ХОРОШИЙ ФОРУМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ХОРОШИЙ ФОРУМ » Архив форума » Миф об Артании


Миф об Артании

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Арабские и персидские источники VIII–X вв. сообщают, что у тогдашних русов было три центра расселения или, возможно, государственности — Куяба, Славия и Артания. Относительно первых двух академические историки сходятся во мнении: Куяба это Киев, а Славия — скорее всего Словенск, предшественник Великого Новгорода. Что касается Артании, споры о ее локализации ведутся уже 200 лет. Артанию искали в предгорьях Карпат, на о. Рюген, на Дону, в Мордвинской Эрзе, в Пермском крае, в междуречьи Оки и Волги, и даже в Сибири! Под конец религиовед и культуролог В.Я. Петрухин высказал гипотезу о мифологичности объекта, о проекции тернерного мифа на дескриптивную средневековую историографию (Петрухин В.Я. «Три “центра” Руси. Фольклорные истоки и историческия традиция». В сборнике «Художественный язык средневековья»).
   
Артания — миф, «извлекаемый» из имени. Фонетическую основу здесь представляет индо-европейский корень *rt — *tr, выражающий идею старшинства, центра, откуда исходит свет, полюса, и в то же время вращения вокруг этого полюса (что олицетворяется коловратом, свастикой). Подробно рассматривали этот корень в его модификациях Герман Вирт и Николай Марр. У последнего, в «Этапах яфетической теории», четыре протокорня представлены как сар (модификация *tr), бен, ёл, рош (модификация *rt). Таким образом, архетипически имя Артания может быть прочитано как Срединная земля, Световая земля. Подобное прочтение, впрочем, не мешает искать в Зенд-Авесте, где Арта — отвлеченное понятие, — а возможно, и божество, — Правда, Правь. Для скандинавских языков Артания — паронимический аттрактант Гардарики, Страны Городов. Можно обратиться к финно-угорским диалектам, как А.М. Карасик («К вопросу о третьем центре Древней Руси»), производящий Артания от tanya — место, логово, родина и ör — защищенный, огражденный или ört — крепость, сторож. Таким образом, по Карасику, Артания — «страна на запоре», страна, «куда никого не пускают». Бросается в глаза сходство имени Артания с греческими топонимами Аркадия и Арктика, то есть Страна медведя, Медведия (о полярной символике этого зверя писал Рене Генон в своих «Символах священной науки»). Историк А.Н. Карсанов, ссылаясь на лингвиста В.И. Абаева, делает вывод: «в основе интересующего нас названия третьей группы русов лежит иранское слово: arša (скифо-сарм.), areša (авест.), ars (осет.) — ‘медведь’, Αρσυηται — “медвежатники” или “почитающие медведя”» («К вопросу о трех группах русов»). Все эти значения не противоречат друг другу, все они части единого логосно-именного мифа.
    Источником разномнений о Артании послужили крайне скупые и сбивчивые сообщения хорасанских географов. Прежде всего сообщение Аль-Балхи («Книга видов земли»). А также сообщения Масуди, Истахри, Идриси, Ибн-Даста и т.д., где либо напрямую говорится про Артанию, либо вообще про русов, но то же самое, что про русов-арса.
О чем идет здесь речь? Русы-арса — третий «разряд» русов. Живут они на острове три дня пути в ширину и в длину (следовательно, остров круглый?). Красят бороды в черный, желтый и красный цвета. Никого в свою страну не пускают. А тех, кто проникает к ним — убивают. Русы спускаются вниз по Волге на кораблях, торгуют, но никому ничего не сообщают ни о себе, ни о своих товарах. Называют себя христианами, при этом над царем у них стоят знахари (волхвы?), приносящие человеческие жертвы.
   
Академическая наука уже давно отошла от жесткой необходимости искать остров русов где-нибудь в Черном, Каспийском, Азовском или Балтийском морях, прийдя к заключению, что речь могла идти о речном острове, то есть междуречье. Часть исследователей настаивала на локализации Артании в междуречье Оки и Волги (Золотое Кольцо России) и нам удалось найти прямое подтверждение этой гипотезы, когда мы волею судеб ознакомились с легендой, имеющей хождение в мещерском крае. Согласно легенде, некогда эти края именовались Артанией, а правили ею три брата, три царя-волхва: Касым, Кадм и Ермус. Все три имени объясняют местную топонимику: Касимов, Кадом и Ермишь (есть также урочище Ермус — между Вековкой и Гусем-Хрустальным).
    Однако с сакрально-фонетической точки зрения эти имена следует рассматривать как совпадающие по значению с именем покровителя священных наук — Гермеса. В древне-русских источниках, равно как и в иконографии, мы встречаемся с написанием Ермий, Ермес, Еруми. Кадм также один из любимых героев мифо-герметических повествований. Эжен Канселье, ученик загадочного адепта Фулканелли, в своей работе «Золотое Руно» (входит в сборник «Алхимия») раскрывает алхимическое значение этого образа. Собственно, Кадм и его жена Гармония в конце жизни превратились в двух змей на гермесовом кадуцее (слово происходит от Кадм). Что касается Касыма, то это, безусловно, мифологическая экспликация истории, отсылающая нас к сюжету об основании города Касимова (прежде именовавшегося Городец Мещерский) казанским царевичем Касимом, бежавшим со своим братом на Русь от зверств третьего брата. Древний герметический миф наложился на историческую легенду и произошло их взаимопроникновение.
Что до царей-волхвов, то на Руси они были почитаемы издревле. В частности, хорошо известна западно-русская, пропитанная духом карпатской мифологии, «Повесть о трех королях-волхвах», дошедшая до нас в списке XV века. И судя по всему, повесть не является буквальным переводом легенды о трех святых царях, записанной Иоанном Хильдесхаймским.
    В связи со сказанным стоило бы отметить, что Масуди пишет о трех горах в славянских землях, где цари или мудрецы построили священные сооружения. Одна из гор названа Черной, на ней находится идол Сатурна, разгребающего кости мертвецов из могил, а также изображения черных воронов и негроидов. На другой — здание с преобладанием желтого и красного цветов, а также золота. О цвете здания, находящегося на «одной из высоких гор в мире» не сказано ничего, но подчеркивается, что это древняя обсерватория. У лужицких сербов три горы называются — гора ?orny bóh, гора Prašica, гора Biely bóh. А.П. Ковалевский показал, что сообщение Масуди о домах славян восходит к труду арабского астролога IX в. Абу Машара, то есть обнаружил алхимический символизм сообщения Масуди, символизм, разобранный более подробно в нашей книге «Священная Артания».
    Кто были насельники этих трех «философских обителей»? Уж не наши ли цари-волхвы? По меньшей мере, здесь следовало бы говорить о символическом соответствии.
    Но задуемся о том, что такое вообще царь-волхв. Разве можно одновременно принадлежать к двум «сословиям»? Есть иерархия, порядок. Кшатрий не может быть выше брахмана. Если он кшатрий, то он уже не брахман. А если он брахман, то никак не кшатрий. Однако в Бхагавата-пуране говорится о том, что все люди во времена Золотого века принадлежали к варне хамса (букв.: гусь), и были одинаково способны для любого дела. Впоследствии эти цари-жрецы селились в центре города и владычествовали над остальными варнами. Во времена Железного века хамса постепенно полностью перешли на духовный план. Никаких упоминаний о хамса как о варне мы больше нигде не найдем. Непонимание этого вопроса или незнакомство с настоящим текстом (хотя в это трудно поверить) как раз в свое время и послужило предметом спора между Геноном и Эволой.
 
  Если же мы отождествим Артанию арабских сказаний и русских легенд с междуречьем Оки и Волги, то выяснится, что перед нами пусть и неправильной формы, однако все-таки круг. И в самом низу этого круга, где как раз и распространена легенда о трех царях-волхвах, находится город Касимов (на Оке), а неподалеку — Гусь-Железный (на реке Гусь). Выше по течению реки находится Гусь-Парахино, а еще выше — Гусь-Хрустальный. Все это до чрезвычайности любопытно, особенно учитывая то, что река имеет форму руны madr или man, напоминающей гусиную лапку.
    Дело в том, что в герметике гусь или гусыня — обозначение Философского Камня на его различных стадиях. Стало быть, путь от Гуся-Железного до Гуся-Хрустального может быть прочитан как рецепт трансмутации черного вещества через черную золу в твердое тело.
    Гусь-Железный и Гусь-Хрустальный — названия крайне поздние. Сами же эти города возникли во второй половине XVIII в. Постройку гусевского хрустального завода начинали купцы Мальцовы. А в низовьях Гуся обосновались железные заводчики Баташовы. Андрей Родионович Баташов, масон и рудознатец, велел вырыть под усадьбой подземелья, где проводил какие-то зловещие эксперименты. Впоследствии подземелья были им затоплены. От времен Баташова сохранилась колокольня в селе Погост с герметическими скульптурами. И еще несколько архитектурно-ландшафтных деталей такого же свойства. Деталей, заставляющих вспомнить о безумном аббате Беранже Соньере, превратившем окрестности пиреннейского городка Ренн-ле-Шато в своего рода инициатическую карту.
    В целом, топонимика, архитектурные памятники и легенды междуречья Оки и Волги — Золотого Кольца России — наводят на мысль о том, что перед нами своего рода «книга», написанная логосами. А пергаментом послужили ландшафты, судьбы, архитектура. «Чтение» этой «книги» дает нам ключи от понимания русского пространства и русского мифа. Мы только что прочли вслух всего несколько страниц из этой книги. Но что-то подобное можно было бы сказать и о Плесе, и о Костроме, и о Юрьеве-Польском, и о Муроме, и о Романове-Борисоглебске.
    Что касается позднего названия этих мест — Золотое Кольцо России — то не стоит ли его воспринимать как причудливую игру логосов, помогающую воцариться буквальной истине вопреки хаотическим волнам истории-меона? Ответ на этот вопрос, однако, знает разве что Красное-на-Волге, старинный ювелирный центр на северном экстремуме Артании, куда можно доплыть — из нижней точки круга русских рек, минуя Гусь-Железный и Гусь-Хрустальный, — только в пору весеннего половодья, примерно в апреле.

Олег Фомин.

Отредактировано Мёртвый душ (Понедельник, 6 октября, 2008г. 23:39:09)

0

2

как же сложно читать.. так много незнакомых слов.. :unsure:

0

3

АЛЬБ написал(а):

как же сложно читать.. так много незнакомых слов..

ты на них не обращай внимания))))
Я просто хотел внимание привлечь, может, кто вдруг выступит с заявлением типа "Фигня и выдумка". Или хотя бы локализацию сменит... Хочется узнать, вдруг "кто-то что-то слышал, кто-то что-то видел, кто-то что-то знает".

0

4

я одного не пойму.. почему у них ассоциация с городом?? а если это была каккая то местность!? или стратегический узел дорог для торговли..

0

5

АЛЬБ написал(а):

почему у них ассоциация с городом??

ты что имеешь в виду? это?:

Мёртвый душ написал(а):

Куяба это Киев, а Славия — скорее всего Словенск, предшественник Великого Новгорода.

Это они "столицы" имеют в виду. У Артании, предположительно, главным городом был Арса. Ну или ещё какой-нибудь)))

Мне тут в пору вопрос задать, подходящий для "Обществознания". А кто как учил историю?))
Потому что мне чуть ли не до институтских времён преподавали, что У нас на территории был полный бардак в виде родо-племенного строя, потом пришёл Рюрик, и Русь "стала есть".
А теперь расскажу, как мне эта Артания на глаза попалась. Не так давно мне показали игрушку одну по рассказам Никитина. Так там как раз фигурируют эти Славия, Куявия и Артания. Ну фигурируют и фигурируют, мало ли какому автору что в голову взбредёт. В это же время я начинаю читать Историю Украины, где автор (Гудзь - "учёный и патриот"(с)) Пишет про Куявию и Артанию как про что-то само собой разумеющееся. То есть, были, как же ж им не быть. Вслед за этим упоминание об них же мне попадается в "Истории" Цветкова. Мне становится более чем интересно, а почему ж я о них ничего раньше не слышал. Я спрашиваю у историка, который преподавал нам в школе историю весьма своеобразно. (От него-то я и узнал, что существует более чем одна версия некоторых событий в русской истории). И он мне отвечает, что это всё чушь никитинская. Он, мол, выдумал и всё. И на следующий день мне попадается книжка "Священная Артания", краткое изложение которой в первом посте.
Вот мне и интересно для начала узнать, мне одному не повезло, что я это на уроках не слышал? Или тут всё очень серьёзно)))

0

6

Мёртвый душ написал(а):

А кто как учил историю?))

не поверишь - про Русь почти ничего!! :D  в основном про грецию..

Мёртвый душ написал(а):

Вот мне и интересно для начала узнать, мне одному не повезло, что я это на уроках не слышал? Или тут всё очень серьёзно)))

мне тоже не повезло.. :dontknow:

0

7

я читала об Артании. Но не на уроках истории, а просто так, для себя. В школе нам такгог не говорили)))

0

8

Fragola, Делись, что читала)))

0

9

Мёртвый душ написал(а):

Делись, что читала)))

главное скажи - что это такое!!? http://i017.radikal.ru/0803/c2/572d31122cb1.gif

0

10

Мёртвый душ написал(а):

Fragola, Делись, что читала)))

ща времени нету, а там набрать надо. я ж настоящую книжку читала))  вечерком напишу))

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


*


Вы здесь » ХОРОШИЙ ФОРУМ » Архив форума » Миф об Артании


Создать форум. Создать магазин