Музыкальные компактные диски перестали быть товаром массового спроса
Продажи CD из-за конкуренции со стороны интернета снизились настолько, что от них отказался крупнейший российский продавец электроники — «М.видео».
До середины марта аудио-CD (более 3000 товарных наименований) будут выведены из ассортимента магазинов «М.видео», рассказал представитель сети Антон Пантелеев. Их доля в продажах за два года снизилась почти в 3,5 раза — примерно до 1,35% от продаж медианаправления, объясняет он. Диски с видео— и программным обеспечением пока остаются в продаже, но в течение ближайших двух лет ритейлер хочет перевести продажи всей медиапродукции в интернет: продавать через интернет-магазин не физические носители, а контент — музыку, программное обеспечение и кино.
Продажи CD снижаются и в магазинах MediaMarkt и Saturn, говорит пресс-секретарь ритейлера Анна Трофимова: «Сейчас мы не отказываемся от дисков, но работаем над альтернативными каналами продаж музыки». Диски пока остаются в продовольственных гипермаркетах, говорит представитель Auchan Мария Курносова. «Мы не убираем диски с полок, это делают сами производители — они сами переводят продажи в интернет», — добавляет она.
Сети, специализировавшиеся на продаже музыки, в прошлом году вынуждены были закрыть часть магазинов, говорит музыкальный критик, бывший директор по маркетингу сети «Пурпурный легион» Александр Лоевский. «У „Союза“ в 2010 г. было почти 80 магазинов, то к началу 2012 г. осталось только восемь. „Пурпурный легион“ закрыл два из пяти магазинов. Сами диски стали из товара массового спроса нишевым продуктом для ценителей и коллекционеров», — рассуждает Лоевский. Связаться с председателем совета директоров «Союза» Александром Меном вчера не удалось.
До 2008 г. Россия была одной из трех стран в мире, где продажи CD стабильно росли, рассказывал «Ведомостям» управляющий директор Universal Music Russia Дмитрий Коннов: «Это происходило за счет стремительного развития розницы в нашей стране, но в кризис ритейлеры резко сократили ассортимент, аудио— и видеопродукция практически ушла из сетей, поэтому в 2009 г. произошел резкий спад продаж дисков в России, а последующие два года рынок оставался примерно на том же уровне».
«Отказ от CD-дисков — это мировой тренд, от выпуска и продажи физических носителей уходят и музыкальные коллективы, и мейджоры, и розничное звено, которому приходится дополнять ассортимент электроникой, музыкальными инструментами и сопутствующими товарами», — рассуждает главный эксперт аналитического агентства Intermedia (изучает музыкальный рынок) Александр Тихонов. По оценкам Intermedia, объем продаж легальных физических медианосителей (CD и DVD с музыкой и фильмами) в России в 2011 г. снизился в 2,3 раза до $80 млн против $185 млн в 2010 г. Такими же темпами падали продажи и пиратских дисков — с $111 млн до $50 млн
«Продажи дисков c молодежной музыкой катастрофически упали — 14–18-летние слушатели просто не покупают CD. В то же время музыка 40–50-летних — Beatles, Rolling Stones, Queen, ABBA, Depeche Mode, Стинг — продается на CD стабильно и даже имеет тенденцию к небольшому росту в премиум-сегменте. Устойчивым спросом пользуются дорогие подарочные издания, юбилейные переиздания, эксклюзивные боксы и антологии», — рассказывает Тихонов.