С делом Pussy Riot увязали Абрамовича
Скандальная акция группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя могла на самом деле быть направлена не против власти, а наоборот, на ее поддержку. Возможно это был тонкий политический пиар в пользу «кандидата номер пять» на президентских выборах, который был организован при участии Романа Абрамовича полагает профессор Московской духовной академии, протодиакон Андрей Кураев. Об этом он заявил в интервью «Новой газете».
Участницы панк-коллектива, по его словам, были в данной ситуации лишь заложниками некой политической игры. «Они даже не пешки, а еще что-то меньше, и в этом их беда», — считает Кураев.
«В экспертной среде мне доводилось слышать следующую гипотезу начала этой истории. Подчеркну, что 100% доказательств у меня нет. Но, по крайней мере, эта гипотеза способна максимально объяснить все подробности. Эта гипотеза предполагает, что заказ исходил от третьеразрядных людей Путинского штаба. Очевидно, что политический бонус от этой акции получил кандидат номер 5 (Владимир Путин)», — продолжает свою речь богослов, ссылаясь на свои анонимные источники.
Далее он перешел к предыстории данного вопроса, раскрывающие теоретическую причастность Абрамовича. «В свое время, не знаю кто — Администрация Президента или новая мэрия Москвы озаботились проблемой парка им. Горького. Надо его реконструировать, и нужны деньги, которых как всегда нету. По этому поводу напрягли Романа Абрамовича — помоги! Он как умный человек говорит, я не против помочь, но я должен быть уверен, что деньги, которые я выделяю, будут расходоваться конкретно на этот проект, а не денутся куда-то, поэтому мой человек должен стать главным менеджером в этом вопросе. Соответственно, Капков (Сергей Капков — глава Департамента культуры Москвы) был назначен руководителем Департамента культуры Московского правительства. Дальше не знаю, у самого Капкова или у знакомого его олигарха, может еще у кого-то в окружении, возникла идея — а не пойти ли выше!?», — рассуждает Кураев.
После того, как из Кремля ушел Владислав Сурков, считает протодиакон, ряд чиновников решили доказать власти свое умение нестандартно мыслить, действовать «в стиле агитотдела ЦК КПСС», для чего и была придумала акция с Pussy Riot. Осведомленные источники Кураева полагают, что одним из возможных организаторов акции был «человек Романа Абрамовича» — Сергей Капков.
Однако далее, отмечает православный миссионер, все пошло не совсем так, как задумывалось. Акция изначально планировалась, согласно гипотезе, как предвыборный шаг, однако неверная реакция Патриархии, ставшая чересчур жесткой, превратил это шаг в резонансное дело и привлекла к «панк-молебну» повышенное внимание всех, кого только возможно — от российской оппозиции до зарубежных артистов.
Как считает Кураев, церковь загнала себя практически в безвыходное положение, когда любой ее шаг будет болезненно восприниматься общественностью и вызывать шквал критики. «Если суд вынесет условный срок или штраф, тогда скажут, что даже Хамовнический суд оказался милосерднее Церкви. Если будет жесткий приговор, тоже понятно, какая будет риторика», — приводит его слова издание. Позиция Кураева заключается в следующем: «Не ведомство Церкви быть прокуратурой, квалифицировать преступления, требовать жестких мер».
Называть участниц Pussy Riot врагами церкви крайне ошибочно, говорит протодиакон. «Делать кого-то врагом Церкви означает делать его Церкви равновеликим… Оттого принимать такую формулу значит унижать саму Церковь. Выходит, что Церковь Христова создана для борьбы с этими тремя женщинами? С ума сойти!», — объясняет он, добавляя: «Христианство — дело жизни, а не дело чиновников или какого-то ведомства. Христианин не имеет право сказать, что я христианин по воскресеньям с 10 до 12, а в остальное время я не христианин».
Помимо прочего, Кураев добавил, что данные одной из экспертиз, заказанной следствием по делу Pussy Riot, мягко говоря, неверны. На вопрос журналиста о том, что в экспертизе есть отсыл на 15 правило Лаодикийского собора «в части запрета кому-либо, кроме церковных певчих, осуществлять пение на солее», протодиакон ответил: «Врут, просто наглая ложь. Это запрет на пение не на амвоне, в вообще пение в храме всем, кроме певцов. Это правило у нас, Слава Богу, давно забыто, и поэтому есть всенародное пение некоторых молитв — например, Символа веры и Отче наш, например».
Отдельно в разговоре были затронуты личности главы РПЦ Кирилла и Всеволода Чаплина. Кураев отметил, что отношения Патриарха с Кремлем могут быть не столь идеальными, как это видится со стороны. Говоря об апрельском молебне в защиту веры, он заявил: «Я полагаю, что мотивы действа Патриарха были вполне благие, но при этом я знаю, что в некоторых властных кругах тот апрельский молебен на площади у Храма Христа Спасителя был воспринят как вариация „Болотной площади“. Через аппаратные очки виделось, что появляется новый публичный лидер, который может собрать и повести за собой толпу. И хотя сегодня он повел в сторону, против которой мы ничего не имеем, но завтра-то может быть иначе».
Что касается отца Всеволода Чаплина, то его крайне критическую позицию к Pussy Riot Кураев назвал «православным перфомансом» и «игрой в православие». Говоря о предложении Чаплина участницам панк-группы выступить в синагоге или мечети, протодиакон отметил: «Нужно людям, которые дают такие советы этим феминисткам, самим пойти к психотерапевту. Тут очевидная психическая травма, фрустрация, вызванная не до конца осознаваемым внутренним разрывом между психической реальностью и теми требованиями, что человек к себе сам же и предъявляет». «Такие советы и мечты означают, что человек залез в конфессию не по размеру», — констатировал богослов.
Как напоминает издание, ранее Ученый совет Московской духовной академии осудил протодиакона за мягкое отношение к Pussy Riot. На имя Патриарха Кирилла даже были направлены ряд обращений с требованием лишить Андрея Кураева права на служение. Сам Кураев назвал просителей «православными Pussy Riot».
К слову, уже после интервью «Новая газета» попросила Сергея Капкова прокомментировать заявления протодиакона, который назвал слова богослова «мракобесием». «Это высказывание дьякона Кураева лишь подтверждает мое мнение о том, что все, что сейчас происходит вокруг дела Pussy Riot, — глобальное мракобесие. Причем мракобесие и со стороны девушек, поющих на алтаре, и со стороны Кураева, который ищет тайный заговор на пустом месте, и со стороны „обвинителей“, которые пытаются взять на себя миссию инквизиторов».
Ссылка