Цитирую с мед. сайтов - для краткости, с моими изменениями.
В течение XIX века психика, в соответствии с научной парадигмой, отождествлялась с собственно сознанием и ведущим методом исследования был метод интроспекции.
Открытие 3игмундом Фрейдом / S. Freud [1856-1939] эффектов бессознательного расширило рамки понимания ресурсов термина психология.
Один из основателей американской психологии Уильям Джеймс / W. James [1842-1910] писал в начале ХХ века:
«Наше нормальное бодрствующее сознание, разумное сознание, как мы его называем, - это не более, чем один особый тип сознания, в то время как повсюду вокруг него, отделенные от него тончайшей преградой, лежат потенциальные совсем другие формы сознания. Мы можем прожить жизнь и не подозревая об их существовании; но стоит применить уместный стимул, - и они появятся во мгновение ока и во всей полноте - определенные умонастроения, которые, возможно, где-то могут быть применены и приспособлены».
Измененные состояния сознания могут иметь различные формы. Например, они могут проявляться как:
- переход, как любят выражаться адепты этих состояний, к иным «точкам сборки» (нестандартным способам упорядочения внутреннего опыта и переживаний);
- необычные / новые эмоциональные переживания, изменение восприятия времени, галлюцинации, явление деперсонализации, явление множественной личности;
- переход от привычных словесных и логических умозаключений к наглядно-чувственным (довербальным) образам и т.п.
Эти необычные проявления, по-видимому, привели к бытующему мнению, что измененное сознание помогает при решении творческих задач...
Эти состояния могут являться как следствием травмы, заболевания, отравления, утомления, длительного голодания, так и вызываться искусственно с помощью: длительного повторения ритмических движений (пляски шаманов); гипервентиляции легких или, напротив, длительной задержки дыхания; употребления наркотических веществ; медитации; экстремальных условий, например, когда человек долго находится в горах или на подводной лодке; длительной изоляции и т.п.
В области психиатрии измененные состояния или пограничные состояния сознания рассматривается как особые состояния сознания, к которым относят: гипноз, транс, медитацию, аутогенное погружение, состояния в период засыпания / просыпания и т.п.
В психиатрии по совокупности критериев - "Транс" относится к измененному сознанию. Видимо, одна из стадий. Но наличия привычного полноценного сознания уже нет.
.......................
Измененные состояния сознания (а/tered states of consciousness) возникают при воздействии на личность человека, пребывающего в обычном состоянии сознания, различных факторов:
- стрессовых, аффектогенных ситуациий; сенсорной депривации или длительной изоляции; интоксикации (психоделические феномены, галлюцинации на фоне высокой температуры и др. );
- гипервентиляции легких или, напротив, длительной задержки дыхания;
- острых невротических и психотических заболеваний;
- когнитивно-конфликтных ситуаций, выбивающих сознание субъекта из привычных форм категоризации (например, необычное поведение наставника в чань-буддизме, применение коанов, т. е. парадоксальных изречений, используемых буддизмом), парадоксальных инструкций, не выполнимых в логике обычного состояния сознания и приобретающих осмысленность для субъекта лишь в «логике ИСС»;
- в гипнозе и медитации и др.
В литературе ИСС определяется как психическое состояние, вызванное тем или иным физиологическим, психологическим или фармакологическим агентом, субъективно описываемое индивидом в терминах внутреннего опыта и при объективном наблюдении за ним характеризуемое как отклонение от определенной нормы функционирования психики
Или как качественную перестройку в индивидуальном паттерне психического функционирования.
Наиболее ранней формой фиксации и развития в человеческой культуре сознательного индуцирования ИСС и их активного применения с различными целями является шаманизм.
Шаманству -
........................
В этнографии описаны измененные состояния, известные под названиями «шаманская болезнь», «шаманский транс», состояния коллективного транса, например в процессе проведения шаманского обряда камлания и т. д.
В дальнейшем ИСС и приемы их наведения нашли свое место как в различных религиях, так и в «народной» культуре:
- в знахарстве, гаданиях, деревенской магии, карнавалах и др.
Привлечение внимания науки к феноменам ИСС и способам их регуляции связывается с эпохой месмеризма, когда Ф. А. Месмером (1733—1815) были заложены основы гипноза и начато его активное терапевтическое использование.
Правда, интересно и необычно?