Киево-Печерская Лавра возвышается на высоких холмах правого берега Днепра. Увенчанная золотыми куполами Киево-Печерская Лавра - удел Пресвятой Богородицы, колыбель монашества на Руси и твердыня православной веры.
Монастырь Киево-Печерская Лавра был основан в 11 веке и застраивался в течение 9 следующих веков. Название "Печерская" происходит от слова "пещеры", которые были найдены на этой территории и в которых селились первые монахи. Лавра - это почетное название, которое давалось очень крупным и значительным монастырям. Архитектурный комплекс монастыря Киево-Печерская Лавра и сегодня производит грандиозное впечатление. В солнечный день отблески многочисленных куполов и звонниц Киево-Печерской Лавры даже слепят глаза. Большинство строений Киево-Печерской Лавры датируется 17-18 веками, и они являются прекрасным примером стиля Украинского Барокко в архитектуре.
Киево-Печерская Лавра начала свое существование в 1051 г. Частыми посетителями пещерного монастыря становятся князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого, и киевская знать, пожертвовавшие средства на постройку наземного храма и келий, когда пещеры стали тесны для быстро растущего числа братии. С 12 века в Киево-Печерской Лавре сохранилась лишь одна церковь с незначительными архитектурными изменениями, которые были сделаны позже. Эта церковь над воротами главного входа в Киево-Печерскую Лавру и ее называют "Надбрамна" (или Надвратная). Полное название Церкви - Троицкая Надбрамная Церковь - "Церковь Святой Троицы над Брамой". Это просто чудо, что она сохранилась, поскольку на Монастырь Киево-Печерская Лавра в течение всей истории совершались многочисленные набеги, он перенес разрушительные пожары и другие ненастья, которые нанесли ему значительный ущерб. Церковь создавалась в 1106-1108г. греческими зодчими и иконописцами. В росписи также участвовал преподобный Алипий, который считается родоначальником особенного, отличного от греческого, иконописного искусства.
Монахи Киево-Печерской Лавры и, в первую очередь затворники, отличались нравственностью и подвижничеством. Это привлекало в Киево-Печерскую Лавру образованных и знатных людей. Монастырь Киево-Печерская Лавра стал своеобразной академией православных иерархов. До начала XIII века из числа его иноков в разные пределы Киевской Руси было назначено 50 епископов. Играя значительную роль в объединении восточнославянских земель, являясь духовным, социальным, культурным и просветительским центром, Киево-Печерская Лавра пользовалась заслуженной славой не только на Руси, но и в Польше, Армении, Византии, Болгарии и других странах. Начиная с 40-х годов XIII ст. и до начала XIV в. Киево-Печерская Лавра была свидетельницей татаро-монгольских нашествий. Монастырь Киево-Печерская Лавра, как и весь Киев, сильно пострадал также в 1399 и 1416 гг.
К концу XVI в., преодолевая различные трудности, связанные с политическими перипетиями украинских земель, а также вмешательств во внутреннюю жизнь Киево-Печерской Лавры светских властей, монастырь Киево-Печерская Лавра, отстраивая храмы и приобретая новые земли, активно возрождается. Уже не имея прежней славы, бывшей в первые века его существования, Киево-Печерская Лавра остается одним из крупных духовных, просветительских и культурных центров Украины.
Киево-Печерскую Лавру не обходил вниманием ни один из русских государей: Алексей Михайлович и Петр Великий, Екатерина II, Анна Иоанновна, Николай I и Николай II, Александр I, Александр II, Александр III, Павел, Елизавета... В 1911 г. земля обители приняла останки Петра Аркадиевича Столыпина - выдающегося государственного деятеля Российской Империи.
После октябрьского переворота 1917г. для Киево-Печерской Лавра начались самые трудные в ее истории времена. Согласно Декрету советского правительства "Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви" все имущество церковных и религиозных обществ было объявлено достоянием народа. Постепенная изоляция церковной общины, вытеснение ее созданным музеем завершились к началу 1930 г. полной ликвидацией Киево-Печерской Лавры. Огромный ущерб архитектурным и историческим ценностям Киево-Печерской Лавры был нанесен и в годы Великой Отечественной войны. 3 ноября 1941 года был взорван Свято-Успенский собор Киево-Печерской Лавры. В 1961 г. действующий монастырь, возобновившийся на территории Нижней Лавры во время фашистской оккупации - 1941 г. был упразднен, его жители изгнаны.
В июне 1988 г. в связи с празднованием 1000-летнего юбилея Крещения Киевской Руси и согласно постановлению Совета Министров УССР новосозданной церковной общине Киево-Печерской Лавры была передана территория Дальних пещер со всеми наземными строениями и пещерами; в 1990 г. передана территория Ближних пещер Киево-Печерской Лавры. Недавно (в 2003-2004 годах) был восстановлен Свято-Успенский собор Киево-Печерской Лавры, взорванный в годы Великой Отечественной войны.
Как вытекает из названия Киево-Печерской Лавры, местом основания Печерского монастыря стали киевские пещеры. Летопись сообщает, что "пещерку малую", с которой начинался монастырь Киево-Печерская Лавра, выкопал на берегу Днепра священник церкви св. Апостолов в селе Берестовом - будущий митрополит Илларион - чтобы уединяться в ней для молитв. Став митрополитом, Илларион перестал посещать пещеру, и в ней между 1051 - 54 гг. поселился отшельник Антоний. По "Киево-Печерскому патерику", Антоний использовал для жилья пещеру, которую устроили варяги, чтобы хранить там свои сокровища.
Вокруг Антония начали собираться монахи, устроившие на горе пещерное поселение (теперь это Дальние пещеры Киево-Печерской Лавры). Когда братии собралось 12 человек, Антоний назначил над ними игуменом монаха Варлаама, а сам переселился на другую гору, где снова уединился в подземной келье. Со временем и на этой горе возник подземный лабиринт - нынешние Ближние пещеры Киево-Печерской Лавры. Братия же во главе с Варлаамом сначала поставила над первой пещерой "церквицу малую", а в 1062 г. соорудила церковь во имя Богородицы. Тогда же князь Изяслав Ярославич по просьбе Антония подарил монахам гору над пещерами, которую они оградили и застроили, создав так называемый Старый монастырь. С того времени обитель стала наземной, пещеры начали служить кладбищем, а жить в них остались только аскеты-подвижники.
Вскоре Варлаам был переведен Изяславом Ярославичем в княжеский родовой Дмитриевский монастырь, и Антоний "поставил" другого игумена - Феодосия, при котором численность монахов Киево-Печерской Лавры увеличилась с двадцати до ста, и был введен первый (так называемый Студийский) монастырский устав. При Феодосии (в 1073 р.) князь Святослав Ярославич подарил Киево-Печерской Лавре землю между Старым монастырем и Берестовым. Тут был заложен Успенский собор, вокруг которого при следующем игумене Стефане сформировался Новый монастырь. На его территории, огражденной сначала деревянной, а потом каменной стеной, возник архитектурный ансамбль - каменные Троицкая надвратная церковь и трапезная, деревянные кельи и хозяйственные сооружения, больница с церковью св.Николая. Огражденное пространство между Новым и Старым монастырями было частично занято огородами и садами, а частично - жильем монастырских ремесленников и челяди; тут Феодосий устроил также двор для нищих и больных.
Независимость монастыря Киево-Печерской Лавры от княжеской власти (в отличие от других обителей) способствовала тому, что в конце XI в. он стал не только самой авторитетной, большой и богатой религиозной организацией страны, но и центром летописания, школой живописи и медицины. Общеизвестны были прославленные имена Алипия, Агапита, Нестора и других черноризцев. С 1171 г. печерские игумены носили титул архимандрита. Еще до монгольского нашествия около 50 печерских монахов стали епископами в разных городах Руси.
После присоединения Киева к Московскому государству Киево-Печерская Лавра продолжала получать льготы от высшей власти, хотя последователи Петра Могилы Иосиф Тризна и Иннокентий Гизель не выказывали желания передавать Киево-Печерскую Лавру под власть московского патриарха. Это произошло только при архимандрите Варлааме Ясинском, после чего Киево-Печерская Лавра в 1688 г. получила подтверждение ставропигии и почетный титул Киево-Печерской Лавры (впрочем, монастырь называли в быту лаврой еще в XII в.). До конца XVIII в. Киево-Печерская Лавра продолжала расширять свои владения, став крупнейшим на Украине церковным землевладельцем, - ей принадлежали сотни тысяч десятин пахотных и лесных угодий, а также несметное количество сельскохозяйственных предприятий, где работали 76 тысяч крепостных.
Одновременно в Киево-Печерской Лавре велось грандиозное каменное строительство. Еще в XVII в. были сооружены новая трапезная, Никольськая, Всехсвятская, Аннозачатьевская, Рождествобогородицкая, Воздвиженская церкви. Гетман Иван Мазепа огородил Киево-Печерскую Лавру каменной стеной. После большого пожара 1718 г. сгоревшие деревянные здания Киево-Печерской Лавры были заменены каменными, а каменные были отремонтированы и расширены. Так появились кельи соборных старцев, Экономический корпус, типография, дом митрополита Киево-Печерской Лавры. В середине XVIII в. Иоганн Шедель и Степан Ковнир обогащают лаврский ансамбль домом наместника, Ковнировским корпусом, самой высокой в России Большой колокольней, колокольнями на Ближних и на Дальних пещерах.
В XIX и в начале XX в. архитектурный ансамбль Киево-Печерской Лавры постепенно приобрел завершенность. Были благоустроены крытые галереи к Ближним и Дальним пещерам, а территория пещер Киево-Печерской Лавры обнесена крепостной стеной. Было сооружено несколько жилых корпусов для богомольцев на территории гостиного двора, больница, новая трапезная, библиотека. Одним из самых мощных киевских издательств оставалась типография Киево-Печерской Лавры, заметное место в искусстве занимала иконописная мастерская.
В начале XX в. Киево-Печерская Лавра насчитывала около 500 монахов и 600 послушников, которые жили в четырех объединенных монастырях - собственно Печерском, Никольском или Троицком больничном, на Ближних и Дальних пещерах. Кроме того, Лавре принадлежали три пустыни - Голосеевская, Китаевская и Преображенская. Система управления этим большим хозяйством была достаточно сложной.