Love Ме Tender" Элвис впервые исполнил в шоу Эда Салливена, когда записи ее еще не существовало, и RCA Records на скорую руку "нарезали" сингл (качество записи первого тиража просто кошмарное), чтобы удовлетворить 850 тысяч заявок, "Love Ме Tender" очень быстро сбросила с первого места хит-парада "Don' t Ве Cruel".
В 1957 году Пресли снялся еще в двух фильмах, ставших также кассовыми рекордсменами и еще больше закрепившими в общественном сознании имидж певца: в картине "Очаровашка" ("Loving Воу") Пресли играет деревенского паренька, который становится звездой эстрады, а в ленте "Тюремный рок" (" Jailhouse Rock") он - "крутой урка", после перевоспитания также превращающийся в поющего ангела. В обеих картинах много песен, лучшие из которых написали Джерри Либер и Майк Столлер, тандем талантливейших белых мелодистов, обычно специализировавшихся на ритм-энд-блюзе (однако именно они написали один из величайших рок-н-роллов Пресли "Hound Dog"). В 1957 году Элвис еще четыре раза взмывал на вершину хит-парада синглов: "Too Much", "All Shook Up" (это также был и его первый хит # 1 в Великобритании), "Teddy Bear" (из фильма "Loving You") и "Jailhouse Rock". Пресли завершил год Рождественским альбомом "Elvis's Christmas Album", также вышел с ним на первое место хит- парада Америки (в Великобритании диск был на 7-м месте) - некоторые консервативные радиостанции отказались проигрывать пластинку из-за явно негритянских стандартов музыки Пресли, что в канун Рождества было сочтено неприемлемым.
В конце 1957 года Элвиса ждала и другая новость: американская армия также нуждалась в его услугах, причем оказывать их он обязан был в течение двух лет. Кинокомпания Paramount сумела добиться отсрочки призыва, чтобы Элвис успел сняться в фильме "Кинг Креол" ("King Creole") - самая сильная драматическая роль Пресли, - однако в конце марта 1958 года рядовой Элвис Пресли принял присягу, получил личный номер 53310761 и покинул сцену.
Но отсутствие на эстраде никак не повлияло на его коммерческий успех: в январе 1958 года "Jailhouse Rock" сразу же вошла в английский хит-парад на первое место, став самым продаваемым хитом Пресли в этой стране - тираж сингла превысил 750 тысяч. Песни "Don' t" и "Hard Headed Woman" вышли на первое место американского хит-парада (в Великобритании обе были на 2-м месте), а тираж каждой превысил миллион.
В августе от гепатита скончалась мать Элвиса, Глэдис. Через месяц после ее смерти часть, где проходил службу Пресли, перебросили в Западную Германию, и еще не пришедший в себя от горя Элвис сумел добиться разрешения, чтобы отец и бабушка могли жить неподалеку от места дислокации его части.
В 1959 году были выпущены песни, которые Пресли записал до призыва в армию, три из них вновь стали миллионселлерами: "One Night" "Got Stung" (4-е место в США, 1 - е место в Великобритании), "А Fool Such As!"/"I Need Your Love Tonight" (2-е место в США, 1-е место в Великобритании) и "А Big Hunk О'Love" (1-е место в США, 4 - е место в Великобритании). Тем временем Элвис познакомился в Германии с юной американкой французского происхождения Присциллой Белье, с которой у него начался бурный роман.
Элвис Пресли демобилизовался в марте 1960 года, и сразу же все вернулось на круги своя: выступление в телешоу вместе с Фрэнком Синатрой, наскоро записанный сингл "Stuck On You" (скорость записи, однако, не повлияла на ее качество: сингл вновь стал #1 в США и поднялся на 2-е место в Великобритании), запуск в производство нового фильма. Однако в карьере певца обозначились явные перемены. Это стало видно уже по фильму "G.l. Blues" ("Солдатский блюз") - в нем также было много музыки и песен, однако он уже был рассчитан скорее на "семейный просмотр", чем на сугубо подростковую аудиторию. Тенденция к подобным сюжетам стала еще более заметной в двух других лентах - "Flaming Star" и "Wild In The Country" - это уже были немузыкальные фильмы, и больших сборов они не снискали. Положение постарались исправить с помощью развлекательных лент "Голубые Гавайи", "Иди за мечтой" и "Да здравствует Лас-Вегас!" (в последней вместе с Пресли снималась знаменитая тогда секс-дива Энн Маргарет), однако публике уже прискучили банальные сюжеты и мелодии фильмов с Пресли. Расчет полковника Паркера сделать из Пресли прежде всего ки- ноактера оказался неверным, и в результате к середине шестидесятых публика до некоторой степени утратила интерес и к Пресли-певцу.
В 60 - х изменился и тот материал, который Элвис Пресли записывал на пластинках. Он расширил свой репертуар, стремясь завоевать новые слои публики, и ему это удалось: версия неаполитанской баллады "О Sole Mio" - в интерпретации Элвиса Пресли она называлась "It' s Now Or Never" - покорила сердца даже тех, кто прежде отказывался относиться к Элвису Пресли всерьез. Песня возглавила хит-парады США и Великобритании и стала самым продаваемым синглом Пресли по обе стороны Атлантики. Она также ознаменовала победное наступление Элвиса Пресли на хит-парады Великобритании: с конца 1960 года, когда вышла эта песня, до конца 1962 года, когда вышла "Return То Sender", хит-парады Англии возглавляли девять песен Элвиса Пресли.
На "фронте" лонгплеев ситуация также складывалась удачно: саундтрэки "Солдатского блюза", "Голубых Гавайев", а также альбомы, состоящие из рок-песен и баллад, занимали высокие места, однако поначалу публика не оценила состоявший из госпелз альбом "His Hand In Mine", который потом стал одним из наиболее уважаемых альбомов певца.
Но с началом "Британского вторжения" популярность Пресли пошла на убыль: его вещи по-прежнему попадали в Тор 20 - все-таки многие из поклонников продолжали хранить ему верность, - но уже редко бывали в Тор 3. К тому же, занятый в основном съемками, Элвис Пресли почти перестал выступать с концертами - он дал только два благотворительных шоу в 1961 году - в Мемфисе и в Перл-Харборе.
К середине 60-х Элвис Пресли, казалось, совсем отошел от своих прежних музыкальных традиций. Единственным исключением был записанный в 1967 году второй альбом в стиле госпел "How Great Thou Art" - он принес Элвису Пресли долгожданную премию "Грэмми", но в категории религиозных записей. В том же году произошли перемены и на личном фронте: более семи лет Элвис Пресли ухаживал за Присциллой Белье, и вот, наконец, она дала согласие на брак. Перелом к лучшему наступил на следующий год: Элвис Пресли вместе с режиссером Стиви Байндером начал делать серию телепередач. Peжиcсер обратился к музыкальным корням Элвиса Пресли, и шоу получились энергичными, живыми, они вернули Элвису Пресли вкус к работе в студии и к концертной деятельности.
В 1969 году, впервые за несколько лет Элвис Пресли записывался в Meмфисе, а затем дал серию концертов в Лас-Вегасе. Альбом "From Elvis In Memphis" удостоился похвал критиков, а синглы с него "In The Ghetto", и "Don' t Cry Daddy" разошлись миллионными тиражами. Концерты также понравились как публике, так и критикам, а возвращение Элвиса Пресли на сцену стало темой документального фильма "Элвис: вот так это происходит". Фильм посмотрело огромное число зрителей и он до сих пор пользуется бешеной популярностью.
Этот успех привел к тому, что Элвис Пресли вновь начал записываться в студии, отказался возвращаться в Голливуд и снова принялся ездить с концертами по стране - залы всегда были набиты битком. Синглы "The Wonder Of You", "Burning Love", "Always On Му Mind", "Му Воу", "Promised Land", альбом "Elvis Country" поклонники расхватывали, как горячие пирожки, а новое техническое средство - спутниковое телевидение - на весь мир транслировало его концерт на Гавайских островах.
Однако личная жизнь Элвиса Пресли оставляла желать лучшего. Отношения с Присциллой, которая родила ему дочь (Лиза Мари, как известно, некоторое время была женой Майкла Джексона), становились все более сложными. В 1972 году они официально расстались, а через год состоялся развод. Это крушение на личном фронте оказало влияние на репертуар Элвиса Пресли: он все чаще и чаще обращался к грустным балладам в стиле кантри.
Обострились и связанные со здоровьем проблемы - большинство из них имели психологический характер. После развода перестал контролировать себя, располнел и постоянно отменял концерты из-за плохого самочувствия. К тому же он свято верил, что с помощью лекарств можно решить все проблемы, и неумеренно потреблял их - он пил таблетки, чтобы успокоиться, и запивал другими таблетками, чтобы взбодриться - это разрушало его и без того пошатнувшееся здоровье. Затащить его в студию становилось все труднее и труднее - если он и пытался записываться, то только в Мемфисе, в студии, оборудованной в его шикарном поместье Грейсленд. Руководство RCA пыталось решить проблему, выпуская в виде синглов переиздания песен, входивших в старые альбомы.
16 августа 1976 года Элвис Пресли скончался от сердечной недостаточности - врачи установили, что сердце его было расшатано лекарственными препаратами, зачастую противоречащими друг другу по своему предназначению. Несколько тысяч поклонников собрались у ворот его особняка, тогдашний президент США Джимми Картер прислал личное соболезнование, а фирма грамзаписи RCA срочно выпустила практически полный каталог его записей. Элвис Пресли похоронен в саду Грейсленда, рядом с могилами его матери и отца, и до сих пор поток паломников к его могиле не иссякает - как не иссякают слухи о том, что Элвис Пресли жив и время от времени показывается на публике.
Другая Версия биографии
Детство, отрочество, юность
Он появился на свет 8 января 1935 года в маленьком городке Тьюпело южного штата Миссисипи. Верной, отец Элвиса, не мог устроиться на работу даже водителем грузовика по причине лихой натуры и склонности к запоям, а когда Элвису было три года, папаша-неудачник угодил в тюрьму. За крошечную квартирку было нечем платить, они с матерью бродяжничали и побирались. Мать будущего рок-идола, Глэдис Лав, честолюбивая и упрямая, с сильной кровью - в ней смешались сразу индейцы, ирландцы и евреи, - какое-то время держалась, но великая депрессия 30-х добила и ее. Мечты все чаще оседали на бутылочное дно.
Гитару Элвис получил в день своего десятилетия of родного дяди. Мальчик очень быстро научился воспроизводить любые хиты, которые слышал по радио.
Однако, окончив школу, он не нашел ничего лучшего, чем работать шофером всего за 45 долларов в неделю. И если бы не случай, неизвестно, где бы его настигла Судьба и как скоро.
Первые шаги к славе
18-летний Элвис захотел подарить матери ко дню рождения собственную пластинку - это было модно и вполне доступно. Две незатейливые песенки обошлись ему всего в четыре доллара. На этом бы все и закончилось. Но хозяин маленькой студии уловил: в парне что-то есть. Он показал запись владельцу профессиональной студии "Sun records" Сэму Фил-липсу. Филлипс имел коммерческий нюх и чутье на таланты. Он и занялся "обработкой щенка под капитана".
Первая песенка называлась: "Все в порядке, мама!". Или "Мое счастье" - по другим источникам. Оба названия снайперские. И там, и там пружина "ол райт" по-американски лучезарна. "Ол райт, мама!", видимо, выбрал именно Сэм Филлипс, решив попробовать новичка в блюзе. Блюзменов белая публика не очень-то жаловала: на Юге еще господствовал расизм. Поэтому для подстраховки Филлипс записал еще беспроигрышный "белый" хит в исполнении Пресли: "Голубая луна Кентукки".
Реакция местного радио была забавной. "Что за "кантри-бой" ступил на нашу территорию?" - спросили на сугубо негритянском канале. Станция "Кантри", напротив, посоветовала "этому черномазому": не стоит трогать их "Голубую луну". Но так или иначе "Ол райт" прорвалась в эфир и не затерялась. Несколько радиошоу попытались использовать Пресли, но по причине тех же самых "негритянских" обертонов отвергли, пока шоу "Louisiana Hayride" не заключила с ним годовой контракт. Это было уже круто, но лишь по меркам южных штатов, которые в те времена Элвис исколесил с концертами вдоль и поперек.
Успех пьянил, но у Пресли хватило ума и упрямства, чтобы взглянуть дальше. И в 55-м, через год после первого выхода на мемфисскую сцену, появился новый посредник судьбы - полковник Том Паркер. За несколько месяцев Элвис взлетел до суперзвезды национального масштаба. Полковник продавал, по его собственным словам, "превосходный продукт". Правда, фирмы не знали, какой суммой стоит рисковать. В конце концов, Паркер уговорил президента компании RCA выкупить у Филлипса контракт за $40 000. Деньги для середины пятидесятых просто чумовые.
Таланты и поклонницы
Еще никто не вызывал столь буйных девичьих восторгов, как Элвис, а это первый индикатор успеха. Респектабельный Синатра тоже был кумиром, от него падали в обморок, а от Элвиса визжали, зверели, высвобождая все задавленные инстинкты. Концерты Пресли превращались в беснования и погромы - таких страстей в Америке еще не было. Впервые Элвис узнал, что это такое, во Флориде. Несколько девиц в экстазе вскочили на сцену и в клочья разодрали пиджак, пока Элвис спасал гитару, две самые отчаянные фанатки ползали у него в ногах, цепляясь за ботинки, - один таки удалось стянуть. Еще одна девушка зубами захватила правую штанину - и материя треснула. С тех пор Элвис выступал только в джинсах.
В начале 56-го за Пресли закрепилась первая строчка в американском хит-параде с песней "Отель разбитых сердец". К тому времени его собственное сердце было разбито.
Первая любовь училась с ним в одном классе. Звали ее Дик-си Локи. Девушка держалась подчеркнуто независимо, и бедному "доходяге" присниться не могло, что на него обратят внимание. Это не помешало Элвису вызвать Дикси запиской на свидание в сквер и признаться ей в любви. Дикси выслушала его излияния, краснея, потому что сама, оказывается, давно мечтала дружить с Элвисом. Взаимность или то, что казалось взаимностью, окрылила - он решил спешно жениться.
Дикси не разделяла спешки. Для замужества она предпочитала кого-нибудь посолидней. Удар потряс 18-летнего Пресли
Обожание поклонниц наркотически глушило сигналы ноющей души. Удивительно, что мужская часть зрителей Элвиса к такому обожанию не ревновала, как бы заранее отдав первенство. По силе влияния на общественные страсти Америки середины 50-х Элвис сравним разве что с Кларком Гейблом из довоенного фильма "Унесенные ветром". Немудрено, что очень скоро он оказался в Голливуде. Первый фильм Элвиса вышел в 1956 году и назывался "Люби меня нежно". Герой-любовник - другого амплуа от идола было бы странно ожидать -сражался в Гражданской войне Севера и Юга на стороне южан и погибал к финалу.
Талант был явный. Продюсеры почуяли запах денег, и за полтора года Элвис еще трижды собирал полные залы в прокате мелодрам "Любить тебя", "Тюремный рок" и "Король Креол". Всего же за 15 лет (с 56-го по 69-й) он снялся в 33 лентах, и все они имели кассовый успех.
Паркер, получавший 50% всех гонораров своего подопечного, стал требовать не меньше миллиона за фильм. Из-за этого "накрылась" роль в "Вестсайдской истории". Барбра Стрей-занд хотела видеть его партнером в ленте "Звезда родилась" -и опять не договорились.
Солдат Пресли
Трудно вообразить, но и в благополучных Штатах существовала такая беспощадная повинность, как "осенний призыв" (у американцев - летний). Узнав, что ему прислана повестка, певец - он жил тогда в дорогом "люксе" одного из отелей Беверли-Хиллз - выбросил на улицу несколько шикарных ваз и подсвечников. Паркер привел его в чувство. Главный довод - двухлетняя разлука лишь подогреет к нему интерес, а возвращение можно подать как национальный праздник.
И вот, сопровождаемый эскортом фотовспышек, Пресли отбывает в местечко Форт-Худ. У него уже накоплено свыше 53 миллионов, но 80 долларов в месяц тоже нормально. Он еще не забыл о "баранке" и хорошо чувствует себя в джипе, драит ботинки на ночь, как все, берет "на караул". С одной лишь привилегией нет никакого сладу - 15 тысяч писем в неделю. У поклонниц своя служба. Их на контракт не переведешь.
Вскоре отец и мать переезжают к нему поближе. Затем у матери стало плохо с печенью, и она вернулась в Мемфис. Диагноз -гепатит. Надежды нет. 14 августа 1958 г. она умерла. Пресли будет винить себя, что не облегчил своим присутствием ее последние минуты. Угрызения не бессмысленны - не так уж строг был режим у солдата. Еще вольнее Пресли служится в Германии, куда его перебросили в сентябре. Каждую неделю вылазка в Париж, а если очень надо, то и самолетом в Мемфис.
В одну из таких вылазок на армейской же вечеринке в родном городе он загляделся на 14-летнюю Присциллу Буалье, дочь капитана ВВС. Блондинка смутилась, для Пресли это столь непривычно, что он еще больше смутился сам. Кто она? Уж не Глэдис ли в новом обличье сошла на землю? Назавтра Элвис при полном параде позвонит в дверь двухэтажного дома Буалье. Он сватается почти как князь Андрей из "Войны и мира", только вот ждать придется не год и не два, а минимум семь лет. Так армия окончательно излечила Пресли от первой любви, подарив семейные надежды. Они оправдаются. Целых пять лет Элвис и Присцилла будут вместе - невероятно много для его ритма жизни. Потом Буалье, забрав их маленькую дочь Лиз-Мари, уйдет, не выдержав ни ритма, ни привычек мужа.
На гражданке
Полковник Паркер оказался более чем прав. На волне своего "дембеля" Пресли выпускает первый диск в 60-м, который так и будет назван: "Элвис вернулся". И форма, в которой он снят для конверта, очень к лицу рок-идолу. А еще ему к лицу $76 миллионов - на такую сумму разошлись диски всего за год.
Kазалось, впереди прямой и безмятежный путь. Но в 62-м после очередного концерта в Мемфисе певец пропал, его ищут, для бульварной прессы это новая жгучая тема, но не отстают и большие газеты. А Элвис в это время усиленно читает Библию в своем грейслендском особняке и время от времени постреливает из пистолетов по дорогим безделушкам. Скука и апатия, наркотики, много виски - все это было и у матери перед смертью. О свидании с ней Элвис задумывается все болезненней, затем и Библия нужна, но она ясного ответа не дает. Элвис живет от запоя к запою. Только в мае 67-го в мир наконец-то просочилось: Элвис обвенчался с Присциллой. Черной меланхолии конец. Он опять возвращается!
Свое второе пришествие Пресли начал с песни "Если я могу мечтать". Нет, он не только мечтает. В 1971-м он опять в десятке самых выдающихся личностей США. Шоссе по направлению к его Грейсленд-вилле переименовывают в "Бульвар Элвиса". Его знаменитый белый жилет по-прежнему усыпан бриллиантами, на золоченой накидке позванивают монеты в $1. Все бы ол райт, но прыжки по сцене приводят поклонниц в ужас - Боже, как он погрузнел!
Как раз к началу 70-х Элвис выходит на пик одного из своих главных увлечений - каратэ. Пресли "заболел" восточными единоборствами еще в 58-м на показательных выступлениях мастеров джиу-джитсу в Форт-Худ. В Германии начались его личные тренировки - стиль "сетокаи". После возвращения в Мемфис он перешел на американское каратэ "кэнпо" под руководством Эда Паркера.
Пресли был одним из примерно 100-150 тогдашних американцев - обладателей черного пояса. Он вызвался обучать своих телохранителей, братьев Уэст, которые впоследствии открыли школу, куда заглядывал Чак Норрис. Для пропаганды каратэ Пресли сделал не меньше, чем для рок-н-ролла. Он расчистил пространство для Брюса Ли, снабжая каратэ бешеной и совершенно бесплатной рекламой.
Падение
Элвис проникся каратэ настолько, что считал свои сценические успехи результатом его философии. Но каратэ не спасло Пресли ни от наследственной тяги к алкоголю, ни от депрессий, ни от обжорства. Страсть к еде и страсть к наркотикам овладели им в который раз. Он бросался от горы деликатесов к голоданию - вес подскакивал и опускался столь же бесконтрольно и нелогично. Появилась мания преследования: выходя на сцену, он обязательно натягивал под роскошный белый жилет другой жилет, пуленепробиваемый. В середине 70-х уже нельзя было скрыть, что Пресли серьезно болен.
21 марта 1977 года, прервав свою гастрольную поездку, Элвис лег на обследование в баптистский госпиталь. Слухи о том, что у него рак, инфаркт или просто период отвыкания от лекарств по уменьшению веса, были уже неактуальны. Ближе всего к истине оказался слух об операции по борьбе с лишним весом. Но операция уже не могла повлиять на самое страшное.
16 августа 1977 г. Пресли был обнаружен гастрольным менеджером на полу в ванной, которая служила еще и гардеробной. Позднее некая Джинджер Альден - Элвис планировал на ней жениться - сообщила, что первой Пресли обнаружила она. Бригада врачей 25 минут пыталась вернуть 125-килограммовое тело к жизни. В остывшей крови было найдено 14 видов различных наркотиков. Повсюду валялись пузырьки с лекарствами. Запрещенных препаратов не нашли, хватило и "медикаментозных". Выяснилось, что за последние 2 года Пресли получил от своего врача 19 тысяч различных нарко-доз. Один из биографов Элвиса утверждал, что "Пресли просто перебрал транквилизаторов по неосторожности". Но через 9 лет, в 1990-м, тот же биограф пришел к версии о самоубийстве.
Последний день
Биографы восстановили последний день звезды в мельчайших подробностях. Центральный момент - это когда телохранитель, вернувшийся из аптеки с таблетками дилауди-ла (в два с половиной раза превосходящего активностью героин), застал Элвиса за чтением рукописи своих бывших телохранителей. Пресли сильно волновался. "Как примут эту грязь мои поклонники? А Лайза (Лиз-Мари)? И она поверит?!" Затем его начало трясти. Цепляясь за телохранителя, Элвис опустился на колени и стал молиться.
Затем телохранитель трижды передавал желтые конверты с "лекарствами" - в каждом находилось 11 пилюль и три пластмассовых шприца с наркотиками. Элвис их не вскрывал. Так прошла ночь, а около 9.30 утра Джинджер проснулась оттого, что Пресли еще раз взял рукопись и прошлепал в ванную, где у него имелось удобное кресло для чтения.
Когда в 14.30 в ванной нашли тело, конверты валялись пустыми. Скорее всего Пресли махнул всю несусветную дозу в один присест, добавив, для верности, еще и кодеин. Организма, способного выдержать такую "атаку", не существует, и Пресли это знал. Сокрытие улик самоубийства началось сразу. Врачи же заявили, что Элвис умер от "сердечной аритмии".
Укрыватели тайны, по причине грубого своего материализма, не догадываются, как они бывают правдивы и точны. Умереть Элвис и впрямь мог только от сердечной аритмии. Сердце и голос - все, чем он располагал. И располагал в невероятных "дозах".
Но был ли Элвис, если он просто-напросто голос?
70 лет со дня рождения Элвиса Пресли
08 января 2005 года Элвису Пресли исполнилось бы 70 лет.
К сожалению, Элвис не дожил до сей внушительной даты, и как знать, возможно он бы и в 70 продолжал петь, ведь музыка, его песни, были самыми главными для него.
Воспитываясь на кантри музыке и музыке темнокожих блюзменов, а также впитывая с ранних лет госпел музыку, он просто влюбился в нее. Музыка стала для него одной из главных составляющих его жизни.
Получив от родителей в подарок свою первую гитару, он учился на ней играть, слушая музыку и постигая азы. Конечно у Элвиса были родственники и друзья, обучавшие его той же игре на гитаре, но он никогда не заканчивал никаких профессиональных заведений с этим уклоном. Он просто слушал и впитывал в себя, а затем в какой-то момент накопленный им опыт реализовался через открытый им новый музыкальный стиль. Элвис действительно был и остается непохожим на других певцов, у него свой уникальный стиль, не говоря уже о голосе и удивительной способности управлять им. Посредством своего голоса и его оттенков он не просто поет песню, он передает все те эмоции, делая звучание песни живым. Как бы не хотелось обижать других артистов, но и по сей день Элвис Пресли остается непревзойденным певцом в разных стилях, непревзойденным артистом, способным проставить акценты в своих песнях, передать эмоции и тем самым зацепить "за живое". Одним словом, песни Элвиса Пресли - это песни для ДУШИ.
Так сложилось, что в России Элвис плохо известен, а именно, и только по этой причине, непопулярен у нас. В отличие от раскрученных Битлз, творчество Элвиса у нас плохо знают, а если и знают, то в большинстве своем эти знания ограничиваются 5-6 песнями из раннего репертуара Пресли. Что у нас крутят (изредка) из песен Элвиса на радиостанциях? Эти песни можно перечислить по пальцам: Love me tender, All shook up, That's all right, mama, Jailhouse rock, Hound dog
Многие даже не представляют сколько замечательных песен он спел в 60-е и 70-е годы. Сколько красивых госпел песен и песен на рождественскую тематику было им записано. Насколько его позднее творчество близко и понятно современному слушателю. Так сложилось, что большинство участников нашего клуба ориентированы на современную музыку и предпочитают всем заклятую попсу, то есть не являются любителями рок музыки в ее современном виде или в том виде, что она представляла собой в 50-е годы, однако в позднем Элвисе они нашли некую отдушину, того, чего не смогли им дать эти популярные ныне артисты. Со всей уверенностью, мы можем заявить, что песни Элвиса Пресли, в особенности из его репертуара 70-х годов были бы у нас востребованы не меньше, чем песни всех этих российских и зарубежных современных певцов и певиц, если бы Элвису Пресли дали бы такую возможность, как быть узнанным в нашей стране - России.
(с) wwwelviscafe.spb.ru