Пройдя по крутому спуску, который находится справа за Успенским собором, мы попадаем на территорию Нижней Лавры. Главной достопримечательностью для туристов и святыней для верующих людей здесь являются пещеры, в которых покоятся мощи лаврских святых. Вход в ближние пещеры прикрывает Крестовоздвиженская церковь, которая не перестаивалась, и до наших дней сохранилась в своем первоначальном виде. Северной стороной она прилегает к холму, в котором и располагаются пещеры. Из храма прорублены три входа в Ближние пещеры: из притвора, трапезной и ризницы.Церковь во имя Зачатия праведной Анны (Аннозачатьевская) прикрывает вход в Дальние пещеры. Церковь была построена 1679 г. на пожертвования жителя Печерского местечка Александра Новицкого. Нынешний облик церковь приобрела в 1809 г., после реконструкции по проекту военного инженера архитектора Александра Якушкина, который также построил и деревянную галерею с каменной башней у входа в пещеры. В 1811 г. архитектор Якушин принял в Лавре монашеский постриг с именем Арсений. После этого он был соборным старцем и смотрителем Дальних пещер, а по окончании своего земного пути был погребен в склепе Аннозачатьевского храма, сооруженном им еще при строительстве церкви.
Впервые пещеры упоминаются в летописи под 1051 году. Выкопали их монахи Киево-Печерского монастыря. Ближние и Дальние пещеры стали местом уединения подвижников и местом погребения умерших. Среди них Нестор-летописец - автор Повести временных лет, Симон и Поликарп - авторы Патерика Печерского, художник Алипий, врач Агапит, Илья Муромец, (Илия из Мурома) и другие. Первым погребением в Ближних пещерах было погребение преподобного Антония в 1073 г., а в Дальних — преподобного Феодосия в 1074 г. Поэтому ближние пещеры сейчас называют Антониевыми, а Дальние – Феодосиевыми. В Дальних пещерах находятся три мироточивые главы,
испускающие миро.Сегодня лабиринты Ближних и Дальних пещер являются сложной системой подземных коридоров высотой 2 - 2,5 м и в ширину до 1,5 м., но многие значительно уже. Залегают пещеры на глубине от 5 до 15 м., причем, дальние пещеры более глубокие. Длина Ближних пещер -313 м, Дальних - 293 м.
В пещерах действуют по 3 подземные церкви, богослужения в них проходят и в наши дни. В стенах пещерных коридоров остались окошки келий пещерных отшельников, старцев-затворников, которые когда-то там уединялись и посвящали свою аскетическую жизнь молитвам и смирению.
Обряд погребения иноков в пещерах был введен во время правления преподобного игумена Никона, который принес его из Тмутаракани (ныне территория Краснодарского края). Но чин погребения в пещерах есть в Студийском уставе, по которому строился весь уклад Печерского монастыря. Обряд отличается от обычного чина христианского погребения. Усопшему обшивали тканью открытые части тела, складывали руки на груди, накрывали лицо, клали на доску и без гроба закладывали в специально выкопанную пещеру-локулу. Со стороны пещерного коридора локула закрывалась иконой или замуровывалась. Через три года ее открывали. Если тело истлело, это было знаком того, что инок вел праведную жизнь, но не был святым. В этом случае, черепа собирали отдельно, кости отдельно и перезахороняли. Если же тело оставалось неистлевшим, то локула опять закрывалась и за инока молились. Спустя два года локулу снова открывали. После этого инок причислялся к лику святых.Отшельники – это иноки, добровольно заключавшие себя на всю жизнь в тесных подземельях. Там они жили, не видя солнечного света, в тесных пещерах, освещаемых только светом лампадок, по несколько десятков лет. Они проводили свои дни в безмолвии и почти непрерывных молитвах, умервщляя плоть строгим постом и трудом. Первая степенно отшельничества была не столь строга, отшельники общались друг с другом в часы общих молитв. Вторая степень – затвор, была очень суровой и избиралась далеко не всеми иноками. Иноки, избравшие для себя строгую степень отшельничества, рыли отдельную узкую пещеру в пещерном коридоре и изнутри навсегда ограждали в нее вход, заживо хороня себя. Несколько раз в неделю избранный инок или игумен Пещерный подходили к малым отверстиям затворов, которые оставлялись для притока воздуха и передачи пищи, и оставляли там немного святой воды и просфору, испрашивали благословения и уходили. Если в следующий приход вода и просфора оставались нетронутыми – это означало, что затворник умер. Он считался уже отпетым и погребенным, поэтому после смерти его не тревожили. Согласно погребальному обычаю монастыря, по прошествии двух лет со дня смерти затворника погребение раскрывалось, и костные останки переносили в крипты - костницы. В случае, если останки подвижников сохранились нетленными, их оставляли на прежнем месте.Долгое время пещеры были закрыты для посторонних, и только в 15 веке началось свободное посещение пещер богомольцами. Мощи святых сохранялись в гробницах, поставленных в нишах по обе стороны пещерных галерей; у изголовья размещалось изображение святого и пред ними теплилась лампада; над гробницею или нишей - табличка с именем святого. Лик святого и прочие части тела укрыты покрывалом, у некоторых открыта рука – к ней можно было приложиться устами. Сейчас верхние панели рак сделаны из стекла, поэтому непосредственный контакт со святыми мощами для богомольцев исключен. С середины 17 по 18 век пещеры начали реконструировать и расширять, чтобы приспособить их для посещения большого числа паломников. Стены и своды укрепили, стены штукатурили и украшали росписями. Мощи многих святых были извлечены из локул, уложены в раки и выставлены в специальных нишах (аркосолиях), выдолбленных по обе стороны пещерных ходов.
В 19 веке в соответствии с решением Духовного собора Лавры, для нетленных мощей были изготовлены новые раки из кипариса, дуба, липы, расположили на одном уровне. Шелковые, парчовые и бархатные покрывала были расшиты жемчугом, бисером, золотыми и серебряными нитями. Полы в пещерах вымостили чугунными плитами.
Сейчас вход в пещеры для всех бесплатный. Символической платой является свеча, которую обязательно нужно взять с собой в пещеры. Зажигается свеча при входе, нести ее нужно определенным образом – об этом можно узнать из картинки, которая находится при входе, или из разъяснения проводника. Поход по пещерам с проводником платный. Свечу можно выбросить при выходе из пещер в специальный контейнер, а можно забрать с собой, считается, что она вбирает в себя часть благодати святых, особенно, если вы дотрагивались ею до рак, в которых покоятся мощи, и произносили молитву. Осмотр пещер с проводником хорош, если вы идете малочисленной группой. В другом случае из-за узости коридоров последний человек в группе может не услышать рассказ проводника. Освещение в пещерах слабое, поэтому свеча выполняет еще и осветительную роль. Людям, которые боятся замкнутого пространства и темноты, одним лучше в пещеры не спускаться, или же придерживаться любой группы. Женщинам нельзя отправляться в пещеры в брюках (по территории монастыря ходить в брюках можно). Если вы приехали в Киево-Печерскую Лавру в брюках, это не значит, что вы не попадете в пещеры. При входе, там же, где можно приобрести свечу, напрокат можно взять специальную юбку-фартук, оставив залоговую сумму, которую вам отдадут при выходе.