Бюрократы не пускают путешественника в Россию
Британский пилот Норман Серплас, начавший в 2010 году благотворительное путешествие вокруг света на своем автожире — небольшом вертолете — вот уже 10 месяцев не может получить разрешение о входе в воздушное пространство России. Его проект — под угрозой срыва. Чиновники Росавиации говорят, что беспокоятся о безопасности пилота. Эксперты считают, что британский автожир не впускают ФСБ и Минобороны.
49-летний британец Норман Серплас начал свое кругосветное путешествие на крошечном, пятиметровом вертолете, или автожире, в 2010 году. Он уже пересек территорию 18 стран и побил многочисленные рекорды FAI –Международной организации по координации авиационных видов спорта. С июля прошлого года Норман Серплас находится в Японии — вот уже 10 месяцев чиновники Федерального агентства воздушного транспорта не дают ему разрешения о входе в воздушное пространство России. Норман победил рак, одна из целей его проекта «Выход автожира на мировой уровень» — это попытка собрать средства в поддержку лечения и изучения рака в Великобритании.
Советник руководителя агентства Андрей Прянишников объяснил РС, что в Росавиации приветствуют стремление британца совершить кругосветное путешествие на автожире. Однако ведомство не сможет обеспечить радиообмен на английском языке на тех маршрутах, которые он указал в заявке на полет. Речь идет о безопасности летчика, утверждают в Росавиации. Если с автожиром что-нибудь случится, его трудно будет найти. Если бы Норман Серплас нашел пилота-лидера, то есть рядом с ним летел бы вертолет сопровождения, вопрос был бы решен положительно, сказал Андрей Прянишников.
Председатель правления Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов Владимир Тюрин напоминает, что британец Норман Серплас — не первый иностранный пилот, которому не дают разрешения войти в воздушное пространство России. До него российские авиачиновники, а также представители ФСБ и Минобороны, не впустили в страну итальянских летчиков. Он поясняет, что Росавиация согласовывает разрешение для иностранных пилотов с ФСБ, и, в случае, если оно подтверждается, ФСБ посылает его в Минобороны. Видимо, Нормана Серпласа не впускают в Россию силовые ведомства. Тюрин напоминает, что в прошлом году в Россию собирались прилететь 20 итальянских частных воздушных судов, но им также отказали в разрешении. В итоге летчики прибыли в Россию обычным международным авиарейсом.
Сторонники Нормана Серпласа напоминают, что первый автожир осуществил свой полет в 1923 году. Это единственный тип воздушного судна, на котором до сих пор не совершались перелеты вокруг света.
Вот как прокомментировал Норман Серплас по телефону из Японии сложившуюся ситуацию в интервью РС:
— Насколько нам известно, русские не отказали в разрешении пересечь их воздушное пространство. Они утверждают, что разрешение находится в процессе оформления. Просьбу о разрешении мы передали им уже очень давно, но они невероятно медленно занимаются его оформлением. Российские власти не учитывают возникшую у нас проблему. Дело в том, что пересечь Берингово море на автожире можно только в очень короткий период недолгого арктического лета, когда это позволяют климатические условия. Практически это можно сделать только в середине лета. За это время нам нужно будет еще пересечь лежащую за Полярным кругом территорию Аляски. Этим и объясняется наше волнение. Нам жизненно важно получить разрешение российских властей именно этим летом.
— Как долго вы еще можете ждать разрешения продолжить полет?
— Я должен учитывать всю оставшуюся часть маршрута. Мне необходимо пересечь в летнее время не только Берингово море, но и Гренландию, и Северную Атлантику. Сделать это нужно хотя бы до конца августа. Конечно, идеально было бы сделать это в июле, поскольку меня ждет еще перелет через США, который займет три недели. Нужно еще получить разрешение покинуть Японию, но с этим, уверен, проволочек не будет. Как только я получу разрешение от российских властей, японцы сразу же выдадут мне разрешение покинуть их страну.