Группа экспертов заявляет, что ей удалось доказать существование второго варианта «Моны Лизы» Леонардо да Винчи
Группа экспертов заявляет, что ей удалось доказать существование второго варианта прославленной картины «Мона Лиза» работы Леонардо да Винчи. Об этом сообщила сегодня британская газета «Дейли мейл».
«Фонд Моны Лизы» намерен обнародовать свои доказательства подлинности картины 27 сентября. По данным британского издания, одним из участников группы, заявляющей об эпохальном открытии, является знаменитый российский шахматист, бывший чемпион мира Анатолий Карпов. Именно он, как сообщает газета, представит картину публике в Женеве. В группу также входит Алессандро Веццози, директор Музея Леонардо, расположенного на родине великого художника в итальянском городке Винчи, а также историк Карло Педретти из Центра изучения творчества Леонардо да Винчи имени Арманда Хаммера при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.
«Фонд Моны Лизы» намерен представить «исторические, сравнительные и научные доказательства» того, что картина, известная как «Айзелуортская Мона Лиза», принадлежит кисти Леонардо. Согласно версии, которой придерживаются сторонники подлинности полотна, оно представляет собой первую версию картины, написанную Леонардо да Винчи.
Как сообщает знаменитый историк искусства эпохи Возрождения Джорджо Вазари, Леонардо начал писать портрет загадочно улыбающейся молодой женщины в 1503 году и оставил картину незаконченной. В 1519 году, по словам Вазари, Леонардо закончил картину.
Согласно версии сторонников существования двух авторских копий произведения, «Айзелуортская Мона Лиза» представляет собой первый вариант картины, написанный в 1503 году, а шедевр великого мастера, находящийся в коллекции парижского Лувра, — вторым вариантом, созданным в 1519 году.
Сторонники подлинности «второй Моны Лизы» также ссылаются на авторитет другого великого художника, современника Леонардо Рафаэля. В 1504 году он создал рисунок-копию «Мона Лизы», на котором изображены две колонны. Их нет на картине, находящейся в Лувре, однако они присутствуют на «Айзелуортской Мона Лизе». Женщина, изображенная на «альтернативном» варианте шедевра, выглядит моложе и улыбается веселее, чем загадочная незнакомка из Лувра.
После смерти Леонардо «Мона Лиза», известная также как «Джоконда», оказалась в коллекции французских королей, а после Великой французской революции была передана в музей Лувра. Возможно, она была продана королю Франциску I учеником и наследником Леонардо по имени Салаи, в списке имущества которого значилась картина под названием «Джоконда». Однако неизвестно, шла ли речь об оригинале, либо о копии, написанной самим Салаи.
«Айзелуортская Мона Лиза» известна историкам искусства уже почти 100 лет. В 1914 году картина была куплена английским художником и критиком Хью Блейкером, который жил в лондонском районе Айзелуорт, по имени которого она получила свое название. До этого она 100 лет хранилась в поместье английского аристократа в графстве Сомерсет. В 1964 году полотно было приобретено американским коллекционером Генри Пулитцером. Именно он впервые выдвинул версию, согласно которой эта картина принадлежит кисти Леонардо. После смерти Пулитцера полотно досталось его подруге. После кончины владелицы «Айзелуортская Мона Лиза» была приобретена консорциумом, включающим несколько коллекционеров. В последние 40 лет она хранилась в сейфе швейцарского банка.
Историки искусства, мнение которых приводит «Дейли мейл», с недоверием относятся к версии о существовании второй авторской версии «Джоконды». «Я настроен очень скептически, — заявил известный британский критик Филип Маулд. — Если это окажется правдой, то это будет грандиозное открытие. Надо помнить, что чуть ли не каждый год на рынке появляется новая предполагаемая „Мона Лиза“. Мы должны очень и очень внимательно изучить происхождение и историю картины». В то же время критик отмечает, что Леонардо иногда создавал две картины на один сюжет, так, например, существуют два варианта его «Мадонны в скалах».
Профессор Оксфордского университета Мартин Кемп отмечает, что «Айзелуортская Мона Лиза» нарисована на холсте, тогда как большинство картин Леонардо, в том числе «Джоконда» из Лувра, написаны на досках. «Я думаю, что это копия, написанная через несколько лет после „Моны Лизы“, — отметил он. — Да, она выглядит моложе, но просто потому, что автор копии так ее нарисовал».
Ссылка