Самуил Маршак.
«Юный Фриц или Экзамен на аттестат „зверости“»
Юный Фриц, любимец мамин,
В класс явился на экзамен.
Задают ему вопрос:
— Для чего фашисту нос?
Заорал на всю он школу:
— Чтоб вынюхивать крамолу
И строчить на всех донос.
Вот зачем фашисту нос!
Говорят ему: — Послушай,
А на что фашистам уши?
— Ухо держим мы востро,
Носим за́ ухом перо.
Все, что ухом мы услышим,
Мы пером в тетрадку пишем -
В наш секретный «ташен-бух».
Вот зачем фашисту слух!
Вопрошает жрец науки:
— Для чего фашисту руки?
— Чтоб держать топор и меч,
Чтобы красть, рубить и сечь.
— Для чего фашисту ноги?
— Чтобы топать по дороге -
Левой, правой, раз и два!
— Для чего же голова?
— Чтоб носить стальную каску
Или газовую маску,
Чтоб не думать ничего.
(Фюрер мыслит за него!)
Похвалил учитель Фрица:
— Этот парень пригодится.
Из такого молодца
Можно сделать подлеца!
Рада мама, счастлив папа:
Фрица приняли в гестапо.
Классическая литература и текущий момент>>
Сообщений 1 страница 20 из 45
Поделиться1Пятница, 11 мая, 2012г. 14:10:08
Поделиться2Пятница, 11 мая, 2012г. 15:53:07
Актуально.
Поделиться3Пятница, 11 мая, 2012г. 17:41:35
Да. Чрезвычайно, архиактуально.
Знаешь, что самое страшное?
- Они не понимают и не замечают, как становятся фашиствующими элементами.
Все-таки мечтаю думать до полноценного фашизма ещё далеко..
Поделиться4Пятница, 11 мая, 2012г. 17:44:04
Все-таки мечтаю думать до полноценного фашизма ещё далеко..
Понимаешь, у немцев и итальянцев было одно малюпусенькое оправдание - они были первыми, и их некому было предупредить, к чему идет.
Так вот, предупреждать надо загодя, а то потом будет некому и некого.
Поделиться5Суббота, 12 мая, 2012г. 17:54:21
Грибоедов. фрагмент из "Горе от ума".
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве?
Поделиться6Суббота, 12 мая, 2012г. 18:10:46
Svetik, да ты никак племянника в гости ждешь?))))
Поделиться7Суббота, 12 мая, 2012г. 18:15:58
Delia, да вот, представляешь, это произведение Грибоедова мне очень нравится. В целом. Но я всегда (в сознательном, взрослом возрасте) относилась негативно к главному герою. Меня коробила эта его правдорубность, холеричность, эпатажность.
Но, видимо, сейчас такой момент в истории, что эти качества нужнее, чем тактичность и деликатность.
Поделиться8Суббота, 12 мая, 2012г. 18:18:45
Но я всегда (в сознательном, взрослом возрасте) относилась негативно к главному герою. Меня коробила эта его правдорубность, холеричность, эпатажность.
Ну, наконец-то я узнала, что ты обо мне думаешь.
Я еще со школы себя с Чацким ассоциирую)))
Поделиться9Суббота, 12 мая, 2012г. 18:26:35
Ну, наконец-то я узнала, что ты обо мне думаешь.
Понимаешь, я всегда учитывала, что все эти качества у него проявились после того, как он осознал провал на любовном фронте. И вот, ему было плохо, а значит, и всем должно стать плохо от него, по его мнению. А если бы с Софьей у них всё было хорошо, то он бы побежал к Фамусову свататься и почитал бы его как своего батюшку, а язвил бы втихомолку сам с собой. У меня такое впечатление сложилось о нём.
Поделиться10Суббота, 12 мая, 2012г. 18:35:28
Понимаешь, я всегда учитывала, что все эти качества у него проявились после того, как он осознал провал на любовном фронте.
Никогда так не думала...
Наоборот, мне казалось, что если бы Софья променяла его на достойного человека, он осознал бы свою ошибку - кто же оставляет любимую девушку так надолго - и пожелал бы ей счастья. Но и в ином случае, не дошло бы до свадьбы. С таким характером, он не дотерпел бы Фамусова батюшкой называть, они непременно разругались бы.
Поделиться11Суббота, 12 мая, 2012г. 18:56:54
если бы Софья променяла его на достойного человека, он осознал бы свою ошибку
Вот. Момент истины. Чацкий просто не увидел бы достойного человека, не воспринял бы его как достойного. Не бывает же так, что ну прямо все вокруг - плохие. А он видел во всех окружающих только плохое. Опять же, в любом человеке можно при желании найти, за что его опорочить или хотя бы высмеять. И у Чацкого именно это желание преобладало.
Поделиться12Суббота, 12 мая, 2012г. 19:00:28
А он видел во всех окружающих только плохое.
Ну, скажи, кто именно там был "хороший", а Чацкий его проглядел?
Это же пьеса, а не роман. Там героев мало. И они даже не герои, а "типы". Препротивнейшие все до одного.
Это в жизни не бывает, чтобы все до одного. Или в произведениях критического реализма. А "Горе от ума" - романтическая драма. Там свои каноны жанра.
Поделиться13Суббота, 12 мая, 2012г. 19:12:56
Ну, скажи, кто именно там был "хороший", а Чацкий его проглядел?
Никто не был.)) Так, как они описаны в пьесе.)
Но вот что ещё хотелось бы заметить: Когда я перечитывала "Гамлета" (ё-моё, чувствую себя каким-то мастодонтом - признаюсь, что перечитываю для самоёй себя Грибоедова с Шекспиром)))).
Эээ... так вот.
Там обратила внимание на диалог главного королевского советника Полония с сыном его, Лаэртом:
Полоний
Все тут, Лаэрт? В путь, в путь! Стыдился б,
право!
Уж ветер выгнул плечи парусов,
А сам ты где? Стань под благословенье
И заруби-ка вот что на носу:
Заветным мыслям не давай огласки,
Несообразным - ходу не давай.
Будь прост с людьми, но не запанибрата,
Проверенных и лучших из друзей
Приковывай стальными обручами,
Но до мозолей рук не натирай
Пожатьями со встречными. Старайся
Беречься драк, а сцепишься - берись
За дело так, чтоб береглись другие.
Всех слушай, но беседуй редко с кем.
Терпи их суд и прячь свои сужденья.
Рядись, во что позволит кошелек,
Но не франти - богато, но без вычур.
По платью познается человек,
Во Франции ж на этот счет средь знати
Особенно хороший глаз. Смотри
Не занимай и не ссужай. Ссужая,
Лишаемся мы денег и друзей,
А займы притупляют бережливость.
Всего превыше: верен будь себе.
Тогда, как утро следует за ночью,
Последует за этим верность всем.
Прощай, запомни все и собирайся.Лаэрт
Почтительно откланяться осмелюсь.
Эти наставления напомнили мне откровенную речь Молчалина, когда он делился своей философией.
При этом Полоний у Шекспира - мудрый и заслуживающий всяческого уважения человек.
Поделиться14Суббота, 12 мая, 2012г. 19:25:56
Эти наставления напомнили мне откровенную речь Молчалина, когда он делился своей философией.
При этом Полоний у Шекспира - мудрый и заслуживающий всяческого уважения человек.
Безусловно. Но не забывай о различии жанров и философии.
"Горе от ума" - романтическая социальная сатира. "Гамлет" - трагедия. У них разные задачи, и разный подход.
(И вообще, кто из нас Чацкий? Я лучше знаю свои мотивы )
Поделиться16Суббота, 12 мая, 2012г. 19:58:05
Александр Галич
БАЛЛАДА О ЧИСТЫХ РУКАХ
Развеян по ветру подмоченный порох,
И мы привыкаем, как деды, точь-в-точь,
Гонять вечера в незатейливых спорах,
Побасенки слушать и воду толочь.
Когда-то шумели, теперь поутихли,
Под старость любезней покой и почёт...
А то, что опять Ярославна в Путивле
Горюет и плачет, - так это не в счёт.
Уж мы-то рукав не омочим в Каяле,
Не сунем в ладонь арестантскую хлеб.
Безгрешный холуй, запасайся камнями,
Разучивай загодя праведный гнев!
- Недаром из школьной науки
Всего нам милей слова:
Я умываю руки,
Ты умываешь руки,
Он умывает руки -
И хоть не расти трава!
Не высшая математика,
А просто, как дважды два!
Да здравствует - трижды - премудрость холопья,
Премудрость мычать, и жевать, и внимать,
И помнить о том, что народные копья
Народ никому не позволит ломать.
Над кругом гончарным поёт о тачанке
Усердное время - бессмертный гончар.
А танки идут по вацлавской брусчатке,
И наш бронепоезд стоит у Градчан!
А песня крепчает: "Взвивайтесь кострами!" -
И пепел с золою, куда ни ступи.
Взвиваются ночи кострами в Остраве,
В мордовских лесах и в казахской степи.
- На севере и на юге
Над ржавой землёю дым.
А я умываю руки!
А ты умываешь руки!
А он умывает руки,
Спасая свой жалкий Рим!
И нечего притворяться -
Мы ведаем, что творим!
<<1968>>
Поделиться17Суббота, 12 мая, 2012г. 20:00:44
Александр Галич
ПЕТЕРБУРГСКИЙ РОМАНС
Н.Рязанцевой
Жалеть о нём не должно:
Он сам виновник всех своих злосчастных бед,
Терпя, чего терпеть
без подлости - не можно.
Н.М.Карамзин
...Быть бы мне поспокойней,
Не казаться, а быть!
...Здесь мосты, словно кони, -
По ночам на дыбы!
Здесь всегда по квадрату
На рассвете полки -
От Синода к Сенату,
Как четыре строки!
Здесь над винною стойкой,
Над пожаром зари
Наколдовано столько,
Набормотано столько,
Наколдовано столько,
Набормотано столько,
Что пойди - повтори!
Bcе земные печали
Были в этом краю...
Вот и платим молчаньем
За причастность свою!
Мальчишки были безусы -
Прапоры и корнеты,
Мальчишки были безумны,
К чему им мои советы?!
Лечиться бы им, лечиться,
На кислые ездить воды -
Они ж по ночам: "Отчизна!
Тираны! Заря свободы!"
Полковник я, а не прапор,
Я в битвах сражался стойко,
И весь их щенячий табор
Мне мнился игрой, и только.
И я восклицал: "Тираны!",
И я прославлял свободу,
Под пламенные тирады
Мы пили вино, как воду.
И в то роковое утро -
Отнюдь не угрозой чести! -
Казалось куда как мудро
Себя объявить в отъезде.
Зачем же потом случилось,
Что меркнет копейкой ржавой
Всей славы моей лучинность
Пред солнечной ихней славой?!
...Болят к непогоде раны,
Уныло проходят годы...
Но я же кричал: "Тираны!"
И славил зарю свободы!
Повторяется шёпот,
Повторяем следы.
Никого ещё опыт
Не спасал от беды!
О доколе, доколе -
И не здесь, а везде -
Будут Клодтовы кони
Подчиняться узде?!
И всё так же, не проще,
Век наш пробует нас:
Можешь выйти на площадь?
Смеешь выйти на площадь?
Можешь выйти на площадь,
Смеешь выйти на площадь
В тот назначенный час?!
Где стоят по квадрату
В ожиданье полки -
От Синода к Сенату,
Как четыре строки!
23 августа 1968
А.Г.: "...21 августа в номер гостиницы, в котором мы жили тогда в Дубне,
где работали с режиссёром Донским над фильмом (сценарий о Фёдоре Ивановиче
Шаляпине), постучали мои друзья [Л.Копелев и его жена Р.Орлова], и у них
были ужасные лица, испуганные, трагические, несчастные. Они сказали, что
они слышали по радио о том, что началось вторжение советских войск, войск
Варшавского Договора в Чехословакию... И на следующий день я написал эту
песню. Я подарил её своим друзьям, они её увезли в Москву, и в Москве в
тот же вечер, на кухне одного из московских домов... хозяин дома [Л.
Копелев] прочёл эти стихи; и присутствующий Павел Литвинов усмехнулся и
сказал: "Актуальные стихи, актуальная песня". Это было за день до того,
как он с друзьями вышел на Красную площадь протестовать против
вторжения..." (Из пеpедачи на pадио "Свобода", 23 ноября 1974 года)
Поделиться18Суббота, 12 мая, 2012г. 20:29:12
Полковник я, а не прапор,
Я в битвах сражался стойко,
И весь их щенячий табор
Мне мнился игрой, и только.И я восклицал: "Тираны!",
И я прославлял свободу,
Под пламенные тирады
Мы пили вино, как воду.И в то роковое утро -
Отнюдь не угрозой чести! -
Казалось куда как мудро
Себя объявить в отъезде.Зачем же потом случилось,
Что меркнет копейкой ржавой
Всей славы моей лучинность
Пред солнечной ихней славой?!
Потрясающе.
Поделиться19Суббота, 12 мая, 2012г. 20:32:05
Потрясающе.
Я на Галиче выросла.
В пять лет половину песен знала наизусть, не понимая смысла. Годам к десяти, папа мне его уже объяснил.
Хотя, конечно, полное понимание еще и сейчас не пришло.
Поделиться20Понедельник, 14 мая, 2012г. 00:04:44
И еще Галич, к текущему моменту.
СТАРАТЕЛЬСКИЙ ВАЛЬСОК
Мы давно называемся взрослыми
И не платим мальчишеству дань.
И за кладом на сказочном острове
Не стремимся мы в дальнюю даль:
Ни в пустыню, ни к полюсу холода,
Ни на катере... к этакой матери.
Но поскольку молчание — золото,
То и мы, безусловно, старатели.
Промолчи — попадешь в богачи!
Промолчи, промолчи, промолчи!
И не веря ни сердцу, ни разуму,
Для надежности спрятав глаза,
Сколько раз мы молчали по-разному,
Но не против, конечно, а за!
Где теперь крикуны и печальники?
Отшумели и сгинули смолоду...
А молчальники вышли в начальники.
Потому что молчание — золото.
Промолчи — попадешь в первачи!
Промолчи, промолчи, промолчи!
И теперь, когда стали мы первыми,
Нас заела речей маята.
Но под всеми словесными перлами
Проступает пятном немота.
Пусть другие кричат от отчаянья,
От обиды, от боли, от голода!
Мы-то знаем — доходней молчание,
Потому что молчание — золото!
Вот как просто попасть в богачи,
Вот как просто попасть в первачи,
Вот как просто попасть — в палачи:
Промолчи, промолчи, промолчи!