ХОРОШИЙ ФОРУМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ХОРОШИЙ ФОРУМ » Архив форума » Массовое оглупление?


Массовое оглупление?

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

Статья про США, но только ли?..
=======================

Называйте меня снобом, но мы и правда превратились в страну дураков.

Тупеющая Америка ("The Washington Post", США) Сьюзен Джекоби (Susan Jacoby) Sunday, February 17, 2008; B01

'Разум нашей страны, приученный обращаться к низким предметам, пожирает себя изнутри', - это наблюдение Ральф Уолдо Эмерсон (Ralph Waldo Emerson) высказал еще в 1837 г., но именно в сегодняшней, до неузнаваемости изменившейся Америке его слова отдаются горьким пророческим эхом. В духовном плане мы оказались в большой беде, рискуя, что наш нажитый с таким трудом культурный капитал растает под воздействием ядовитой смеси антиинтеллектуализма, антирационализма и заниженной планки ожиданий.

Впрочем, вряд ли хоть кто-то из кандидатов осмелится затронуть эту тему на долгом и тернистом пути к Белому дому. Всякий, кто заикнется о том, что невежество населения усугубляет серьезнейшие проблемы, с которыми сталкивается страна, почти наверняка навлечет на себя обвинение в 'элитарности' - одно из самых страшных для любого, кто претендует у нас на высокий государственный пост. Нет, наши политики сегодня постоянно называют американцев 'ребятами' (мол, все мы здесь люди простые) - ни в одном из важных выступлений президентов до 1980 г. вы этого покровительственного обращения не обнаружите. (Как вам, например, такой вариант: 'Мы полны уверенности, что эти люди погибли не напрасно : и правление ребят, именем ребят и ради ребят никогда не исчезнет с лица земли '?). Когда имидж 'простого парня' становится эталоном, о какой бы эпохе ни шла речь, это - отличительный признак антиинтеллектуализма.

Классический труд на эту тему - 'Антиинтеллектуализм в жизни Америки' ("Anti-Intellectualism in American Life") историка из Колумбийского университета Ричарда Хофстедтера (Richard Hofstadter) - вышел в 1963 г., в промежутке между антикоммунистической 'охотой на ведьм' эпохи маккартизма и социальными потрясениями конца шестидесятых.
Но нынешний антиинтеллектуализм больше напоминает не прилив, а всемирный потоп. Если бы Хофстедтер (он скончался от лейкемии в 1970 г., в возрасте 54 лет) дожил до сегодняшнего дня и решил переработать свою книгу с учетом новых реалий, он обнаружил бы, что наша эпоха круглосуточного 'инфотейнмента' превзошла его самые мрачные прогнозы о будущем американской культуры.

Перефразируя слова покойного сенатора Дэниэла Патрика Мойнихена (Daniel Patrick Moynihan), можно сказать, что 'уровень терпимости' к оглуплению стабильно повышается уже несколько десятилетий за счет сочетания нескольких, пока неодолимых, факторов. Среди них - триумф 'видеокультуры' над печатным словом (понятием 'видео' я обозначаю все формы цифровых, а также традиционных электронных СМИ); явное несоответствие между формально растущим уровнем образования в Америке и весьма слабое знакомство наших соотечественников с элементарными основами географии, естественных наук и истории; и, наконец, слияние антиинтеллектуализма с антирационализмом.

Главной движущей силой нынешнего антиинтеллектуализма стала видеокультура. Тот факт, что сегодня люди меньше читают книги, газеты и журналы - уже ни для кого не новость. С особой силой эта тенденция проявляется у молодого поколения, но она набирает обороты и затрагивает уже всех американцев, независимо от возраста и образовательного уровня.

Как отмечается в прошлогоднем докладе Государственного фонда в поддержку искусства (National Endowment for the Arts) меньше читают сегодня не только малообразованные люди. В 1982 г. 82 % людей с высшим образованием читали поэзию и прозу для собственного удовольствия; через двадцать лет этот показатель снизился до 67%. А более 40% американцев моложе 44 лет за год не прочитывают ни одной книги - ни художественной, ни научно-популярной. Не стоит и напоминать, что именно в этот период в нашу жизнь прочно вошли персональные компьютеры, интернет и видеоигры.

Так ли это важно? Фанаты новых технологий отметают плач по 'культуре печатного слова' как выдумки оторванной от жизни снобистской 'элиты' (ну конечно, кого же еще!). В своей книге 'Плохое - значит хорошее: как современная поп-культура делает нас умнее' ("Everything Bad Is Good for You: How Today's Popular Culture Is Actually Making Us Smarter") писатель-популяризатор Стивен Джонсон (Steven Johnson) заверяет: беспокоиться не о чем. Да, родители часто видят, как их 'живые, активные дети молча, с раскрытым ртом застывают перед экраном'. Но это зомбированное состояние - 'не признак атрофии умственных способностей. Это признак сосредоточенности'. Ерунда! Дело здесь не в сосредоточенности, а в том, от чего отгораживают себя малыши этим экраном, когда в десятый раз, словно в трансе, смотрят по видео один и тот же фильм.

Несмотря на агрессивную рекламную кампанию, призванную усадить перед видео детей чуть ли не с шестимесячного возраста, нет никаких данных, свидетельствующих о том, что созерцание происходящего на экране приносит им хоть какую-то пользу. Ученые из Вашингтонского университета провели соответствующее исследование, - его результаты были опубликованы в августе прошлого года - и выяснили, что с каждым часом, проведенным за видео, ребенок в возрасте 8-16 запоминает в среднем на 6-8 слов меньше.

У меня, конечно, нет научных доказательств, что читать запоем (помнится, именно этому занятию я предавалась в 13 лет, забравшись в шалашик, устроенный на дереве) - более эффективный способ стать информированным гражданином, чем часами сидеть за игровой приставкой Microsoft Xbox или потеть над составлением автобиографии для социальной веб-сети Facebook. Но именно неспособность сосредоточиться на чем либо надолго, ограничиваясь лишь 'блиц-визитами' в Интернет, на мой взгляд, проявляется в том, что люди сегодня не помнят даже событий, попавших в заголовки новостей совсем недавно.

Не стоит удивляться и тому, что 'черный пиар' сегодня действует так эффективно. 'Когда речь идет о письменном тексте, вы легко можете установить степень достоверности различных сообщений, - заметил недавно на страницах New Yorker критик Калеб Крейн (Caleb Crain). - Сравнение же двух видеорепортажей, напротив, требует усилий. Если зрителю приходится выбирать, какому из противоречащих друг другу сообщений по телевидению верить, он действует по наитию, или руководствуется точкой зрения, которая сложилась у него до просмотра передачи'.

Поскольку у потребителей 'видеокультуры' необходимость получать информацию в виде письменного текста вызывает все большее раздражение, все политики вынуждены доносить до людей свое 'послание' в максимально сжатой форме.

Сокращение продолжительности концентрации внимания у людей, порожденное видео, тесно связано со второй движущей силой антиинтеллектуализма в Америке - падением общего уровня знаний.

Людям, привыкшим, что президент объясняет важнейшие политические решения косноязычной фразой 'я - компетентный орган' , наверно, трудно даже вообразить, сколько усилий тратил Франклин Рузвельт в первые мрачные месяцы после Пирл-Харбора, чтобы разъяснить соотечественникам, почему вооруженные силы США на Тихом океане терпят одно поражение за другим. В феврале 1942 г. Рузвельт попросил американцев во время его радиообращений (так называемых 'бесед у камина') раскладывать перед собой географическую карту - так они получат представление о грандиозных масштабах театра боевых действий. Люди тут же расхватали в магазинах все карты; до 80% взрослых американцев включали приемники, чтобы послушать президента. Рузвельт говорил своим спичрайтерам: он совершенно уверен - если американцы поймут, на какое гигантское расстояние нужно доставлять грузы для снабжения войск, 'они стоически перенесут любые плохие новости с поля боя'.

Здесь мы рассказали не только о совершенно иной администрации и президенте, но и о совершенно иной стране и гражданах - людях, лишенных возможности увидеть на Google увеличенные спутниковые снимки любого уголка планеты, но куда более, чем наши современники, восприимчивых к знаниям и сложности происходящего вокруг. По данным социологического опроса, проведенного в 2005 г. National Geographic и Roper, почти половина американцев в возрасте 18-24 лет не считает необходимым знать, где находится страна, в которой происходят те или иные важные события. Более трети респондентов заявили, что знать иностранные языки 'совершенно незачем', и лишь 14% сочли это 'очень важным'.

А это подводит нас к третьему и последнему фактору, обусловливающему нынешнее 'отупение' американцев: речь идет не только об отсутствии знаний как таковых, но и о том, что люди кичатся своим невежеством. Проблема связана не только с пробелами в наших знаниях (здесь достаточно привести такой факт: по данным Государственного фонда поддержки естественных наук (National Science Foundation), 20% взрослых американцев считает, что солнце вращается вокруг земли); тревожит в первую очередь то, как много наших соотечественников самодовольно полагает, что такие знания им попросту не нужны. Этот синдром - назовем его антирационализмом - особенно опасен для наших общественных институтов и дискурса. Незнание иностранного языка или местонахождения важной страны - проявление невежества; но отрицание важности подобных знаний - воинствующий антирационализм в чистом виде. Токсичный 'коктейль' из антирационализма и невежества отравляет общественные дискуссии по всему спектру политических вопросов - от здравоохранения до налогообложения.

Простых способов побороть эту эпидемию не существует: попытки механически повысить средние баллы на стандартизированных экзаменах, пичкая учеников конкретными ответами на конкретные вопросы для конкретного теста, делу не помогут. Более того, те люди, что страдают от этой болезни, как правило, не осознают своего недуга. (Как отмечал Хофстедтер, 'никто же не считает, что он - против науки и культуры'). Давно уже пора провести общенациональную дискуссию на тему: действительно ли мы, американцы, придаем значение интеллекту и знаниям. И если нынешние выборы действительно станут прелюдией к 'эпохе перемен', то первым пунктом в программе реформ должен стоять вопрос о падении уровня общественного дискурса в стране, чей разум приучен обращаться к низким предметам.

Последняя книга Сьюзен Джекоби называется 'Эпоха неразумия в Америке' ("The Age of American Unreason")

(с) http://www.inosmi.ru/translation/239749.html

=================================

Как вы считаете - наблюдается ли в России подобное "массовое оглупление"?

0

2

Даже не знаю, как мне оценить общую массу… Если только устроить экскурсию по городам России и устраивать массовые опросы)))
Оценка будет завесить от выборки – например круг моих знакомых отупением не страдает. Интернет для них – источник для познания, место где можно прочесть интересующую тебя книгу, найти ответы на многие вопросы, изучить новый язык. Но это конечно зависит от конкретных целей определённо взятого человека)))

А вообще встречаю людей, которые не умеют решить в уме простейшие примеры, причина тому – калькуляторы. С одной стороны – ну и правильно, зачем напрягаться, когда можно сделать всё гораздо проще, мозг можно и чем то по вазнее нагрузить… С другой стороны – если так упрощаться во всём, то мозг станет не очень то нужным органом и атрофируется за ненадобностью)))

0

3

Ворона написал(а):

встречаю людей, которые не умеют решить в уме простейшие примеры, причина тому – калькуляторы

Это я.  :yep:  Калькуляторы плюс отсутствие природных способностей к математике-арифметике.

И всё-таки... мне кажется, что во время моей учёбы в школе дети старательнее получали знания. У нас только один парень почти не учился, и ему выдали справку что он прослушал курс школы, вместо аттестата.
А в классе моего сына, по-моему, полклассу учителя просто "рисовали" тройки. И таких справок никому не выдали - престиж школы хранили.
Мой сын читает неизмеримо меньше, чем я или его отец читали в юности. А нам тогда особо и нечем было больше занять своё воображение - по телеку ничего путного не показывали, видео массово появилось когда мы уже школы окончили, компьютеры и того позже...
И мне кажется, играть в игрушки детям сейчас намного интереснее, чем читать книги, пусть и через инет. А значит - меньше знаний, значит - меньше разминки для ума, значит - наши дети глупее нас. Не от природы, а от интеллектуальной запущенности.

0

4

Svetik написал(а):

Это я.    Калькуляторы плюс отсутствие природных способностей к математике-арифметике.

Это лишь как пример на тему "узкая специализация мозга"
Многие сейчас стремятся познать лишь то, что поможет выжить. А всё большее из наукоёмкого берут на себя машины. А не может ли в результате может получиться следующее - кучка гениев, которые создают все технические примбамбасы и общая отупевшая масса за которую эти примбамбасы думают?

Svetik написал(а):

И всё-таки... мне кажется, что во время моей учёбы в школе дети старательнее получали знания. У нас только один парень почти не учился, и ему выдали справку что он прослушал курс школы, вместо аттестата.А в классе моего сына, по-моему, полклассу учителя просто "рисовали" тройки. И таких справок никому не выдали - престиж школы хранили.Мой сын читает неизмеримо меньше, чем я или его отец читали в юности. А нам тогда особо и нечем было больше занять своё воображение - по телеку ничего путного не показывали, видео массово появилось когда мы уже школы окончили, компьютеры и того позже...И мне кажется, играть в игрушки детям сейчас намного интереснее, чем читать книги, пусть и через инет. А значит - меньше знаний, значит - меньше разминки для ума, значит - наши дети глупее нас. Не от природы, а от интеллектуальной запущенности.

Ну да, в школе ещё заставляют думать на различные темы, дальше направление мыслей может резко сузиться))
Я до сих пор не могу понять – хорошо ли это, с одной стороны – ты отличный профессионал конкретно в своём деле, с другой – туповат в остальном

0

5

Ворона написал(а):

А не может ли в результате может получиться следующее - кучка гениев, которые создают все технические примбамбасы и общая отупевшая масса за которую эти примбамбасы думают?

В качестве примера вспоминается мультик Валли, где один робот контролировал и управлял стадом людей)))

Отредактировано Ворона (Пятница, 12 сентября, 2008г. 11:31:08)

0

6

Ворона написал(а):

А не может ли в результате может получиться следующее - кучка гениев, которые создают все технические примбамбасы и общая отупевшая масса за которую эти примбамбасы думают?

А мне вспоминается один фантастический рассказ про человека в будущем, который заново изобрёл арифметику - сложение столбиком и умножение. Ему ещё начальство сначала не поверило, что его теории и методики "работают".)) А потом обрадовалось и нашло применение - делать военные артиллеристические расчёты на бумаге, а не приборами, которые "просвечиваются" приборами- шпионами. Т.е. - всё для уничтожения.))

0

7

человек как и любое животное приспосабливается к окружающиму миру!!  иначе не выживишь..  :D
вопрос в другом! мы сами строим мир вокруг себя!! и какой строим - такими мы и получаемся..
прогресс в техническом плане и регресс в умственном!!! так оно получается!! :D
я тоже где то читал (вроде фантастику) что человечество пошло не правильным путём развития!!
совершенствуя мир вокруг себя вместо мира внутри себя! и я с этим очень даже согласен!!!
лезем в космос, а люди до сих пор умерают от "детских" болезней.. (мож пример и не очень, но понятный..) :rofl:
вот монахи почти во всех религиях (и сами религии) предлагают совершенствовать самого себя и это правильно!!

0

8

АЛЬБ написал(а):

вот монахи почти во всех религиях (и сами религии) предлагают совершенствовать самого себя и это правильно!!

Общество выбрало другой путь, и свернуть с него будет крайне сложно

Да ладно, может ещё всё обойдётся и не отупеем... может всё пройдёт по другому сценарию? Например.. эээ... вы "Матрицу" давно смотрели?)))

0

9

Ворона написал(а):

эээ... вы "Матрицу" давно смотрели?)))

фиг знает.. и такое может быть вполне! :D

Ворона написал(а):

Общество выбрало другой путь, и свернуть с него будет крайне сложно

не так!! свернуть будет не возможно!! :dontknow:
ошибка была в самом начале развития.. когда кому то чего то всегда не хватало.. вот мы и продолжаем развиваться в сторону материальных благ.. а очаги знаний и гениальности всегда были и будут!! но не массово..

0

10

АЛЬБ написал(а):

не так!! свернуть будет не возможно!!  ошибка была в самом начале развития.. когда кому то чего то всегда не хватало.. вот мы и продолжаем развиваться в сторону материальных благ.. а очаги знаний и гениальности всегда были и будут!! но не массово..

А может оно и к лучшему?
Представь только - все поголовно занимаются самосовершенствованием своего разума и души... короче - всё человечество в трансе и с кем мне тогда пиво пить???)))

0

11

Ворона написал(а):

А может оно и к лучшему?Представь только - все поголовно занимаются самосовершенствованием своего разума и души

такого никогда не будет потому что лень страшная сила)))

0

12

Вчера посмотрела этот "закрытый показ" про 11 сентября.
Мне понравилась мысль создателя этого фильма (вернее автора книги), итальянца: Он сказал, что раньше человек был "хомо читающий", а сейчас - "хомо видиус". Т.е. информацию люди воспринимают именно в картинках. Он не говорил плохо это или хорошо, просо констатировал как факт, которым пользуются те, кто обрабатывает наши мозги.)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


*


Вы здесь » ХОРОШИЙ ФОРУМ » Архив форума » Массовое оглупление?


Создать форум. Создать магазин