Интерпол знает, кто убил Листьева
Расследование уголовного дела об убийстве известного журналиста Владислава Листьева поручено новому следователю — Леме Тамаеву. Тамаев может возобновить расследование преступления в отношении Листьева, однако, по данным «Росбалта», многие фигуранты этого дела уже мертвы. В распоряжении агентства оказались материалы Интерпола, в которых приводятся фамилии большинства подозреваемых по данному делу, а также указаны их роли при совершении убийства.
О том, что дело об убийстве Листьева будет вести новый следователь «Росбалту» рассказал источник в СКП РФ. По его словам, руководство этого ведомства приняло решение поручить расследование Леме Тамаеву. Он когда-то был адвокатом, потом трудился в системе прокурорского следствия Мытищинского района, откуда был прикомандирован к следственной группе по делу финансовой пирамиды «Социальная инициатива».
«На данный момент расследование дела об убийстве Листьева приостановлено, новый следователь может его возобновить, но перспективы данного дела выглядят туманными – многие фигуранты уже мертвы», — сообщил собеседник «Росбалта».
Как заявил агентству бывший генпрокурор РФ Юрий Скуратов, хорошие перспективы раскрыть это убийство были, когда дело вел следователь Петр Трибой, но тогда этого «сделать не дали». Однако, по мнению Скуратова, при желании и сейчас шансы на успех у следователей есть.
«Информация о смерти всех фигурантов дела сильно преувеличена», — отметил «Росбалту» экс-генпрокурор. По словам Скуратова, еще в бытность его генпрокурором в расследовании были вполне конкретные подозреваемые.
Данную информацию подтверждают и материалы Интерпола, которые оказались в распоряжение «Росбалта». Эта международная полицейская служба принимала участие в расследовании в связи с тем, что многие фигуранты вскоре после преступления уехали за границу. В сборе информации по данному делу участвовали представители национальных бюро Интерпола целого ряда стран. Из их сведений складывается картина, которая в целом подтверждает версию российских следователей.
В начале 1995 года Владислав Листьев был утвержден гендиректором ОРТ. Почти сразу после этого началась борьба за рекламное пространство канала. По версии следствия, прежние фирмы-посредники, большинство из которых находилось под контролем различных преступных группировок и «авторитетов», не хотели терять столь «лакомый кусок». Да и сам Владислав Листьев являлся акционером рекламного агентства «ИнтерВИД».
Гендиректор ОРТ принял беспрецедентное решение – на четыре месяца вообще отказаться от рекламы на телеканале, а потом уже определиться с теми, кто будет ее продавать. По версии Генпрокуратуры, самые серьезные последствия такое решение имело для уже существующих фирм-посредников.
Как раз в этот период некоторые из них должны были вложить средства от рекламы на телеканале в другие бизнес-проекты, которые бы просто рухнули без денежных вливаний. По данным следствия, с Листьевым пытались договориться и бизнесмены, и представители криминального мира, но все было бесполезно. Сам журналист полагал, что из-за его известности в на его убийство никто не решится. Как оказалось, он ошибался.
Согласно данным «Интерпола», два лидера одной из группировок и два весьма известных в то время бизнесмена (они названы в материалах «Интерпола») решили устранить Листьева. Отвечал за проведение операции «авторитет» по кличке Душман, который курировал в группировке вопросы, связанные с рекламным бизнесом.
Он, в свою очередь, поручил «заказ» ранее судимому руководителю нескольких криминальных бригад по кличке Квакин, а тот распорядился расправиться с журналистом лидеру бригаду Скрылу. На роли исполнителей были подобраны пять человек, в том числе и бывшие военные. Злоумышленники некоторое время следили за Листьевым. Ехали за ним и 1 марта 1995 года.
Когда журналист подошел к подъезду, преступники сообщили об этом двум своим сообщникам, которые в тот момент уже находились в здании. После убийства, по версии следствия, участники преступления уехали за границу, в том числе в Чехию, а двое непосредственных исполнителей скрылись в Израиле. Укрываться им там помогал друг Скрыла по кличке Киевский, являющийся гражданином Израиля.
По данным Интерпола, уже в мае 1995 года большинство представителей криминального мира, имевших отношения к убийству Листьева, собрались в Праге в ресторане «В Холубу». Там присутствовали один из лидеров преступной группировки, а также Душман, Квакин и Скрыл. Участники сходки были задержаны местной полицией, но вскоре их отпустили на свободу.
6 июля 1995 года Квакин был арестован греческими властями в аэропорту Афин за хранение героина. Его заключили в тюрьму «Коридаллос» в Пирее, однако впоследствии освободили. По данным Интерпола, Скрыл позже скончался при загадочных обстоятельствах. По официальной версии — от передозировки наркотиков.
МВД РФ вело переговоры с израильскими властями о возможности совместных действий в отношении подозреваемых, однако потом произошла «утечка» информации. А вскоре один из предполагаемых киллеров – Александр Агейкин был обнаружен мертвым в Тель-Авиве. По официальной версии, он также скончался от передозировки наркотиков. Судьбу остальных подозреваемых выяснить так и не удалось. По данным источников «Росбалта» большинство из них уже нет в живых.
В 1996 году Генпрокуратура выдвинула версию о том, кто мог получить «заказ» и организовать преступление. Таким человеком посчитали авторитетного бизнесмена с Солнцевского проспекта Игоря Дашдамирова. В милицейских базах он на тот момент значился как «солнцевский авторитет» по кличке Душман, в бригаду которого входили пять человек.
Однако в розыск его объявили вовсе не по делу Листьева, а по обвинению в изнасиловании. При этом в ориентировке на Дашдамирова говорилось следующее: «Особо опасен. Может использовать паспорт на фамилию Дмитров. Может быть вооружен. При обнаружении срочно сообщить в ГУВД Москвы».
Летом 1996 года Дашдамирова задержали спецслужбы Грузии и экстрадировали в Москву. Здесь подозреваемого неоднократно допрашивали в связи с убийством Листьева, но этим всем и ограничилось. Дашдамирову предъявили обвинение в изнасиловании, он получил 3,5 года тюрьмы и уже в 1999 году вышел на свободу.
Само уголовное дело об убийстве Листьева, как уже сообщал «Росбалт», было приостановлено с формулировкой «в связи с невозможностью установить лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответственности».
Александр Шварев
ссылка