Дамы с веером
Гойя-Лусиентес Франсиско
Обыкновенно веер связывают с балами, маскарадами, с торжественными приемами. Между тем он принадлежит к числу первых бытовых предметов, вошедших в обиход человека. Веера-опахала, изначально называвшиеся мухогонками, появились за много тысячелетий до нашей эры в странах с жарким тропическим климатом. По сути, это были ветки, листья деревьев или пучок перьев, с помощью которых люди защищались от мух и других насекомых.
Существует легенда о происхождении веера. В жену бога любви Эроса - Психею влюбился бог западного ветра Эол. Во время отсутствия Эроса Эол проник в комнату к спящей Психее и стал ее целовать. Вернувшийся Эрос в гневе оторвал крыло у соперника. От шума проснулась Психея. Взяв трофей мужа, она кокетливо стала им обмахиваться. Так, по греческому преданию, появилось первое опахало.
Archduchess Marie Christine of Austria, 1760
С начала второго тысячелетия до нашей эры опахало уже известно в Китае и Японии, где оно было важнейшим предметом быта, атрибутом царского достоинства. Им приветствовали друг друга. Опахало с изображением восходящего серебряного солнца служило символом военной власти. Генералы использовали его при отдаче команд. Сохранился специальный кодекс от V века до нашей эры. В нем строго регламентировалось употребление опахала. Так, например, императорская семья имела опахало, украшенное золотом и нефритом; мандарины - опахало с серебром и слоновой костью; ученые - самое простое, из вощеной бумаги. Осмелившихся иметь опахало не по рангу били кнутом.
В Древнем Египте существовал высокий титул "носителя опахала с левой стороны". Только лица царской крови имели право на этот титул. В гробнице Тутанхамона найдено деревянное опахало полукруглой формы, обитое толстыми золотыми пластинами. На нем сохранились остатки страусовых перьев.
Maria Luisa de Bourbon 1775
Благодаря росписям на античных вазах мы знаем, как выглядело греческое опахало - рапидион. Как правило, оно было из листьев платана, миртовых ветвей или плетеное. К V веку до нашей эры гречанки предпочитали рапидион из перьев павлина.
От этрусков римляне заимствовали опахало-флабеллиум в виде павлиньих перьев на длинной ручке. Римлянка не должна была сама обмахивать себя. Для этого существовал молодой раб - флабеллифер. Он обмахивал свою госпожу днем и ночью. Кроме больших флабеллиумов были маленькие - табеллы, из дорогого дерева или кости. Ими щеголи услаждали своих дам. Овидий писал: "Хочешь, на тебя ветерком легким повею, перед тобой махать веером стану? Иль нет?" (Переводчик книги Овидия "Amores" ошибся: опахало стали называть веером лишь в XVI веке)
Jacquet Gustave-Jean
В Европе опахала появились в XV - начале XVI века. Были они перьевые, из бумаги, из ткани в форме флажка или круга на ручке, которая вращалась наподобие трещотки. Делали их из дорогих пород дерева, кости, золота. Украшали жемчугом, драгоценными камнями. Иногда в ручке был тайник для записок или яда. Поистине это были произведения искусства. Понятно, что стоили они очень дорого. Так, украшенное редкими изумрудами опахало герцогини Мантуанской оценивалось в целое состояние. При нужде в деньгах она отдавала его под залог в Миланский банк.
Предприимчивые португальцы в середине XVI века привезли из Китая в Европу складное опахало eventail. С этого времени опахало из нескольких пластин со складным экраном стали называть веером. Сперва он появился в Италии и Испании как неотъемлемый предмет женского костюма. Во Франции распространение веера связано с именем Екатерины Медичи, которая имела более 900 прекрасных экземпляров, ныне находящихся в Лувре.
Фредерик Лейтон
Наивысшего расцвета веерное искусство достигло в XVIII веке. Над созданием вееров работали такие художники, как Буше, Ватто, Вижи-Лебрен и др. В живописи экрана величавость царственных поз XVII столетия уступила место очаровательной грации галантно-пасторальных сцен, апофеозу любви в гирляндах цветов и лент. В росписи кроме гуаши начали применять недавно изобретенную акварель. Теперь веер в руках красавицы - "скипетр на владение миром". Он превратился в неотъемлемую часть жизни женщины. При его помощи она выражает свои чувства, ведет беседу. "Ах! Я замужем!" - легкое обмахивание раскрытым веером. "Да!" - веер открыт у правой щеки, "нет!" - у левой. "Можете быть смелее и решительнее" - веер держат стрелой.
Фабиан Перес
В XIX веке правила хорошего тона рекомендовали дамам иметь веер в зависимости от возраста и положения. Вдовам в первые дни траура полагался черный веер, затем фиолетовый. Девушкам рекомендовалось пользоваться одноцветным - белым, голубым, розовым и без украшений. Веер был одним из немногих сувениров, который девица могла принять от кавалера. Соблюдая правила, хозяйка дома должна держать веер на столике в гостиной. Постепенно веер из дворянского обихода проникает в быт купцов и мещан.
Демократические идеи в искусстве середины XIX века оказали влияние на оформление веера. Взамен сентиментальных сцен в веерной живописи появляются жанровые сцены из жизни народа
Фридрих Винтерхальтер. Портрет Юсуповой.
Константин Маковский. Портрет Марии Михайловны Волконской
Берта Морисо
Мэри Кассат. Женщина с веером в ложе
Во второй половине XVIII века веер в России – обязательная и активная деталь всех балов, торжеств, приемов. Он окончательно утрачивает свое первоначальное утилитарное значение и становится изощренным орудием женского кокетства. «Веер был настолько распространенным предметом, что дама чувствовала себя без веера столь же неловко, как кавалер без шпаги». В искусстве пользования веером требовалось большое умение, ловкость, изобретательность. Был разработан целый комплекс веерных манипуляций для испытания поклонников и обожателей. В умелых руках веер мог подчеркнуть красоту и скрыть недостаток, он использовался хозяйкой для «саморекламы», например, для обращения внимания поклонников на какие-то ее «телесные достоинства».
Если верить описаниям журналов времени правления Екатерины II стремление веселиться и нравиться, привлекать мужчин, затмевать соперниц было основными желаниями женщин. Женщина екатерининской эпохи – «профессиональная обольстительница» с веером в руках. Свободная любовь и постоянная смена любовников были общепринятыми. Термин «махание», приравниваемый к волокитству, тоже относится к концу XVIII века. Ветреность светских красавиц отражена в каламбуре: «Одного любить не в моде – нынче машут по погоде».
В журнале за 1790 год сказано: «красавицам известно, сколько раз нужно махнуть веером так, чтобы от сего косыночка, закрывающая их грудь, приняла то прелестное положение, при котором вопреки булавок видима бы быть могла восхищающая беспорядочность; и сколько ударов веера потребно для того, дабы приятным образом развевать свои волосы, придавая им такое восхищающее положение, которое кроме опахала никакая рука смертного доставить им не может».
Веер мог использоваться и как любовная почта: на нем писались или к нему прикреплялись признания, объяснения в любви, вопросы и ответы. В XVIII веке веер вообще часто служил своеобразной «библиотекой» любовных стихов, афоризмов, анекдотов, песен, нот. Начертанные на оборотной стороне экрана эти «произведения» помогали их владелицам быть яркими и остроумными, развлекали участников вечеров, играли роль любовных посланий.
Об истории веера в нашей стране от допетровского времени известно немного. Так же, как и в Европе, в России бытовали опахала двух видов - перьевое и с покрышкой. Изготовляли их в Москве в Государевой Оружейной палате. Но были и привозные, большей частью из Византии, как подарки. Царица Наталья Кирилловна, мать Петра I, имела опахало "перейное, черное черен яшмовый, а в золоте, в гнездышках камешки червчаты, яхонты и лалы и изумруды". Его прислал в дар патриарх византийский. Опахалами пользовались как женщины, так и мужчины. При аресте Василия Голицына в описи его имущества числилось "опахало атлас алый, рукоять деревянная". С изменением образа жизни при Петре I, с заменой русского платья на европейское веер в руках женщины становится орудием грациозного кокетства. Опытные кокетки знают, "сколько раз можно махнуть веером так, чтобы от сего косыночка, закрывающая их грудь, приняла то прелестное положение, при котором вопреки булавок видима бы быть могла восхищающая беспорядочность" ("Сатирический журнал" за 1790 год). Живой и образный веерный язык в России называли "маханием". Махаться - означало кокетничать. "Я знаю, что она глазеет на Таларикина. Я знаю, что у них великое махание; только мне кажется, что он в болванчики ей не годится" ("Именины госпожи Ворчалкиной". Сочинение императрицы Екатерины II. СПб., издание А. Маркса, 1893).
Излюбленным местом встреч московских и петербургских щеголей XVIII столетия были торговые ряды. Веер и тут необходим: на нем писали записочки: "Явись, суровая, явись хотя б в ряды, там учини конец моей любви".
Русский флот в 1770 году нанес сокрушительное поражение туркам в Чесменской бухте. В Эрмитаже хранится веер, посвященный этой победе, заказанный графом Орловым-Чесменским и подаренный Екатерине II. В нежно-бирюзовых тонах изображены на море два русских корабля, на суше видно русское войско. Живопись выполнена Г. Козловым. Превосходная золотая оправа с головками греков и их доспехами в крошечных медальонах, над которой трудился ювелир И. Адор, относится к числу лучших ювелирных изделий XVIII столетия. Об истории веера в нашей стране от допетровского времени известно немного. Так же, как и в Европе, в России бытовали опахала двух видов - перьевое и с покрышкой. Изготовляли их в Москве в Государевой Оружейной палате. Но были и привозные, большей частью из Византии, как подарки. Царица Наталья Кирилловна, мать Петра I, имела опахало "перейное, черное черен яшмовый, а в золоте, в гнездышках камешки червчаты, яхонты и лалы и изумруды". Его прислал в дар патриарх византийский. Опахалами пользовались как женщины, так и мужчины. При аресте Василия Голицына в описи его имущества числилось "опахало атлас алый, рукоять деревянная". С изменением образа жизни при Петре I, с заменой русского платья на европейское веер в руках женщины становится орудием грациозного кокетства. Опытные кокетки знают, "сколько раз можно махнуть веером так, чтобы от сего косыночка, закрывающая их грудь, приняла то прелестное положение, при котором вопреки булавок видима бы быть могла восхищающая беспорядочность" ("Сатирический журнал" за 1790 год). Живой и образный веерный язык в России называли "маханием". Махаться - означало кокетничать. "Я знаю, что она глазеет на Таларикина. Я знаю, что у них великое махание; только мне кажется, что он в болванчики ей не годится" ("Именины госпожи Ворчалкиной". Сочинение императрицы Екатерины II. СПб., издание А. Маркса, 1893).
Излюбленным местом встреч московских и петербургских щеголей XVIII столетия были торговые ряды. Веер и тут необходим: на нем писали записочки: "Явись, суровая, явись хотя б в ряды, там учини конец моей любви".
Русский флот в 1770 году нанес сокрушительное поражение туркам в Чесменской бухте. В Эрмитаже хранится веер, посвященный этой победе, заказанный графом Орловым-Чесменским и подаренный Екатерине II. В нежно-бирюзовых тонах изображены на море два русских корабля, на суше видно русское войско. Живопись выполнена Г. Козловым. Превосходная золотая оправа с головками греков и их доспехами в крошечных медальонах, над которой трудился ювелир И. Адор, относится к числу лучших ювелирных изделий XVIII столетия.
Ссылка >>