Тайну Моны Лизы разгадают археологи
В пятницу, 9 августа, в Италии археологи откроют гроб с телом некоей Лизы Герардини, которая жила во Флоренции в XV веке. Историки уверены в том, что это именно она изображена на картине «Мона Лиза» ("Джоконда") кисти великого Леонардо да Винчи.
Раскопки в фамильном склепе Герардини могут пролить свет на одну из главных тайн эпохи Возрождения, но о том, чья же улыбка сводит с ума искусствоведов и ценителей живописи, станет известно совсем не скоро.
Задача у археологов непростая: сначала специалисты эксгумируют останки, а далее им предстоит долгая и кропотливая работа по воссозданию внешности Лизы Герардини. Могилу именно этой женщины решили вскрывать неспроста. До наших дней дошли письма, в которых упоминалось, что именно она позировала Леонардо. Известно также, что жила она неподалеку от дома да Винчи.
В сентябре 2012 года в Женеве была представлена предположительно более ранняя версия картины «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Демонстрация полотна была организована «Фондом Моны Лизы», который проводил исследования для подтверждения подлинности картины. Известно, что «Фонд Моны Лизы» назвал картину «Айвортская Мона Лиза» — по названию небольшого города в пригороде Лондона.
Ученым потребовалось около 35 лет, чтобы установить, что «Айвортская Мона Лиза» «моложе» знаменитой Джоконды на 11-12 лет. Автор книги «Мона Лиза: ранняя версия Леонардо», специалист в области истории искусства Стенли Фелдман (Stanley Feldman) заявлял, что ни один из проведенных учеными тестов не смог опровергнуть предположение о том, что картина принадлежала кисти знаменитого мастера.
Две «Джоконды» очень похожи, но все же имеют некоторые различия. Так, «Мона Лиза» из Айсворта несколько больше по размеру, и цвета на картине более яркие, чем на картине из Лувра. Основой для полотен также служили разные материалы: более «возрастной» портрет выполнен на холсте, тогда как «молодой» — на дереве. Изображения женщин на обеих картинах почти идентичны, однако фон позади их разительно отличается.
Ссылка