ХОРОШИЙ ФОРУМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ХОРОШИЙ ФОРУМ » Культура и искусство » Массовая культура>>


Массовая культура>>

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

Начали с американской культуры как повсеместного китча и я полезла искать материал на тему массовой культуры, который мне как-то попался. вот мои раскопки.
Кузьма, В.П., Погребная В.Я.
Донецкий национальный университет экономики и торговли
имени Михаила Туган-Барановского

Массовая культура современного общества.

Интерес к явлению массовой культуры возник довольно давно и на сегодняшний день существует немало исследований,  теорий и концепций «массовой культуры». Авторы большинства из них склонны рассматривать ее как особый социальный феномен, имеющий свой генезис, специфику и тенденции развития. Вспомним наиболее влиятельные из этих теорий.
Центральное место в исследованиях данного направления отводится массовому обществу, возникшему в результате процессов индустриализации и урбанизации. Массовая культура при этом рассматривается как особый тип культуры заменившей собой традиционные формы народной культуры        (Ф. Ницше, М. Вебер, Н. Бердяев, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, Дж. Бентам, Д. Рисмэн, Ф. Ливис, Д. Томпсон, Р. Вильямс, Р. Хоггарт). В трудах этих философов и ученых «массовая культура» трактуется как предельное выражение духовной несвободы, социальный механизм отчуждения и угнетения личности человека. Таким образом, в рамках рассматриваемого направления феномен массовой культуры получает негативную оценку.
Теоретики и историки культуры придерживаются далеко не тождественных точек зрения по поводу времени возникновения массовой культуры как самостоятельного социального феномена. Так, Е. П. Смольская полагает, что оснований для того, чтобы говорить о тысячелетней истории массовой культуры не существует, так как те произведения не содержали известных шаблонов, которые характерны для произведений массовой культуры [1]. Напротив, американский социолог Д. Уайт считает, что к первым элементам массовой культуры можно отнести, например, бои римских гладиаторов, которые привлекали многочисленных зрителей [2].
Сейчас  массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое семиотическое пространство. Наиболее удачной, на наш взгляд, в этой связи является классификация сфер проявления массовой культуры, предложенная А. Я. Флиером. Среди основных проявлений и направлений массовой культуры он выделяет следующие: индустрия «субкультуры детства»; массовая общеобразовательная школа; система национальной (государственной) идеологии; массовые политические движения; массовая социальная мифология, упрощающая сложную систему ценностных ориентацией человека и многообразие оттенков миропонимания до элементарных дуалистичных оппозиций; индустрия развлечений и досуга, которая включает в себя массовую художественную культуру (кроме архитектуры), массовые постановочно-зрелищные представления, профессиональный спорт, структуры по проведению организованного развлекательного досуга, индустрия оздоровительного досуга [3].
Итак, массовая культура – явление далеко не однородное. Оно имеет свою структуру и уровни. В современной культурологии, как правило, выделяют три основные уровня массовой культуры:  кич-культура (т.е. низкопробная, даже вульгарная культура); мид-культура (так сказать, культура «средней руки»); арт-культура (мас-культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения).
Наиболее высокий уровень массовой культуры – арт-культура, так как рассчитана на самую образованную часть публики. Главной задачей арт-культуры является максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры.
Быстродоступность порождений массовой культуры достигается с помощью современных средств массовой коммуникации, которые год от года становятся все более совершенными и разнообразными. За последнее десятилетие к таким уже традиционным способам распространения продукции массовой культуры как кино, видео, теле и радиопрограммы, печатные издания прибавились мобильные системы связи (пейджеры, мобильные телефоны), а также Интернет.
Массовая культура является неотъемлемой частью жизни общества. Однако продукция массовой культуры недолговечна. Будучи в значительной мере культурой потребительской, она мгновенно реагирует на появляющийся спрос на ту или иную ее продукцию. С исчезновением спроса исчезает и продукция, предназначенная для его удовлетворения.
Говоря о недолговечности продукции массовой культуры, следует выделить особую категорию ее так называемых «культовых» произведений. Их главная особенность заключается в том, что они очень глубоко проникают в массовое сознание и приобретают достаточную степень устойчивости.
Массовая культура, порождая огромное количество своих произведений-однодневок, вместе с тем глубоко консервативна. Ее произведения можно безошибочно отнести к тому или иному жанру, сюжеты обладают четкой, из раза в раз повторяющейся структурой. И хотя зачастую произведения «массовой культуры» лишены глубокого смысла, они обладают жестким каркасом внутренней структуры. Лучшим средством угодить вкусам публики, считают некоторые культурологи,  оказывается не новизна, не новаторство, а банальность. Человек не способен понять и усвоить нечто совершенно новое для него, если это новое не имеет никаких соответствий с чем-либо уже известным. Известное служит путеводной нитью, ведущей через неизведанное пространство. Подсчитано даже, что если произведение содержит более 10% совершенно новой информации контакт с аудиторией теряется [4].
Выясним, каковы же  причины популярности мас-культуры. Здесь, кроме объективной причины (необходимость усредненного языка общения), можно выделить и другие, которые непосредственно связаны с особенностями человеческого сознания. Они выглядят следующим образом: нежелание индивида активно участвовать в социальных явлениях и процессах духовно или интеллектуально; желание уйти от повседневных проблем, от обыденности и рутины; желание понимания и сопереживания своим проблемам со стороны другого человека и общества.
  Массовая культура, учитывая все эти особенности сознания, предоставляет продукцию, которая легко воспринимается, позволяет окунуться в мир грез и иллюзий, создает впечатление обращения к конкретному индивиду.
Таким образом, можно сказать, что массовая культура прочно укрепилась в современном обществе и ожидать ее спонтанного исчезновения, по крайней мере в ближайший исторический период, не приходится. Очевидно, что если она продолжит свое существование в настоящем виде, то общий культурный потенциал цивилизации не только не возрастет, но может понести и существенный ущерб. Поэтому необходима идейная трансформация мас-культуры через ее наполнение более возвышенными идеями, социально значимыми сюжетами и эстетически совершенными образами. Мы полагаем, что решающую роль в такой позитивной трансформации мас-культуры может и должна сыграть мировая духовная культура во всем многообразии своих видов и форм.

0

2

Может быть, кто-то не согласен и хочет свою точку зрения высказать?

0

3

Ромашка написал(а):

Так, Е. П. Смольская полагает, что оснований для того, чтобы говорить о тысячелетней истории массовой культуры не существует, так как те произведения не содержали известных шаблонов, которые характерны для произведений массовой культуры

Ромашка написал(а):

Массовая культура является неотъемлемой частью жизни общества. Однако продукция массовой культуры недолговечна. Будучи в значительной мере культурой потребительской, она мгновенно реагирует на появляющийся спрос на ту или иную ее продукцию. С исчезновением спроса исчезает и продукция, предназначенная для его удовлетворения.

Нашла интересную статью по теме.

"Легли в коробку книжечки, / Пошли гулять портретики / По царству всероссийскому, / Покамест не пристроятся / В крестьянской летней горенке, /На невысокой стеночке... / Чёрт знает для чего!"
Л. И. Скворцов
ПОШЛИ ГУЛЯТЬ ПОРТРЕТИКИ... ЧЁРТ ЗНАЕТ ДЛЯ ЧЕГО! Как мы понимаем знакомые строки

Ссылка
Массовая культура была всегда. Лубочные картинки, дешевые литографии, простенькие песенки, "романы для горничных". Я лично читала "Любовь цыгана".
(О, любимый Жак, - рабски продолжала красавица Бетти, - я сделаю для тебя все, что только пожелаешь).
Со временем большая ее часть канула в Лету, а другую фольклористы объявили ценнейшим культурным наследием. Далеко не всегда оправданно. Ценности в нем иногда не больше, чем в старой почтовой марке - просто последний экземпляр случайно уцелевшего ширпотреба.
Мужик лапти снял, к интернету подключился, гаджетами обзавелся и пошел скачивать очередного "глупого милорда". И не только русский мужик, а и американский, и китайский... Да, вот еще. Если раньше иноземных милордов только в своих книгах в глупом виде выводили, теперь на них периодически в сети наталкиваются. И объявляют пиндосским кичем, противопоставляя ему наш посконный лубок.

Впрочем, не только мужик. Аристократия в балет ходила на голые ножки поглазеть, а в оперу на декольте оперных див полюбоваться. Барковым в списках зачитывались, сальные гравюры исподтишка друг дружке показывали.

Не, ждать исчезновения массовой культуры точно не приходится. Можно только не тратить свое время на борьбу с ней. Ибо "Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй".

0

4

:D Ну что ж так прям сразу "чудище".)))))
Поскольку массовая культура недолговечна и отзывается на текущий момент, она тоже имеет полезную функцию. Вызывает чувство единения и причастности масс к событиям текущего момента, улучшает настроение.
Вдобавок грузить моск только " высоким" и "вечным" порой бывает реально трудно, по себе знаю. Прихожу так порой с работы опосля трудного судебного процесса - и что, думаете, мне хочется начать Кафку читать? Нее, я лучше в ютубе клипик ржачный гляну. Какой покичёвее. :D

0

5

Svetik написал(а):

Ну что ж так прям сразу "чудище".)))))

Ты забыла, у меня ж нежная любовь к чудищам.
Я тоже не сплошными Черными квадратами любуюсь.
(И почти всю Маринину перечитала в свое время, когда больше нечем заняться было. Но это страшная тайна).
Я как раз и хотела сказать, что массовая культура была, есть и будет. Хочешь пользуйся, хочешь нет. А воевать с ней в надежде, что, если ее не станет, то все сразу кинутся Белинского и Гоголя читать - это наивно.
Но самое худшее, на мой взгляд, использовать эту борьбу, как повод в очередной раз выдать в народ порцию антиамериканизма. Дескать, если бы не их проплаченный ЦРУ китч, мы были бы самой культурной нацией в мире. Это уже не наивно, это мерзко.

0

6

Delia написал(а):

Но самое худшее, на мой взгляд, использовать эту борьбу, как повод в очередной раз выдать в народ порцию антиамериканизма. Дескать, если бы не их проплаченный ЦРУ китч, мы были бы самой культурной нацией в мире. Это уже не наивно, это мерзко.

Отдыхала я как-то на Чёрном море, под Геленджиком... Эхх...  :love:
Ну так вот. Там с нами в соседях были две пожилые тётеньки. И довелось мне с ними разговориться о кино. Так вот - они в один голос стали мне утверждать, что такие фильмы, как "Терминатор" снимаются в США исключительно для того, чтобы нашу отечественную молодёжь развратить. Можете представить моё состояние после таких заявлений, высказанных безапелляционно и со взглядом на меня в четыре глаза как на предателя Родины, не меньше.  :D

0

7

Svetik написал(а):

такие фильмы, как "Терминатор" снимаются в США исключительно для того, чтобы нашу молодёжь развратить

А я помню статью в каком-то комсомольском журнале, где было написано, что рок-музыку "изобрели" по заказу ЦРУ с той же целью. Печально, что методы советской пропаганды до сих пор пользуются таким спросом.
Зато я просмотрела 20 страниц Гугла и не нашла ни одного толкового серьезного сайта, посвященного Великой Американской Культуре. А отрицать, что она великая, - это полное невежество. Прямо хоть бросай колледж и садись писать книгу, чтобы "закрыть брешь" в современной культурологии))

0

8

Delia написал(а):

А отрицать, что она великая, - это полное невежество. Прямо хоть бросай колледж и садись писать книгу

Сначала тут выскажись, пожалуйста: Американская культура существует? Или - только кич?>> :)

0

9

Кстати. У нас на форуме лежит обалденная статья о массовой культуре вообще и об американской в частности. Взвешенная, интересная, аргументированная. И ни одного ответа.
Ссылка

0

10

Delia написал(а):

И ни одного ответа.

Многабукф, никто ниасилил.)

0

11

Svetik написал(а):

Многабукф, никто ниасилил.)

Я еще со школьных лет подозревала, что я одна умею читать, а остальные только притворяются [взломанный сайт]

0


Вы здесь » ХОРОШИЙ ФОРУМ » Культура и искусство » Массовая культура>>


Создать форум. Создать магазин